Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Чистое» дело

Органическое фермерство может сделать украинцев супербогатыми
21 марта, 19:01
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Человечество отчаянно сопротивляется натиску продуктов, произведенных с участием химических и ГМО-технологий. Рух за натуральную (органическую) пищу начался еще в 1970-х, а в 1990-х был признан развитыми странами и получил от них всестороннюю поддержку. Сегодня мировой рынок органических пищевых продуктов, возрастая ежегодно на 10—15%, достиг свыше 75 млрд евро. По данным Опытного института органического сельского хозяйства FIBL (Швейцария), традиционными лидерами в мире по площадям под органическими культурами являются Австралия (22,7 млн гектара), Аргентина (3,1 млн гектара), США(2,0 млн гектара), Испания (2,0 млн гектара), Китай (1,6 млн гектара), Италия (1,5 млн гектара), Франция (1,4 млн гектара), Уругвай (1,3 млн гектара), Индия (1,2 млн гектара) и Германия (1,1 млн гектара).

ПИОНЕРЫ ИЛИ АУТСАЙДЕРЫ?

Ежегодно «органика» расширяет свой плацдарм. И это не только бизнес, но и подвижничество, которое основывается на философии сохранения окружающей среды, гармоничного единения человека с природой. Примечательно, что этого успеха органический мир добился, в том числе и благодаря украинским хлеборобам, в частности достижениям и исследованиям многолетнего руководителя сельхозпредприятия «Агроэкология» Героя Украины Семена Спиридоновича Антонца, который уже свыше сорока лет выращивает зерно, производит животноводческую продукцию без грамма химии. Его хозяйство превратилось в настоящую международную органическую академию, в которую ездят делегации со всех концов света. Его идеи пускают глубокие корни везде: от США — до Австралии, от Южной Африки — до Финляндии.

Ввиду этого обстоятельства, а также того, что наши богатые черноземы не требуют химии в таких объемах, в каких их вносят, скажем, в странах ЕС, можно было бы подумать, что Украина в органическом секторе сельхозпроизводства впереди планеты всей. Но это далеко не так. Согласно данным Офиса реформ направления органического производства при Минагрополитики, общая площадь сельскохозяйственных земель, имеющих статус органических и переходного периода составляет 381 173 гектара (0,89%). В Украине насчитывается всего на всего 426 операторов органического рынка, из них 294 производителя сельхозпродукции, 132 относятся к другим категориям — трейдеры, предприниматели, которые занимаются логистикой. В 2016 году объем органической продукции, экспортированной из Украины, составлял около 300 тыс. тонн на сумму свыше 65 млн долларов США, на внутреннем рынке реализовано продуктов на сумму 21 млн евро — приблизительно 0,5 евро на человека. Одним словом, пионеры органического движения, стали его аутсайдерами.

Эти показатели свидетельствуют не только о низком уровне покупательной способности населения, но и о том, что в стране до сих пор не сформировались философия органического производства и потребления, а также государственная политика по его развитию. У органических производителей — море проблем, намного больше, чем у традиционных, они касаются технологии, сертификации, логистики, кооперации, экспорта, маркетинга, организации бизнеса...

Их решения производители ищут на своих конференциях и конгрессах. Первый состоялся в весной 2017-го, второй — 15—16 марта 2018 года в Одессе. Он был инициирован Общественным союзом производителей органических сертифицированных продуктов «Органическая Украина 2018», Офисом поддержки реформ при Минагрополитики, организован компанией «Инфоиндустрия» при поддержке Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства UHBDP и украинско-швейцарского проекта поддержки органического производства( FIBL).

ВНУТРЕННИЙ ВЕКТОР

Поскольку органический сектор украинского АПК в основном ориентирован на поставку сырья за границу, участники форума сосредоточились на поиске путей развития внутреннего органического рынка и увеличения производства продуктов с добавленной стоимостью.

