Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Формирование правительства миллиардеров — наибольшая ошибка Президента»

Виктор СУСЛОВ — об экономических и политических подтекстах финансовой стабильности Украины
06 июня, 11:45
Виктор СУСЛОВ: «Я на днях прочитал, что совокупное состояния всех членов британского правительства составляет 70 миллионов фунтов стерлингов, то есть некоторые наши министры владеют состоянием большим, чем британское правительство. И это при том, что Британия — одна из старейших капиталистических стран»

Украина пережила очередной визит миссии Международного валютного фонда (МВФ) во главе с новоиспеченным управляющим по Украине Крисом Джарвисом. Приезд «фондовской» миссии украинские чиновники не связывали с продолжением переговоров о возобновлении кредитования в рамках кредита стенд-бай. Тем не менее выводы этой комиссии таки заставят правительство понервничать и активнее действовать. Еще бы, как намекнул Джарвис, правительству нужно удержать показатель дефицита бюджета на уровне 1,8% ВВП в 2012 году и решить вопрос с повышением налогообложения богатых. Иначе не видеть нам очередного займа.

Об экономических и политических подтекстах визита миссии МВФ в эксклюзивном интервью «Дню» подробно рассказал бывший министр экономики Украины Виктор СУСЛОВ.

— Как вы оцениваете итоги очередного визита комиссии Международного валютного фонда в Украину? Можно ли считать их смотринами перед продолжением сотрудничества в рамках программы стенд-бай, потому что выводы именно этой комиссии об экономическом положении Украины будут учитываться при продолжении сотрудничества?

— Формат сотрудничества Украины и МВФ определился еще два года назад, когда правительство Николая Азарова подписало с фондом новую программу стенд-бай. И главная причина нынешнего ступора с получением кредита — нежелание украинской команды исполнять подписанные ранее условия. Главное препятствие возобновления кредитования — нежелание повышать цены на газ для населения и предприятий жилищно-коммунальной сферы, потому что не за горами парламентские выборы-2012, и никто не возьмет на себя такую ответственность.

Последний визит, по-моему, имеет несколько особенностей. Во-первых, миссию возглавил новый руководитель по Украине МВФ Крис Джарвис, который, так сказать, только входит в курс дела. Во-вторых, МВФ не ограничивался старыми темами (исполнение предварительных условий получения кредита стенд-бай), но и озвучил вопрос проведения реальных экономических реформ. Интересно, что последний тезис совпал с заявлением главы государства Виктора Януковича, который также не видит реформ, потому поручил премьеру найти и наказать министров-саботажников. И теперь вся страна ожидает, кто же будет назначен ответственным за провал реформ.

МВФ также подсказал, где бы он хотел видеть реальные реформы. В первую очередь, в части увеличения доходов бюджетной казны. Такая позиция полностью обоснована, потому что стабильные доходы госбюджета под большим вопросом. По последним данным Госкомстата, в Украине практически остановился экономический рост. Если в первые месяцы был хотя бы минимальный прирост в промышленности, то за четыре месяца (январь—апрель) 2012 года он составил 0%! Происходит замедление темпов экономического роста, то есть стагнация. Есть большая вероятность, что в конце года объемы промышленного роста могут даже упасть, по сравнению с 2011 годом. Поэтому достичь 3,9% роста валового внутреннего продукта на конец 2012 года — нереально. Придется пересматривать показатели бюджета на 2012 год и делать секвестр бюджета. Понимая высокую вероятность такого сценария, МФВ требует увеличения доходов в бюджет или ограничения социальных выплат.

— Введение налога на богатство в предложенном правительством варианте — это выполнение требования МВФ или «откупная» для получения очередного транша кредита стенд-бай? Будет ли действенным этот механизм для наполнения бюджета? И на самом ли деле богатые будут платить этот налог?

— Однозначного ответа нет, потому что все попытки заставить богатых платить больше разбивались о глухую стену. Почему? В итоге голосовать за эти инициативы должны были сами миллиардеры и миллионеры. Они этого не хотят, потому голосования срываются. По-моему, нужно вводить не налог на богатство, а изменять акцизную политику в государстве. Нужно в несколько раз увеличить ставки акциза на дорогие товары, например, автомобили. Хотя и это не выход. Основные бюджетные доходы вырастут только в результате стимулирования роста экономики, улучшения инвестиционного климата и снижения коррупции.

