«Донбасс станет локомотивом Украины или клоакой»
Эксперты рассказали о проблемах предпринимателей, путях их решения и перспективах региона после АТОРуководитель Клуба предпринимателей Донбасса Петр Тесновский занимается консалтингом. В начале июля предприниматель выехал из Донецка в Киев, теперь разворачивает бизнес в столице. «Теперь работаю в основном в социальных проектах, помогаю другим предпринимателям в условиях АТО. Проводил переговоры относительно открытия молодежной бизнес-студии — в Донецке на базе нашего клуба такая работала пять сезонов, учили молодежь основам предпринимательства. Спрос на консалтинговые услуги в Киеве широкий, но и конкуренция серьезная. В Киеве несколько другие «правила игры», вот изучаю их, и пока сосредоточен на общественных инициативах», — делится Петр Тесновский.
Бизнесмен подтверждает, что предприниматели Донбасса работают в ужасных условиях, в зоне боевых действий остались в основном те, кто поставляет населению «товары для выживания», например, мелкие торговцы продуктами. Остаются на востоке Украины и предприниматели, у которых нет средств на переезд или которые боятся новых условий для предпринимательства. «Бизнес очень сильно «схлопнулся» и, боюсь, это надолго», — подытоживает Петр Тесновский.
Предпринимателей Донбасса волнует регуляция отношений с государством и банками. Руководитель Клуба предпринимателей Донбасса перечисляет проблемы, с которыми сталкиваются бизнесмены Востока: «До 15 сентября нужно подать налоговый отчет. А куда подавать отчет, если предприятие зарегистрировано в городе под контролем ДНР? Кроме этого, недавно мне вдруг закрыли кредитную линию в банке, потому что я якобы нахожусь в зоне АТО. Сообщил, что я Киеве, а мне говорят: переведите бизнес сюда, докажите, что у вас все хорошо, тогда посмотрим».
Другая проблема — расчеты с работниками, которые, например, выехали из зоны АТО на время отпуска, но «оно затянулось, вернусь я не скоро, потому что уже здесь работу нашел». Чтобы уволить такого человека, по закону владелец предприятия должен вместе с работником прийти в службу занятости и подтвердить разрыв контракта. В условиях войны сделать это невозможно. Кроме этого, предприниматель должен платить за такого «работника» социальный взнос. Петр Тесновский подытоживает: «Госаппарат не имеет оснований делать что-то экстраординарное, потому что официально военных действий в Украине нет».
ФОРС-МАЖОРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
С июня около 1200 предпринимателей обратились в Торгово-промышленную палату Украины с просьбой засвидетельствовать форс-мажорные обстоятельства, почти все заявления — от бизнесменов из Донецкой и Луганской областей. Ранее понятие «форс-мажора» в Украине было, скорее, теоретическим, соответствующие сертификаты изредка выдавали компаниям, работающим на международные рынки, или фермерам, которые пострадали в связи с засухой или другими стихийными явлениями.
Форс-мажор — обстоятельства, которые на определенное время делают невозможным выполнение предпринимателем обязательств перед государством, бизнес-партнерами и так далее. Соответственно, сертификат, подтверждающий наступление таких обстоятельств, временно освобождает предпринимателя от обязанностей по контрактам, позволяет оттянуть уплату налогов.
Отношение самих предпринимателей к форс-мажорным сертификатам неоднозначно. Предприниматель из Донецка, руководитель общественной организации «Альянс» Светлана Закревская должна была получить справку о форс-мажоре, чтобы отсрочить уплату налогов. «Сначала нужно пойти в Торгово-промышленную палату, взять у них справку о наступлении форс-мажора, написать заявление, приехать в Мариуполь с этими бумажками и подать их лично. Потом в течение двух недель будет рассмотрение. И это — платная услуга. Тем более, не факт, что твое заявление рассмотрят положительно», — рассказала Светлана Закревская в комментарии «Донецкому пресс-клубу».