По выводам главы ассортиментного комитета ГС «Органическая Украина» Алексея Соломки, темпы развития внутреннего рынок органической продукции нельзя назвать достаточными. Пионером украинского органического рынка стала в 2007 году органическая гречка. В 2008-м уже работало 14 органических магазинов, которые реализовали 2000 единиц одного вида продукции, в 2009-м — 36 магазинов продали 12 тыс. единиц трех видов продуктов, в 2010-м — 84 магазина предложили 90 тыс. единиц шести видов продуктов, в 2014 году — 2000 магазинов разместили на своих полках свыше 600 тысяч единиц 21 вида продукции. В целом доля органических продуктов на рынке Украины составляет не более 0,1%.

Судя по дегустационной выставке, которую устроили организаторы конгресса совместно с производителями, ассортиментная линейка готовой отечественной органической продукции за последние пять лет расширилась рядом новых товаров. В перечне появились молочные продукты, масло, чай, джемы, кондитерские и хлебобулочные изделия, фруктовые пасты и соки, макароны.

Органическим прорывом 2017-го можно назвать открытие в Диканьке Полтавской области органического масложирового завода, а также создание производства органических чаев под торговой маркой MOL’FAR. Как рассказал руководитель проекта «УКРОЛИЯ ОРГАНИК» Максим Турко, новый завод способен ежегодно перерабатывать 18 тыс. тонн подсолнечных семян и 50 тыс. тонн сои, первую партию органического масла и макухи предприятие отправило в Голландию, Литву, Францию и Швейцарию. Сырье завод получает от сельскохозяйственного предприятия «Агроэкология». «Мы заинтересованы в расширении сырьевой базы, готовы помочь аграриям семенами и технологиями, планируем в ближайшее время открыть фасовочные линии», — рассказал Максим Турко.

Мировой органический опыт свидетельствует, что чистыми, свободными от химии могут быть почти все продукты, которые мы видим на полках супермаркетов: от сала и водки до конфет. Следовательно, нашим производителям, торговым сетям и маркетологам есть над чем работать.

ДВИГАТЕЛИ И ТОРМОЗА

Основным сдерживающим фактором органического рынка является очень низкая покупательная способность населения, а также неумение потребителей распознавать среди массы товаров настоящие органические продукты и отличать их от псевдоорганических, жаловался директор компании «Экород» Андрей Олефиренко. На многих товарах недобросовестные производители пишут «натуральний», «эко», «био», хотя к здоровым они не имеют никакого отношения. А поэтому важно постановить и внедрить в практику новый органический закон, должны действовать образовательные программы для потребителей, которые сориентируют их в море товаров и будут пропагандировать преимущества здоровой пищи.

Директор T.B.Fruit Олег Мочалюк считает серьезным препятствием для его бизнеса нехватку сырья. В Украине есть достаточно высокий спрос на органические соки из малины, яблок, однако органическое сырье для этого продукта в большом дефиците, потому что экспортируется в Европу. Не хватает площадей сертифицированных садов, а потому 99% сырья, из которого компания производит продукцию, выращивается в собственных или арендованных садах.

«Органическая корова — наибольший враг сельскохозяйственных культур — гречихи, кукурузы, пшеницы и др.», — такими странными словами начал свое выступление Олег Жуковский, глава наблюдательного совета ПРАТ «Этнопродукт», которое производит 66 органических продуктов — в основном мясо-молочных. «Если бы мы имели свинарник или курятник, то могли бы кормить птиц и свиней чужими кормами, однако содержание одной дойной органической коровы — это целый букет проблем, чтобы ее прокормить нужно много земли, как минимум два гектара...», — сообщил производитель. Из этого вытекает, насколько высокой является себестоимость органических молокопродуктов. Традиционный фермер на таких угодьях заработал бы раз в 10—20 больше. Цены на молочные продукты выросли вдвое, тогда как курс гривни упал втрое. Это красноречиво свидетельствует о характере органической экономики, которая едва сводит концы с концами. Ситуацию можно было бы поправить увеличением объемов реализации продукции. Залог развития внутреннего рынка — стимулирование его со стороны государства, считает производитель. По его мнению, заявления чиновников об успехах экспортного направления и намерениях развивать сельские территории категорически противоречат друг другу. Потому что экспорт сырья стимулирует развитие переработки за рубежом, но одновременно ставит крест на отечественной и перспективах села.

Исследования французского рынка свидетельствуют, что для производства органической продукции нужно в 2,5 раза больше трудовых ресурсов, чем для традиционной технологии. В Украине, где уровень технической вооруженности значительно ниже, органическое производство будет требовать в пять раз больше сотрудников. Вот ключ к решению проблемы трудовой занятости сельского населения. А потому нужно заботиться не об экспорте органической продукции, а прежде всего, чтобы она продавалась в Украине. «А потому я хотел бы от государства простого шага: сделайте государственный заказ на органический продукт для детского сада, школы и больницы. Если в некоторых западных странах, например Чехии, дошкольные, образовательные и медицинские заведения обязаны покупать 70% органических продуктов, то почему для нас это непосильная задача? Почему соответствующие государственные органы, призванные контролировать качество продукции, не могут сказать всю правду о неорганических продуктах, насколько они вредны?» — возмущался Жуковский.

Производитель предлагал сделать простые и понятные вещи, которые стали для Европы даже банальными, однако в Украине они звучат, как фантастика.

ШВЕЙЦАРСКИЕ «ОРГАНИЧЕСКИЕ» ЧАСЫ

За образец внутренней органической модели можно взять ту, которую построила маленькая Швейцария с площадью 41 тыс. кв км и 8,3 млн населения, выразила убеждение менеджер швейцарско-украинского проекта «Развитие органического рынка в Украине» (FIBL) Наталия Прокопчук. Эта страна, согласно данным исследования FiBL, имеет 141 тыс. гектар органических земель (13,5%), 6348 производителей, 1224 перерабатывающих предприятия, рынок продуктов органики составляет 8,4%. Успех обусловила соответствующая государственная политика, которая защищает внутренний рынок от зарубежной готовой органической продукции и стимулирует собственное производство. Здесь созданы мощные «зонтичные» организации производителей и трейдеров, развитая сеть консультационных услуг для фермеров, торговые сети ежегодно инвестируют в органическое производство достаточно большие деньги, не производители приходят в супермаркеты и уговаривают менеджеров, чтобы взяли их продукцию, а супермаркеты между собой конкурируют за органическую продукцию, за более широкую ассортиментную линейку. В этом соревновании выигрывают и производители, и потребители, объясняет Наталия Прокопчук. Большое значение также имеет политика устойчивого развития сельских территорий. Одним словом, органическая модель в этой стране работает, как швейцарские часы.

Когда же Украина достигнет швейцарского идеала в сфере органического производства? С такой слабой аграрной политикой, по-видимому, не скоро. Слава UHBDP, FiBL, «Добробуту громад» и другим международным проектам, которые помогают мелким фермерам внедрять новые аграрные технологии, создавать кооперативы и логистические центры!

Но, по-видимому, и наше государство наконец должно внедрить в своей деятельности хоть что-то из практики этих фондов. Во время «органического брекфеста», который состоялся за две недели до конгресса, заместитель министра аграрной политики по евроинтеграции Ольга Трофимцева высказалась против дотаций органическим производителям, мол, это может им только навредить. Ты смотри, а многомиллиардные дотации, которые получил в прошлом году МХП и другие латифундии, им почему-то не навредили! Министерство ставит себе в заслугу участие в международных выставках, где выставляется органическая продукция. В свой актив ведомство также записало выделение средств на компенсацию органической сертификации из бюджетов одной или двух областей. Но это лишь эпизоды, тогда как фермеры ожидают целостной государственной политики в сфере органического производства.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать