«Другие», которым можно
Продолжение «детективной истории» покупки угля из ЮАР«Хотел бы отметить, где мы были успешными, — докладывал во время пребывания на прошлой неделе в Берлине премьер-министр Украины Арсений Яценюк, — Мы достигли успеха в преодолении коррупции в энергетической сфере». «У нас больше нет миллиардов долларов, которые утекали в карманы украинских олигархов», — уточнил премьер, по-видимому, для того, чтобы его нельзя было уличить в неправде.
Хорошо, допустим, карманы олигархов удалось «зашить» и миллиарды идут мимо них. Но разве Майдан ставил такую сильно ограниченную задачу: мол, одним жуликам красть нельзя, а другим можно? Тем не менее, этих «других», которым «можно», правительство, похоже, предпочитает не замечать. Иначе вело бы себя несколько скромнее, описывая свои грандиозные успехи. «Воруют по-черному, — свидетельствует народный депутат Семен Семенченко. — Сегодня был на антикоррупционном комитете ВР. Сперли 800.000.000 грн на закупке южноафриканского угля, который, по выводам прокуратуры, не пригоден для наших ТЭЦ. Тот, кто спер — под домашним арестом, все и вся — тайна следствия, кто «крышевал» предприятие под эгидой «энергетического министерства», имеет ли к этому отношение отпрыск Януковича — молчание».
Депутата возмущает, что во время войны с Россией Украина продолжает покупать у нее уголь, не вывозя его с собственных предприятий, и даже «ведет славный бизнес с террористами». «Налицо тупость, воровство, коррупция, угроза нацбезопасности и абсолютное отсутствие политической воли что-то менять», — констатирует комбат и обещает совместно с группой товарищей-депутатов прийти в профильное министерство и пообщаться с его главой Владимиром Демчишиным, который пошел на Кабмин, а на заседание комитета Рады не явился. Вместо него отдувались заместители — Игорь Диденко и Юрий Зюков.
Это буквально вывело из себя еще одного известного народного избранника Игоря Луценко. «Очередное правительственное хамство, — написал член фракции «Батьківщина» на своей странице в Facebook, — Министр энергетики Демчишин не явился на заседание парламентского комитета по противодействию коррупции. Мы должны были выслушать его по поводу поставок угля из ЮАР, России; поставок электроэнергии в террористические «республики», в Крым; по субсидиям угольным шахтам на захваченных россиянами территориях; по «веерным» отключениям. Министр не пришел». «Это стало, наверное, наиболее красноречивым ответом на наши вопросы, — резюмирует Луценко и добавляет. — Прощать не будем. Если такое повторится — поставим вопрос об отставке».
МИНИСТР: ЗАКУПКИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ СМЫСЛ
Правда, буквально накануне заседания парламентского комитета министр решил проинформировать по угольному вопросу прессу. По его словам, Украина оплатила еще две судовые партии угля из Южно-Африканской Республики. «Сейчас мы купили еще два судна угля из ЮАР, скоро они будут тут», — сказал он и утверждал, что уголь из новых партий обойдется дешевле предыдущих поставок. Как признал министр, качество ранее поставленного из ЮАР угля не позволяло сжигать его самостоятельно, без смешивания с другими сортами. Вместе с тем в условиях дефицита такие закупки имеют смысл, добавил он.
На пресс-конференции министру ассистировали заместители. Так господин Зюков сообщил, что закупленные госпредприятием «Укринтерэнерго» пятая и шестая судновые партии угля из ЮАР обошлись в $99/тонна (с доставкой на Змиевскую и Трипольскую ТЭС). «Первые два судна были куплены «Укринтерэнерго», третье-четвертое купила компания ДТЭК, пятое-шестое — «Укринтерэнерго». Пятое уже выгружено, сейчас в порту TIS. Еще несколько дней и этот уголь поступит на электростанции «Центрэнерго», — информировал замминистра. «Первый уголь покупался по $112/тонна с доставкой на станции — это $86/тонна на условиях CIF плюс логистика (это был августовский контракт)... В связи с тем, что поменялись индексы и ценовая политика на сам уголь и на логистику, на сегодня этот уголь куплен уже по $99/тонна с доставкой на станцию», — обрадовал представителей СМИ Зюков и доложил, что пятая и шестая партии обошлись «Укринтерэнерго» на $2,059 миллиона дешевле. По словам замминистра, недостаточное качество было только у первой судновой партии угля из ЮАР.
Замминистра также предположил, что открытие полномасштабных поставок угля из зоны АТО позволило бы отказаться от импорта. «На сегодня ситуация по закупке углей из оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей такова, — рассказывал Зюков, — есть небольшие поставки по текущему месяцу (по цене 1,1 тысячи гривень за тонну). Это с предприятий, которые перерегистрированы на территории Украины. В частности, ГП «Луганскуголь» уже перерегистрировалось, ведется перерегистрация компании «Антрацит», ряда шахт... Плюс инфраструктура: там на сегодня не решена основная проблема с узловой станцией Дебальцево, до сих пор идут бои... Если этот вопрос решится, отпадет необходимость закупки углей из-за океана и российских».
СЛЕДОВАТЕЛЬ: НЕПРАВОМЕРНОСТЬ КОНТРАКТА ДОКАЗАНА
В Генеральной прокуратуре Украины сложилось свое мнение. «Согласно материалам досудебного расследования, на сегодняшний день мы считаем доказанным, что руководитель государственного предприятия «Укринтерэнерго» путем составления неправомерного контракта на приобретение угля (из ЮАР) причинил растрату государственных средств в сумме более 846 миллионов гривень», — заявил первый заместитель начальника Главного следственного управления Генпрокуратуры Святослав Лаганяк на заседании парламентского комитета. Он отметил, что Генпрокуратура Украины установила, что в поставках угля из ЮАР в Украину имела место «очень большая коррупционная составляющая». Лаганяк напомнил, что уголь доставлялся из ЮАР по заведомо завышенной цене и был ненадлежащего качества.
Ранее досудебное расследование установило, что директор ГП «Укринтерэнерго» Владимир Зиневич, злоупотребляя своим служебным положением, действуя умышленно и по предварительному сговору группы лиц и зная о минимальных качественных показателях угля в августе 2014 года сознательно заключил контракт с компанией Steel Mont Trading Ltd (Великобритания) о приобретении миллиона метрических тонн угля происхождением из ЮАР. Этот уголь по отдельным качественным показателям был заранее непригоден для использования. Вследствие неоднократного подписания дополнительных спецификаций к указанному контракту и изменений в него фактическая стоимость приобретенного угля выросла с начальных $86 за метрическую тонну до $134.
ЦЕНА ФОРС-МАЖОРА
В интервью одной из газет Зиневич рассказал об условиях контракта. «С моей точки зрения, для относительно небольшой компании, такой как Steel Mont Trading, иметь такой контракт — это всегда возможность заявиться на новом рынке. Тем более, учитывая, что Украина впервые собиралась импортировать сырье и открывала серьезные возможности для компании-поставщика», — убеждает Зиневич. «Это был очень серьезный контракт для ЮАР, и посол ЮАР в Украине Кристиан Бассон оказывал нам личное содействие в реализации этого контракта».
Цены на перевозку угля формировались в абсолютно форс-мажорных условиях, рассказывает Зиневич. Первое судно дешевле, чем за $24 на тонне, никто из мировых перевозчиков не хотел давать Украине, потому что в тот момент в стране велись активные боевые действия. Все мировые страховые компании сняли страховку на заход судов в акваторию нашей страны, и владельцу груза приходилось докупать страховку самому. Это очень повлияло на стоимость угля. Зиневич говорит, что если бы не форс-мажорная ситуация — то цена была бы точно ниже: «Дешевле предложений на рынке по углю не было, и Украина на тот момент была драйвером спроса. В Перу нам, например, предложили покупать уголь по $234 за тонну». Другая проблема — это перевозка уже в Украине. По словам Зиневича, у «Укрзализныци» не хватало вагонов. «Это понятно — у них есть свои планы по перевозке грузов. Уже после третьего судна, когда более-менее наладилась система, эта проблема начала исчезать. Я уверен, что в случае продолжения работы она исчезла бы и вовсе» — говорит экс-директор «Укринтерэнерго».
КОГДА ПОЛИТИКАМ БЫЛО НЕ ДО УГЛЯ, РАБОТАЛИ ЛОББИСТЫ
Между тем член Общественного совета при Минэнергоугля Геннадий Рябцев в комментарии «Дню» высказал мысль о том, что «нужно решать проблемы не реактивным способом, как сейчас это делает исполнительная власть, а превентивно». «Правительство Украины занимается тушением пожара, перетягиванием бюджетного одеяла на проблему, решение которой считает в данный момент наиболее политически целесообразным, — продолжает эксперт. — Все знали, что энергетический баланс в стране не сходится. И этого было достаточно, чтобы предпринимать соответствующие шаги. Но именно тогда наши политики, возглавлявшие правительство, сосредоточились на решении другой проблемы — на политической конкуренции. И никаких указаний сверху в решении проблемы энергобаланса не было. Соответственно, ничего и не предпринималось. И когда не жареный, а мороженый петух клюнул, времени уже ни на что не оставалось. В результате те действия, которые, в конце концов, были предприняты для покупки электроэнергии у России и для приобретения угля из Южной Африки, были единственными доступными на тот момент вариантами решений». Рябцев также отмечает, что контракты на южноафриканский уголь «пролоббированы мощными группами влияния», которые были в них заинтересованы.
Выпуск газеты №:
№1, (2015)Section
Экономика