В ТПП процедуру получения форс-мажора называют «понятной и открытой». Донецкая ТПП теперь работает в Краматорске, Луганская — в Северодонецке, подать заявление можно и в Торгово-промышленную палату Украины в Киеве или через интернет. Вообще, услуга стоит 1 920 гривен, но справка о невозможности выполнить обязательство перед государством обойдется в 240 гривен. Вице-президент Торгово-промышленной палаты Украины Михаил Непран добавляет: «У нас налажены контакты со штабом АТО, еженедельно обмениваемся информацией о том, в каких населенных пунктах идут бои, какие территории контролируют сепаратисты. В целом удовлетворяем около 90% обращений по форс-мажорам. И поток обращений относительно засвидетельствования обстоятельств непреодолимой силы только увеличивается».
ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА
Масштаб убытков для экономики Украины из-за ситуации на Донбассе вскоре обнародует Государственная фискальная служба. «Убытки немалые, но данные еще не готовы», — заявил директор информационно-коммуникационного департамента Государственной фискальной службы Украины Виктор Косарчук. Кроме того, что предприниматели могут отсрочить денежные обязательства, существует порядок списания налогового долга как безнадежного. Также предприниматель, который переезжает в другой регион, может перерегистрировать свой бизнес — соответствующие учреждения действуют в Кировоградской, Сумской, Полтавской и Черкасской областях.
В августе народный депутат Украины Александра Кужель внесла на рассмотрение Верховной Рады законопроект о временных мероприятиях на время проведения антитеррористической операции. Проект прошел второе чтение, теперь подан на подпись Президенту Украины. Закон предусматривает отмену пени и штрафов предпринимателям в зоне АТО на основную сумму задолженности по кредитным обязательствам, мораторий на проверки таких предприятий, освобождение от платы за пользование землей государственной и коммунальной собственности там, где продолжаются бои. Вице-президент ТПП Украины Михаил Непран подчеркнул: «Этот законопроект — наработка бизнеса Луганской и Донецкой областей, доработан в Киеве вместе с народными депутатами. Проект может урегулировать массу вопросов относительно формальных процедур». Впрочем, по наблюдениям Светланы Закревской, законопроект Александры Кужель не решает проблем, связанных с банками. Светлана Закревская призналась: «Наша общественная организация «Альянс» анализировала законопроект Кужель — он слабый, противоречивый. Мы написали свои рекомендации, как улучшить данный закон, но их судьба неизвестна».
Михаил Непран пессимистичен: «Не верю, что в бюджете Украины будут программы для поддержки малого и среднего бизнеса, а даже если и будут, то они не будут работать. Мы обращаемся в разные международные организации, предлагаем систему стартапов: человек разрабатывает проект, и ему могут предоставить финансирование до 10 тысяч долларов. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОМОЩЬ
При поддержке Центра международного частного предпринимательства (CIPE-Украина) в ближайшие недели планируется запуск проекта для помощи предпринимателям, которые выехали или намерены выехать из зоны АТО и которые хотят потом вернуться на Донбасс.
Проект предполагает информационную поддержку предпринимателей и лоббирование интересов бизнесменов-переселенцев во власти. В рамках проекта будут собирать данные о возможностях для предпринимателей из зоны АТО в разных областях Украины, будет работать «горячая линия» для консультаций бизнесменов, профессиональные юристы будут формулировать предложения к власти, в соответствии с потребностями «бизнеса в изгнании». CIPE выделяет грант на подготовительный этап проекта, когда будет формироваться межрегиональная команда из ассоциаций малого и среднего бизнеса Донбасса. Потом команда ассоциаций будет обеспечивать сбор информации.
Директор представительства CIPE в Украине Наталия Баландина акцентирует: «На Донбассе мы имели партнерскую коалицию — более 20 бизнес-ассоциаций Донбасса. Сейчас руководители некоторых объединений сохранили команды, и мы хотим, чтобы все это не развалилось. Коалиция бизнесменов в Крыму рассыпалась, потому что там события происходили слишком быстро. Донбассу удалось сохранить часть объединений». CIPE помогает малому и среднему бизнесу (МСБ) выживать в экстремальных условиях: эта некоммерческая организация имеет офисы в Ираке, Афганистане, помогала беженцам из Сирии, и уже четыре года работает в Украине. «Никто не думал, что в Украине будет такая ситуация. Впрочем, украинские предприниматели способны сами вытянуть себя из грязи. Государство на это неспособно», — заметила Наталия Баландина.
О важности информационной поддержки предпринимателей-переселенцев говорит Светлана Закревская: «Иногда нужен не капитал, а доступ к информации: где арендовать дешевое оборудование или купить то, что было в потреблении, где найти помещение». Донецкий предприниматель считает, что было бы полезно проводить тренинги для адаптации бизнеса в новых условиях.
Некоторые регионы сами выражают заинтересованность в бизнесменах-переселенцах. Представитель Донецка Петр Тесновский перечисляет: «Из Винницы уже обращаются к нам, предлагают помощь в переоформлении бизнеса, интересная программа действует в Бурштыне. Предприниматели — активные люди, потому можно устраивать соревнования между разными территориями за эти «мозги».
ПЕРСПЕКТИВЫ: ПЕРЕУСТРОЙСТВО ВМЕСТО РЕСТАВРАЦИИ
По оценкам вице-президента ТПП Михаила Непрана, по меньшей мере половина предпринимателей из Донбасса, которые начали работать в Киеве, Львове и так далее, уже не вернутся на Восток. «Возникает несколько проблем, и первая — что делать с Донбассом стратегически. «Всероссийской кочегарки» там уже не будет, тот Донбасс трагически погиб. Важно, как жители Донбасса будут воспринимать украинскую власть. Вторая проблема — люмпенизация и олигархизация региона. Во Львове доля малого и среднего бизнеса в экономике области около 24—27%, в Донецкой области — где-то 7—9%. Есть резкое расслоение на олигархов и пролетариат, и нет «мелких лавочников», которые будут сражаться за свой бизнес. Показательно, что сельская часть Луганщины, по наблюдениям местных предпринимателей, более проукраинская. Восстановлением Донбасса должны заниматься представители малого и среднего бизнеса», — убежден Михаил Непран.
В Клубе предпринимателей Донбасса считают, что нужно вкладывать средства в социальную сферу региона, в возобновление дорог и инфраструктуры. Нужны хорошие автострады с Востока на Запад — это подтолкнет МСБ к развитию. «Если возобновляем дорогу с двухрядным движением, нужно делать ее четырехрядной. А вообще, нужно забыть о восстановлении Донбасса. Если возобновим то, что было, это приведет к повторению ситуации. Нужно все кардинально переустраивать», — заверил Петр Тесновский.
«Шахты нужно было закрывать давным-давно — это понимали все, но не было политической воли. Теперь нужно предлагать людям новые условия труда. Нам деваться некуда: либо Донбасс станет локомотивом Украины, либо клоакой. И «правила игры» в бизнесе нужно радикально менять по всей стране», — подчеркнул Михаил Непран.
В структурных изменениях нуждается бизнес всей Украины, не только Донбасса. О потребности развивать малый и средний бизнес говорили все годы независимости. Выходит, что война может стать толчком к реформам, которые наконец обеспечат это развитие. Предприниматели могут быть движущей силой для возрождения Украины, уже сегодня бизнесмены-переселенцы помогают с работой другим мигрантам из Донбасса. При этом бизнесменам важна не столько материальная поддержка, сколько законодательная и информационная. И если предпринимателям не будут мешать, они «вытянут за волосы» и себя, и Украину.
Выпуск газеты №:
№166, (2014)Section
Экономика