Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Для чего Украине ГЭКА?

Бизнес — о государственной поддержке экспорта: «...Обычно там люди просто не понимают, кого они представляют»
07 сентября, 12:02

Украинская власть обещает экспортерам поддержку на внешних рынках. Недавно вице-премьер-министр Украины Сергей Тигипко заявил, что Кабинет Министров создаст государственную компанию, которая будет предоставлять гарантии по экспортным контрактам крупным украинским товаропроизводителям. По его словам, соответствующий законопроект, который решает этот вопрос, уже есть, и Верховная Рада рассмотрит его уже в сентябре. Тогда же будет создано специальное агентство по поддержке экспорта. Тигипко также отметил, что подобные компании, которые оказывают экспортерам поддержку и гарантии по контрактам, существуют, в частности, во Франции, Германии и Италии.

Подробности пока что не разглашаются. Впрочем, вероятно, что речь идет об измененном Законе Украины № 9373 «О государственной финансовой поддержке экспортной деятельности». Верховная Рада приняла его 17 мая. Он был направлен «на создание благоприятных условий для расширения экспортного потенциала отечественных субъектов ведения хозяйства, обеспечения защиты украинских экспортеров от риска неплатежей и финансовых потерь, повышения конкурентоспособности товаров украинского происхождения на мировых рынках». И именно в этом документе было предусмотрено создание Государственного экспортно-кредитного агентства (ГЭКА), которое бы занималось господдержкой страхования экспорта. Тем не менее, по просьбе правительства Президент Виктор Янукович его ветировал. «В процессе работы над законопроектом, целый ряд народных депутатов внесли поправки в данный закон, в сущности, изменили его суть», — объяснил в конце июля премьер-министр Николай Азаров. И добавил, что законопроект переделали и опять отдадут на рассмотрение парламента.

Экспортно-кредитное агентство, в частности, должно было страховать и перестраховать экспортные кредиты, предоставленные банком-резидентом как украинскому экспортеру, так и зарубежному покупателю для гарантирования выполнения условий внешнеэкономического контракта, а также контракты отечественных экспортеров от коммерческих и некоммерческих рисков во время выполнения экспортного контракта. Оно смогло бы гарантировать выполнение обязательств украинскими экспортерами во время участия в международных тендерах. При убытке в случае коммерческого риска ЭКА возмещало бы экспортеру до 90% суммы внешнеэкономического договора, а в случае некоммерческого риска (политических рисков) — до 85%.

Страхование экспортных операций является одним из самых эффективных направлений стимулирования и защиты экспорта. Его применяют не только развитые страны, но и страны с развивающейся экономикой.

Эксперты также отметили минусы закона. В частности, то, что главу агентства выбирает лично премьер-министр, и именно правительство определяет перечни банков-кредиторов и экспортных товаров, которые будут задействованы в программе финансовой поддержки экспортной деятельности. Что создает возможность для предоставления поддержки исключительно лояльным к власти компаниям. Кроме того, они увидели в нем механизм для злоупотреблений. Ведь по закону государство предоставляет банкам кредиты для выдачи их иностранным покупателям под обязательство закупить товары украинского происхождения. А следовательно, можно специально для этого создать оффшорную компанию, которая потом окажется неплатежеспособной, а агентство возместит банку-кредитору большую часть убытков. Насколько прозрачным будет нынешний законопроект, узнаем впоследствии. Пока что текст «доработанного» документа пока не удалось разыскать.

Отметим, что это уже не первая попытка государства усилить позиции своих компаний на внешних рынках. В 2010 году украинские торговые миссии за рубежом решили перевести из сферы управления Министерства экономики в сферу управления Министерства иностранных дел. В 2011 году МИД и представители крупнейших украинских компаний, среди которых «Приват», СКМ, Eastone, Group DF, «Смарт-холдинг» и другие, подписали меморандум о сотрудничестве. Министерство должно было помогать организовывать зарубежные визиты для представителей украинских компаний, встречаться с их партнерами, представлять бизнес потенциальным потребителям и партнерам и тому подобное.

Весной этого года министр иностранных дел Константин Грищенко заверял журналистов, что его ведомство уделяет все больше внимания продвижению украинского экспорта на новые рынки. «Мы продолжаем рассматривать ЕС как основной приоритет, но осознаем, что для достижения того уровня экономического развития, который позволяет полностью интегрироваться в Евросоюз, нам необходимо активно работать на всех рынках, где есть возможность продвижения наших товаров», — отметил он тогда.

«Я не видел особой эффективности от миссий. Обычно там люди просто не понимают, кого они представляют и что нужно. Хотя помогают предоставлением статистических данных, проверкой зарубежного партнера, информацией о чьей-то бизнес-активности. Но это уже хорошо попросить надо», — рассказал «Дню» на условиях анонимности руководитель одной из экспортно-ориентированных компаний. Впрочем, компании-экспортеры таки отмечают позитив: посольства сами выходят на предприятия с предложениями о возможных контактах, сообщают о бизнес-форумах, где есть возможность устроить презентацию продукции, провести деловые переговоры по поводу поставок.

Между тем есть разные взгляды на то, как именно государство должно продвигать свою продукцию на экспорт. Если говорить о представительствах, то в мире существуют торговые палаты и деловые ассоциации, которые работают на своих многочисленных членов. Миссии же могут выезжать на определенный срок в какие-то страны для выполнения конкретных заданий, в частности — наладить связи в труднодоступной для бизнесменов стране.

В США торговые представительства подчинены министерству торговли, которое содействует развитию конкурентоспособности страны на мировом рынке. В этой стране для продвижения американских товаров и услуг по всему свету прилагают все усилия. Министерство координирует разработку федеральных программ, убирает препятствия для развития экспорта и тому подобное. В координационный комитет содействия развитию торговли входят представители министерств, агентства международного развития и управления по делам малого бизнеса. В Австралии и Канаде функции министерств иностранных дел и внешней торговли объединили.

Для того, чтобы Украина была действительно конкурентоспособной на мировых рынках, ей нужно решить этот вопрос в комплексе. То есть как создать агентство по поддержке экспорта (которое работало бы при этом на прозрачных условиях), так и максимально поддержать экспортеров на дипломатическом уровне.

Хотя достичь такого уровня лоббирования своих интересов, как у мировых лидеров, у нее все-таки вряд ли получится. Ведь на экономику этих стран работают, в частности, и разведывательные структуры, которые имеют большой опыт и тому подобное. Например, израильская разведка в свое время получила задание создавать условия для будущего установления дипломатических и экономических отношений с различными странами. В то время, когда заданием ведомства было содействие продаже израильского оружия, оно предлагало странам еще и сельскохозяйственную технику, и те были вынуждены ее покупать «в пакете».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать