Давос-2018: особенности
Первым пунктом своей глобальной программы Эммануель Макрон видит образование. На что ставим мы?Нынешнее представление Украины на Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе выглядит более мощно. Помимо традиционного Украинского завтрака Фонд олигарха Виктора Пинчука в партнерстве с другими компаниями организовал еще одно мероприятие — Украинский дом, призванный представить лидерам мирового бизнеса инвестиционные возможности для украинских секторов ИТ и инноваций.
Сайт Фонда сообщает, что ключевой частью мероприятия в этом году была речь Президента Украины Петра Порошенко и дискуссия с его участием. Также в качестве спикеров выступили министр иностранных дел Канады Христя Фриланд, первый заместитель руководящего директора МВФ Дэвид Липтон, глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер, президент Польши Александр Квасьневский (1995—2005), генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (2009—2014).
«Основная дискуссия нынешнего Украинского завтрака в Давосе связана с главной темой 48-й Ежегодной встречи ВЕФ — «Создание общего будущего в переменчивом мире». Именно в этом контексте будет обсуждаться Украина: инвестиции, реформы, достижения, проблемы, вызовы и другие вопросы. Куда двигается Украина в переменчивой международной среде? Каким образом международные партнеры могут поддержать Украину в ее борьбе за территориальную целостность, свободу, а также в строительстве страны, которая полагается на европейские ценности?..» — говорится на сайте pinchukfund.org.
Петр Порошенко в своей речи подчеркнул, что «очень важно доносить правду о событиях в Украине, чтобы защитить мир от фейковых новостей, которые активно распространяются по миру», сделал акцент на том, что такие новости являются частью гибридной войны России не только против Украины, а против всего свободного мира.
По мнению Президента, Украина становится все более привлекательной для инвесторов, поэтому в стране проводятся реформы. «Я горжусь тем, что в этом году впервые я получил много запросов от иностранных инвесторов с предложениями о встречах. Большое количество крупных игроков инвестиционного рынка. Этого никогда ранее не происходило. Мы планируем внести изменения в налоговое законодательство, заменить налог на прибыль, чтобы стимулировать привлечение инвестиций, но только в случае, когда средства выводятся из Украины. Когда вы инвестируете в Украину — вы не платите налоги», — сказал глава государства. Также он отметил инициативу по созданию Национального бюро финансовых расследований.
В РАМКАХ ВСЕМИРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА В ДАВОСЕ ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ ПЕТР ПОРОШЕНКО ПРОВЕЛ ВСТРЕЧУ С ДИРЕКТОРОМ-РАСПОРЯДИТЕЛЕМ МВФ КРИСТИН ЛАГАРД. «ДЛЯ НАС ОЧЕНЬ ВАЖНО ПРОДОЛЖАТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО С МВФ СЕЙЧАС, В 2018 ГОДУ», — ПОДЧЕРКНУЛ ПЕТР ПОРОШЕНКО. «Я ОСОБЕННО ЦЕНЮ БУДУЩЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО И ПОСТОЯННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НБУ, ПОСКОЛЬКУ ЭТО ОЧЕНЬ НЕОБХОДИМО», — ОТМЕТИЛА КРИСТИН ЛАГАРД / ФОТО МИХАИЛА ПАЛИНЧАКА
Еще одна наболевшая тема — создание Антикоррупционного суда. «Мы продолжаем наше сотрудничество с МВФ. Я хочу поблагодарить Дэвида Липтона и Кристин Лагард, у нас была прекрасная встреча и обсуждение того, что и когда должно быть сделано. Включительно с вопросом об Антикоррупционном суде. Это является моей инициативой в парламенте. И мы должны ускорить встречу экспертов-законодателей, чтобы способствовать подготовке данного закона ко второму чтению», — сказал Петр Порошенко.
«Отдельный вопрос — с чем поехали в Давос наши политики по Антикоррупционному суду, — дает комментарий «Дню» народный депутат Остап ЕДНАК. — В Давос нужно ехать, чтобы привлекать ресурсы и инвестиции, показывая насколько у нас хорошая и перспективная страна, а не оправдываться, почему мы за это время не предприняли неотложные шаги для совершенствования себя. Мы должны иметь общий фронт в этом плане».
Показательно, что ровно год назад Президент отказался принимать участие в Украинском завтраке Пинчука, хотя в Давосе он находился и провел ряд встреч на высоком уровне. Бойкотировал мероприятие олигарха и ряд народных депутатов и экспертов. А все из-за так называемых «болезненных компромиссов» Виктора Пинчука, которые он обнародовал в конце 2016-го в американском издании Wall Street Journal. Тогда олигарх фактически вывел формулу компромисса ради достижения «мира» в Украине, условно признавая украинские территории за Украиной, но де-факто он предлагал отказаться от них в интересах оккупанта до лучших времен. Тогда статья Пинчука вызвала волну возмущения среди общественности и политиков. Что изменилось за год? Уже забыли?
«Похоже, у тех, кто поехал в Давос, действительно проблема с памятью, — говорит Остап Еднак. — Они забыли историю годичной давности, когда Пинчук предложил в известном издании «болезненные компромиссы» относительно оккупированных Крыма и Донбасса. В этом году, как видим, уже публичных дискуссий, ехать туда или не ехать, не было. Конечно, это хорошо, что создали «Украинский дом». Но кто создал? Фонд Виктора Пинчука является, в частности, партнером этого проекта. Он пытается таким образом восстановить свою репутацию. Разговоры о бизнесе и инновациях — это, безусловно, полезно. Но хорошо, что прошлогодние предложения Пинчука не обрели последующего воплощения в жизнь».
«Я думаю, что мероприятиям Пинчука средний бизнес может создать реальную альтернативу, — подчеркивает народный депутат. — Пока эти люди что-то начинают делать все равно под зонтиком Пинчука. Сейчас мы видим, что такие мероприятия неформального общения организует один олигарх, другой олигарх — Петр Порошенко — представляет Украину на официальном уровне. Ассоциация Украины как государства, которое имеет проблемы с коррупцией и воровством со стороны олигархов и которое представляют те же олигархи, — является большим негативом. Надеюсь, что украинский средний бизнес станет самостоятельнее и избавится от шлейфа не совсем добропорядочных людей. Возможность такая есть. Нужно откалываться от этих паразитов, бизнес которых напрямую связан с выкачкой государственных ресурсов. Те, кто поехал на сегодняшний Давос, просто не понимают, какие последствия это имеет для Украины. Ведь те же инновационные бизнесы будут впадать в зависимость от государственной политики, которая напрямую будет связана с теми или иными олигархами и финансово-промышленными группами».
«Потрясен количеством украинских политиков на завтраке в Давосе. Их что, дома не кормят?» — это уже реакция в FB блогера Сергея Иванова.
Наверное, их все-таки хорошо «кормят», поэтому они и едут. Хотя не все. Есть те, кто в течение многих лет занимает принципиальную позицию. Первым, кто призывал бойкотировать мероприятия семьи Кучмы — Пинчука, был общественный деятель, пострадавший в деле Гонгадзе — Подольского» Алексей Подольский. Позже эту инициативу подхватила на то время еще общественная активистка, а ныне глава парламентского комитета по иностранным делам Анна Гопко. Их призывы прозвучали еще задолго до «болезненных компромиссов» и были связаны главным образом с тем «вкладом», который внес во время своего президентства Леонид Кучма в «развитие» Украины. В частности, касалось это и упомянутого «дела Гонгадзе — Подольского», в котором заказчики до сих пор не наказаны.
В марте 2017 года в интервью «Дню» (№38-39) Анна Гопко заявила: «Проблема в том, что в Украине за многие годы власть так и не смогла создать площадку, подобную пинчуковскому так называемому Ялтинскому форуму (еще одно известное мероприятие Пинчука. — Авт.). Это направление было отдано на попрание олигархам, которые с помощью подобных мероприятий отбеливают свой имидж и пытаются распространить влияние. Они имеют своих представителей в парламенте, которых вырастили, в частности, с помощью программы «Завтра.UA». Неужели власти нужен Пинчук, чтобы организовать такую платформу, как YES? Нам нужно разрывать связи олигархов и так называемых элит, которые все вместе позиционируют себя как представители государства, а на самом деле пекутся только о своих интересах и капиталах. Аргументация тех, кто туда едет, мол, для того, чтобы представить мнение общества, не является приемлемой. Во-первых, вы своим присутствием легитимизируете мероприятие Пинчука, а во-вторых, представить свою позицию можно и на других площадках. Если их нет, все равно нужно искать способы и делать все, чтобы такие площадки появились в Украине».
В мае прошлого года Анна Гопко уже обращалась к власти с предложением положить начало на государственном уровне международной площадке, альтернативной пинчуковской, где бы Украина могла представлять себя и защищать свои интересы. Но власть не откликнулась на это предложение. Вероятно, ей выгоднее пользоваться имеющимися олигархическими площадками. Собственно, как и так называемым «еврооптимистам» или «антикоррупционерам». Возникает вопрос — неужели Президент настолько зависит от олигархической системы? Или он является ее участником? Вопросы актуальны, тем более, если Петр Порошенко собирается баллотироваться на второй срок. «Мое решение будет зависеть от того, насколько следующие полгода будут успешными», — сказал он в Давосе. Если нет желания ломать существующую кланово-олигархическую систему, тогда с чем идти на второй срок?
В этом как раз большая проблема, ведь когда оцениваешь поведение большинства нынешних политиков (не имеет значения, из предыдущей или нынешней власти), создается впечатление, что в стране нет войны, нет оккупированных территорий, нет жертв. Они (старые и молодые) считают абсолютно нормальным посещать мероприятия, организованные людьми, против которых восстал Майдан в 2004-м и которые фактически привели страну к войне. Между тем, в том же Давосе глобальные игроки решают совсем другого уровня вопросы. Экономист Владимир Спиваковский пишет у себя в FB: «В Давосе сегодня новый поворот! Обратите внимание на первый пункт глобальной программы Макрона! Образование. Причем, образование совсем другое, чем раньше. Потому что им нужны совсем другие мозги...» А с чем приехали украинские политики?
РЕАКЦІЯ СОЦМЕРЕЖ
Выпуск газеты №:
№13-14, (2018)Section
Экономика