Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Давос. Рефлексии

Какие выводы нужно сделать из Всемирного экономического форума 2019 года?
31 января, 19:09
ФОТО REUTERS

Главной темой рубрики «События» в Давосе стало происшествие, что случилось в первый день Всемирного экономического форума, — 22 января на переезде поезд швейцарской железнодорожной компании SBB столкнулся с автомобилем Volkswagen. Местные СМИ сообщили о гибели трех британских бизнесменов, которые находились в автомобиле.

В случившемся событии есть скрытый смысл: планировалось, что главной темой форума будет глобализация и формирование мировой архитектуры в эпоху четвертой промышленной революции, в реальности же наибольшее внимание на Давосе-2019 было уделено вопросу выхода Великобритании из Евросоюза и последствий этого выхода.

РАЗВОД

Члены делегации Великобритании в Давосе вели активные переговоры о подтверждении торгового режима с ключевыми партнерами — министр внешней торговли Л.Фокс провел их с представителями Южной Кореи, Гонконга, Израиля. В канун Давосского форума такие переговоры состоялись с Австралией, Канадой и Новой Зеландией. По словам британского министра, стороны согласились подписать соглашения по торговле на уровне «как в ЕС или лучше» в ближайшие месяцы, Великобритания рассчитывает заключить их до конца марта 2019 года, когда автоматически должен включиться режим «жесткого» Brexit.

Независимо от того, в каком режиме будет осуществляться выход Великобритании из Евросоюза, она останется наибольшим торговым партнером ЕС и главным инвестиционным хабом. И здесь важным становится вопрос: кто после Brexit будет более привлекателен для инвестиций — Великобритания или ЕС? Ведь весьма возможно, что, невзирая на «транзитный» спад 2019-2020 гг., в конечном итоге Великобритания выигрывает от выхода из ЕС. Минэкономики Великобритании в канун форума в Давосе приводило данные Deloitte и UNCTAD о прямых иностранных инвестициях в мире в 2019 году, согласно которым в «режиме ожидания» выхода из Евросоюза экономика Великобритании нарастила привлечение инвестиций на 20%, тогда как в ЕС отмечался спад на 70%. Да и темпы роста ВВП Великобритании в последние годы стабильно выше, чем в зоне евро, и чаще всего выше, чем в целом по Евросоюзу.

Поэтому логично, что главной темой обсуждения на Всемирном экономическом форуме были события, которые может спровоцировать жесткий Brexit для наибольших экономик Евросоюза — Германии, Франции, Италии, Испании, Нидерландов и Португалии. Последствия Brexit для ЕС предусмотреть достаточно сложно. Но, ввиду того, что рост ВВП Евросоюза в 2016-2018 годах был очень неуверенным, любое сильное политическое или экономическое событие, если оно совпадет с Brexit, может испугать инвесторов.

В сравнении со многими другими членами ЕС у Великобритании есть несколько важных преимуществ — крепкая банковская система и инвестиционные потоки, замкнутые на Лондон. Наконец, приток капитала в Великобританию в 2015—2018 годах может объясняться и среднесрочным «побегом от рисков» капитала с ЕС. В этом смысле Туманный Альбион может рассматриваться как европейская альтернатива инвестициям в США, а вложения в его экономику* как гарантия сохранения рынка Великобритании после Brexit.

ЗАМЕДЛЕНИЕ

Второй по важности темой дискуссий в Давосе была подготовка к возможному снижению темпов роста ВВП или даже рецессии в Евросоюзе и связанных с ним экономиках. Хотя до этого года перспективы замедления мировой экономики связывались преимущественно с Китаем, появление данных за четвертый квартал 2018 года из стран ЕС и зоны евро дало основания ожидать весомого вклада Европы в общее торможение экономик — 21 декабря МВФ снизил оценки мирового экономического роста на 0,1-0,2 п.п. в 2019—2020 годах исключительно из-за ухудшения ожиданий в зоне евро.

Все это вынуждает нас серьезно насторожиться — по причине сильной связки украинской экономики с экономиками Евросоюза и КНР (это ключевые внешнеторговые партнеры Украины). Кстати, в Китае, куда мы отгружаем миллионы тонн сельхозпродукции и железорудного сырья, и очень гордимся этим, по итогам прошлого года зафиксированы самые низкие темпы экономического роста за последние 30 лет. Вполне возможный сценарий развития — снижение спроса на украинское сырье и полуфабрикаты. У нас есть план «Б» на этот случай? Экспортно-сырьевая модель экономики, классическим образцом которой, к сожалению, является Украина, априори предусматривает высокую чувствительность к внешним шокам, будь-то колебание цен на сырьевые товары или проблемы в экономиках основных торговых партнеров.

Необходимо понимать: не могут быть сельское хозяйство и торговля «царицами», а промышленность — «серостью на побегушках». Кроме переориентации экономики Украины на путь инновационно-технологического развития, о чем я пишу и говорю постоянно, есть еще одно действенное мероприятие, которое позволит снизить чувствительность к внешним шокам.

Какие европейские страны легче других пережили мировой экономический кризис 2008 года? Германия, Польша (где вообще обошлось без спада экономики) и Франция. Что их объединяет? Это страны с большим населением и очень емким внутренним рынком, который в достаточно большой мере напитывается продукцией отечественного производства. Украине, как одной из наибольших стран Европы, нужно сделать своим конкурентным преимуществом емкий внутренний рынок, который должен быть наполнен в значительной степени и отечественной продукцией.

Формирование внутренней конкуренции в нашей стране и создание емкого внутреннего потребительского рынка — вот наши ключевые задачи (наряду с переходом к модели инновационно-высокотехнологического развития). В контексте решения этой задачи нужно сделать максимум для создания действенного механизма развития малого и среднего бизнеса, услуги и продукция которых должны стать образовывающими для формирования внутреннего рынка, а также для облегчения доступа предприятий малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам. Это тем более важно с учетом того, какую роль средний и малый бизнес играет в развитых экономиках — он составляет основную их часть. Поднимется в Украине средний и малый бизнес — появится и емкий потребительский внутренний рынок, поскольку создание новых рабочих мест позволит работникам тратить полученные доходы на внутреннем рынке. Возникает вопрос: как сделать, чтобы часть внутреннего спроса направлялась на покупку отечественной продукции? Есть несколько вариантов, один из которых — программы кредитования с обязательным условием покупки на предоставленные в кредит средства украинских товаров. Можно воспользоваться и опытом Турции, где во время госзакупок установлена квота на обязательное приобретение продукции местного малого и среднего бизнеса.

ПОСТПРАВДА

Возвращаясь к событию, что случилось в первый день Всемирного экономического форума, — через несколько дней информация была уточнена: к счастью, никаких британцев в немецком автомобиле не было, и вообще в нем не было никого. Кто именно оставил пустой немецкий автомобиль на железнодорожном переезде в Давосе — неизвестно. Но специфическим символизмом это отдает — не исключено, что Brexit может стать серьезным вызовом для экономики Евросоюза, и это негативно отразится на связанной с ним экономике Украины. В том случае, если мы будем продолжать надеяться на внешнюю торговлю сельскохозяйственным сырьем и металлургическими полуфабрикатами, а также на заполнение внутреннего рынка только импортной продукцией.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать