Как несвоевременны решения власть имущих. Когда они за что-нибудь, наконец, решаются взяться, жизнь уже ушла вперед, и они снова остаются перед разбитым корытом.
Павел Скоропадский, выдающийся украинский государственный и политический деятель, военачальник, последний гетман Украины

Долгое эхо «большой приватизации»

Как «Мотор Сич» спасла бизнес 9 состоятельных итальянских семей от нищеты, но втянула Украину в международный оборонный скандал
6 августа, 2020 - 09:32
ФОТО С САЙТА MOTORSICH.COM

Группа «DCH» харьковского бизнесмена Александра Ярославского подтвердила, что будет совместно с китайской компанией «Skyrizon» развивать запорожское авиапредприятие «Мотор Сич». Об этом «Дню» сообщили в пресс-службе «DCH».

«Сегодня представители группы «DCH» Александра Ярославского достигли договоренности с китайскими инвесторами, представляющими «Skyrizon Aircraft Holdings Limited». Обе стороны будут вести всестороннее сотрудничество, совместно осуществляя деятельность по развитию украинского авиастроения и, в частности, запорожской «Мотор Сич», — говорится в сообщении.

Других деталей сделки в группе не раскрывают.

Напомним, что 7 июня 2019 г. Антимонопольный комитет (АМКУ) получил совместное заявление «Укроборонпрома» и китайских компаний «Skyrizon» и «Xinwei» на концентрацию более 25% и 50% акций «Мотор Сичи». В конце ноября комитет продолжил рассмотрение заявки, однако, как рассказывал советник главы «Укроборонпрома» Руслан Корж, к июлю 2020 госконцерн больше не претендовал на долю в «Мотор Сичи».

В декабре того же 2019-го президент «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев рассказал, что он решил не закрывать завод, а найти инвесторов. Инвесторы из Китая пообещали вложить в предприятие $250 млн.

За полтора года до «сделки с китайским инвестором» — 23 апреля 2018 — сотрудники СБУ провели масштабные обыски в главном офисе «Мотор Сичи» в Запорожье.

Официальная версия — не дать возможности иностранному владельцу акций получить полный контроль над мощностями и разработками украинского стратегического завода, а затем перенести их за границу.

По данным следствия СБУ, в рамках проводимой в 2016 году сделки купли-продажи акций «Мотор Сич», на сегодняшний день 56% акций предприятия опосредованно владеет некий гражданин Китая, владелец Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co, поэтому спецслужбы Украины видели риск в переносе производства вертолетов на территорию Китая и закрытия его в Украине.

Напомним, что «Мотор Сич» — одно из главных авиационных предприятий постсоветского пространства. Предприятие производит авиадвигатели и газотурбинные установки, поставляя свою продукцию в более чем 100 стран. За первое полугодие 2020 г. «Мотор Сич» получила 562 млн грн чистой прибыли.

Зачем «Мотор Сичи» был нужен «китайский инвестор»?

За последние годы «Мотор Сич часто оказывалась в фокусе внимания как украинских, так и иностранных СМИ, а также... правоохранительных органов.

Так, например, в декабре 2016 года военная прокуратура Южного региона Украины сообщала о возбуждении уголовного дела по закупке вертолетов в «Мотор Сич». Тогда пресс-служба ведомства заявляла, что по контракту между предприятием и Министерством обороны Украины для Вооруженных сил Украины были закуплены вертолеты, которые не пригодны к использованию в военных целях. При этом должностными лицами воинской части, для которой была приобретена техника, машины были приняты и поставлены в штат части. В ведомстве также отметили, что эти же вертолеты уже были проданы Министерством обороны Украины «Мотор Сич» в 2010 году как избыточное военное имущество, непригодное к использованию.

Комментируя заявление военной прокуратуры агентству Укринформ, президент и генеральный конструктор ОАО «Мотор Сич», народный депутат Вячеслав Богуслаев назвал его ошибкой.

«Военная прокуратура просто пока не разобралась в том, что вертолеты бывают разные. Например, транспортно-десантные вертолеты, согласно техзаданию, не могут иметь и не имеют оборудования и технических характеристик боевых вертолетов. Они предназначены для других целей: для переброски боевой силы и именно этим характеристикам должны соответствовать и соответствуют. Прокуратура просто пока в этом не разобралась, разберется, и все будет нормально», — заявил Богуслаев.

В руководстве «Мотор Сич» тогда также подтвердили факт закупки в Минобороны в 2010 году нескольких вертолетов в нерабочем состоянии, сообщив, что они были модернизированы в транспортно-десантные вертолеты.

В следующем году «Мотор Сич» стала объектом следственных действий Генпрокуратуры и СБУ. 20 июля 2017 на предприятии произошли обыски по делу, которое вел Департамент по расследованию особо важных дел в сфере экономики ГПУ. На следующий день пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган прокомментировала обыски, сообщив, что выявлена преступная схема растраты средств ОАО «Мотор Сич» с последующим их присвоением.

«В течение 2013—2016 годов служебные лица ОАО «Мотор Сич» приобрели «мусорные» ценные бумаги путем перечисления денежных средств в сумме более 350 млн грн на расчетные счета ряда предприятий с признаками фиктивности, которые в дальнейшем обналичивались через банковские учреждения. По состоянию на настоящее время завершено проведение обысков на основных объектах и по месту жительства ключевых фигурантов, задействованных в противоправной схеме, следствием которых является изъятие 500 тыс. долларов США и значительного объема антикварных ценностей, в отношении которых решается вопрос об аресте», — отметила пресс-секретарь Юрия Луценко.

На озвученные прокуратурой обвинения в «Мотор Сич» отреагировали, обнародовав официальное заявление на сайте предприятия. В нем было указано, что общество не контролирует процесс распоряжения своими активами владельцев акций предприятия, так как с 1994 года является акционерным обществом с частной формой собственности и не входит в состав предприятий-участников Государственного концерна «Укроборонпром», которые должны согласовывать с государственными структурами отчуждение акций.

Что касается обвинений в завышении цен на двигатели с последующим выводом этих средств через фиктивные структуры, то на «Мотор Сич» заявили, что они не устанавливают самостоятельно цену на оборонные заказы: «она принимается (утверждается) на уровне заказчика — Министерства обороны Украины. ПАО «Мотор Сич», выполняя такие заказы, действует строго в рамках нормативных актов, регулирующих данный вопрос, и заключает их несмотря на убыточность для предприятия с целью содействия повышению обороноспособности страны, освоению производства военной техники, которая способна заменить физически и морально устаревшее вооружение, которое годами закупалось только у зарубежных производителей».

А в 2018 году ПАО «Мотор Сич» оказалось в центре громкого международного скандала. В России начался судебный процесс по обвинению ряда российских коммерсантов, чиновников и руководителей предприятий Минобороны Российской Федерации в незаконной продаже Украиной турбореактивных двигателей для крылатых ракет Х-55 класса «воздух — земля» средней дальности.

Суть уголовного дела в том, что в 2012—2013 годах руководство федерального казенного предприятия «Государственный Казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» (ФКП ГкНИПАС, расположенный в 60 км от Москвы) заключило госконтракт на утилизацию 93 двигателей, снятых с ракет Х-55 , способных нести ядерный заряд. Но вместо утилизации двигатели были отремонтированы и через ряд фиктивных фирм проданы под видом металлолома украинскому ПАО «Мотор Сич», которое ранее и производило их для нужд Минобороны СССР.

Информацию о том, что двигатели были проданы именно ПАО «Мотор Сич» по цене 1,2 млн рублей за штуку подтвердил предприниматель Михаил Дзама, который помогал «отмывать» и обналичивать деньги в ходе операции. В феврале 2018-го горсуд Воскресенска приговорил Дзаму к двум годам лишения свободы. А также бывший начальник вышеупомянутого полигона Олег Пронин, который пошел на сделку со следствием и сдал всех сообщников.

Кроме руководства подмосковного полигона авиационных систем (ГкНИПАС) и приближенных предпринимателей в незаконных сделках по продаже двигателей участвовали должностные лица Министерства торговли и промышленности РФ, ЗАО «Южно-Уральский специализированный центр утилизации» («Южно-Уральский СЦУ») и «Тураивского машиностроительного конструкторского бюро «Союз» (ТМКБ «Союз»).

Предприятие «Мотор Сич» по украинским законам ничего не нарушало. Оно купило свои же старые двигатели — фактически, металлолом. Но ситуация малоприятная, потому что ведущим странам мира достоверно известно: в 2013 году Украина не имела ни ядерных, ни термоядерных, ни фугасных, ни каких-либо других боевых частей (БЧ) к ракетам Х-55 или Х-55СМ, поскольку в Украине такие БЧ никогда не производились; до 2013 года, то есть до даты поставок двигателей из России, в Украине не осталось ни одного стратегического бомбардировщика, способного осуществить пуск Х-55 или Х-55СМ; в 2013 году Украина не имела никакого вероятного противника. Государство тогда еще полагалась на Будапештский меморандум, потому вообще мало занималось развитием собственных вооруженных сил.

До сих пор открыми остаются вопросы: зачем ПАО «Мотор Сич» покупало двигатели для крылатых ракет Х-55; где и когда «потерялись» эти двигатели; кто эти двигатели «нашел»?

В истории с «китайским инвестором» 80-летний владелец «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев на самом деле втянул Украину в глобальное противостояние.

«Это вопрос, который, я считаю, важен для Украины, но также важен для США, для Европы, для Японии, Австралии, Канады, других стран», — отреагировал на информацию о продаже компании «Мотор Сич» китайскому инвестору американский советник по национальной безопасности Джон Болтон в комментарии «Радио Свобода» 27 августа прошлого года.

Аналитики говорят, что на кону для Украины потенциально стоят миллиарды долларов инвестиций из Китая, тысячи рабочих мест, а также членство в НАТО и поддержка союзников в войне с Россией... Но семья Вячеслава Богуслаева занята решением других, очевидно, более актуальных для них вопросов. На днях украинские медиа узнали о том, что сын Вячеслава Богуслаева — Александр Богуслаев — спас от «банкротства» 9 итальянских семей, приобретя у них остров у берегов итальянской Лигурии — Галлинари — за 10 млн евро.

40 лет островом владели 9 состоятельных итальянских семей. На острове был дорогой ресторан и виллы этих семей. В последние годы в Италии экономический кризис, который с наступлением эпидемии коронавируса существенно усилился. Поэтому состоятельные итальянские семьи решили продать остров, чтобы спасать свои бизнесы. И помогли им не кредиты МВФ и не донорская помощь МВФ, а банальная украинская... коррупция и «большая приватизация» президента Кучмы. Ведь именно благодаря им вот уже третий десяток лет украинские олигархи, а теперь уже и их дети, шокируют мировые СМИ своими невероятными доходами и приобретениями.

 

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