Воли украинского народа к самостоятельной жизни не погубят ни враждебные тюрьмы, ни ссылки, потому что Украина является недостижимым бастионом героев и борцов
Евгений Коновалец, украинский военно-политический деятель, организатор ОУН

Энергетическая необходимость

Украина должна найти свой формат закона о госрегуляторе, который бы соответствовал международным нормам и отечественным реалиям
23 сентября, 2015 - 11:41
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Принятие законопроекта «О Национальной комиссии, которая осуществляет государственную регуляцию в сферах энергетики и коммунальных услуг» является, бесспорно, первоочередным шагом реформирования энергетического сектора Украины. Кроме необходимости принятия законопроекта в рамках энергетических реформ отрасли, он является международным обязательством Украины перед Энергетическим содружеством, международными финансовыми институциями и донорами для получения финансовой помощи. Соответствующие обязательства упомянуты в Меморандуме о взаимопонимании между Украиной и ЕС для получения

1,8 миллиарда евро макрофинансовой помощи, в проекте Всемирного банка «Вторая программная ссуда на политику развития» и в Меморандуме с МВФ.

Несмотря на насущную необходимость, законопроект не был принят. На заседании Верховной Рады депутаты не смогли согласовать ряд позиций, среди которых — политическая независимость регулятора, срок полномочий и порядок ротации членов, формирование бюджета, проверки и штрафы, прозрачность деятельности НКРЕКУ.

Украина является участником Энергетического содружества, соответственно страна имеет определенную степень обязательств относительно выполнения Директив в рамках энергетических пакетов ЕС. Главными особенностями Третьего энергетического пакета являются создание условий для прозрачного функционирования энергетического рынка, справедливость относительно потребителей и конкурентное снабжение энергоресурсами.

Независимость национального регулятора и согласованность его функций с общими принципами работы внутреннего энергетического рынка выходят на первый план обеспечения прозрачных условий в отрасли.

Основными требованиями Третьего энергетического пакета относительно регулятора является отдельный юридический статус, функциональная независимость относительно любого государственного или частного предприятия, отдельно выделенные бюджетные ресурсы и автономия в их использовании, надлежащие человеческие и финансовые ресурсы для выполнения своих обязанностей. Третий энергетический пакет добавляет полномочий регулятору относительно осуществления проверок, в том числе без предупреждения, в помещениях владельцев и/или операторов транспортных систем и усиливает контроль регулятора над независимостью операторов сетей. Регулятор может налагать штрафы размером до 10% годового оборота компании и требовать любую информацию, необходимую для выполнения своих задач.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ

• В странах ЕС регуляторы работают как независимые комиссии, решения которых принимаются коллегиально, хотя есть страны, где такими органами руководит один человек, который формирует свою управленческую структуру (Польша). Практикуются разные способы формирования коллегиального регуляторного органа. Чаще всего членов комиссии назначает президент (Чехия, Словакия), премьер-министр/правительство (Австрия, Польша, Венгрия) или парламент (Латвия, Литва) либо же происходит делегирование полномочий от нескольких ветвей власти (Франция, Германия). В некоторых странах за формирование регулятора органа несет ответственность профильное министерство (Великобритания). В нашем законопроекте назначение на должность членов Комиссии осуществляется по результатам открытого конкурса, который объявляется и проводится конкурсной комиссией, куда входят: два человека, которых определяет Президент Украины, два человека, которых определяет Верховная Рада Украины и министр энергетики.

• Регуляторный орган должен быть максимально финансово независимым от других органов власти или бизнеса. Во избежание политического влияния на объем выделения регулятору средств бюджетный процесс должен быть утвержден законом. У некоторых стран ЕС бюджет регулятора является частью государственного бюджета (Литва, Польша, Словакия, Чехия и Франция) и не предусматривает другие источники финансирования. Существует практика наполнения финансового документа регуляторного органа и за счет налогов, сборов и штрафов от участников энергетического рынка (Австрия, Великобритания, Латвия и Венгрия). В Украине предлагается финансирование комиссии осуществлять за счет поступлений взносов на регуляцию, плательщиками которых будут субъекты-лицензиаты комиссии.

• Полномочия и ответственность — ключевые условия деятельности комиссии. Европейские регуляторы имеют достаточно разный спектр полномочий. Самые широкие полномочия имеют национальные регуляторы Великобритании, Латвии, Литвы, Венгрии и Словакии. Среди этих полномочий могут быть: право на вторичное законодательство, право на пересмотр тарифов и норм прибыли как санкции за нарушение участниками рынка установленных правил и другие. Большинство регуляторов ЕС имеют право выдачи лицензий, а в случае нарушения правил — остановки или запрета деятельности субъектов ведения хозяйства. Во всех странах ЕС предусматривается возможность для бизнеса, общественности и представителей других органов власти принимать участие в процессе написания проектов решений, обсуждения принципиальных вопросов изменения условий на рынке. Что касается законопроекта, предложенного правительством, то большинство его положений не выходят за рамки европейской практики. Хотя некоторые политические силы все же задают вопросы.

КАК НАЙТИ КОНСЕНСУС?

В политической плоскости каждый вопрос всегда может быть риторическим, поскольку принятие закона может зайти в тупик. Как найти консенсус? Украина должна найти свой формат закона, который бы с одной стороны удовлетворял международным нормам и обязательствам, а с другой — украинским социально-экономическим и политическим реалиям.

В рамках проекта международного фонда «Возрождение» аналитическим центром DiХi Group была создана стратегическая совещательная группа для работы над усовершенствованием законопроекта. Проект направлен на то, чтобы найти решение дискуссионных вопросов и рисков. В группе работают народные депутаты разных политических сил и эксперты гражданского общества. Особую роль в проекте выполняют приглашенные независимые зарубежные эксперты, которые должны снять политическую заангажированность с рассмотрения законопроекта и предложить решение на основе европейского опыта.

Любомир КОКОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