— Как вы считаете, сможет ли правительство выполнить требование МВФ — наполнить бюджет и удержать дефицит в рамках 1,8%?

— Если правительство прислушивается к предложениям и рекомендациям фонда, то да. МВФ одобрительно отнесся к идее украинской власти относительно введения налога на богатство. Звучал и тезис о введении прогрессивной шкалы налогообложения. Последнюю идею я поддерживаю, потому что в Украине существует очень либеральная система налогообложения богатых. За 20 лет в Украине создали практически идеальную «упрощенку» для богатых и основной акцент налогового давления сместили на бедных.

Сейчас бедные и богатые платят одинаковую ставку налогообложения зарплаты — 15 или 17%. Но владельцы бизнеса получают главный доход не от зарплаты, а от дивидендов, которые облагают налогом на уровне 5%, депозитов (никаких налогов) и ценных бумаг. Это несправедливо. По-моему, Украина уже созрела для увеличения налогов для богатых. Нужно внедрять систему налогообложения совокупных доходов по прогрессивной шкале налогообложения. В мире личные доходы граждан облагаются налогом, исходя из совокупного дохода и принципа «Чем больше получаешь — тем больше платишь». Верхний уровень налоговой ставки в Швеции достигает 70%, в Германии — 50%. Думаю, для Украины вполне приемлемо установить максимальную ставку налогообложения совокупных доходов в размере 50%.

— Но существует вероятность, что эти прибыли просто перекочуют в «тень». Как это предотвратить?

— При жестком контроле за уплатой налогов спрятаться не удастся. Каждый из нас имеет свой идентификационный налоговый номер, и любой денежный доход оформляется на него. Поэтому прятаться негде, было бы желание контролировать. И желательно, чтобы это желание появилось — иначе страна покатится в бездну. Нынешняя система налогообложения — социально несправедливая. В Украине нет минимального необлагаемого минимума. Любой доход, даже минимальная зарплата, облагается налогом. Налоговый акцент сделан на налогообложение бедных, а для богатых создали налоговую «упрощенку».

Я на днях прочитал, что совокупное состояние всех членов британского правительства составляет 70 миллионов фунтов стерлингов, то есть некоторые наши министры владеют состоянием большим, чем британское правительство. И это притом, что Британия — одна из старейших капиталистических стран. Откуда такая разительная разница? Наше правительство олигархов и миллиардеров в бедной стране не допустит реального налогообложения богатых. И вот тут заложена мина замедленного действия, потому что последующее социальное расслоение может привести к усилению имущественного разрыва в обществе, резкой социальной поляризации и даже революции.

Сегодня Украина — это кланово-олигархическое государство. Реальность противоречит нашей Конституции, где записано, что Украина — социальное государство. Поэтому нужно, чтобы страна как можно скорее очнулась, иначе беды не избежать.

— Как получилось, что 20 лет строили рыночную экономку, а получили кланово-олигархическую систему?

— Существуют экономические величины, которые напрямую не следуют из экономических законов. В частности, зарплата — это минимум, который не может быть меньшим, чем обеспечение физического выживания человека. Ее конкретная величина определяется в процессе борьбы между рабочими и капиталистами. Поэтому она зависит от вопроса организованности профсоюзов и умения рабочих защищать свои права. В течение десятков лет жесткой диктаторско-тоталитарной власти народ полностью отучили бороться за свои права, приучая принимать с повиновением то, что навязывают сверху. И когда к власти пришел новый класс, то он с легкостью навязал украинцам низкий уровень зарплаты и благополучия. Обществу нужно восстановить умение отстаивать право на достойную жизнь, достойный уровень зарплаты и социальную справедливость.

— Вы вспомнили о том, что в настоящий момент во власти ищут виновного за провал реформаторского курса. Как вы считаете, когда найдут виновных? И уйдет ли с должности нынешний премьер?

— До выборов значительные кадровые перестановки вряд ли будут. Однако после выборов будет новый премьер и правительство. Николай Янович — самый лучший премьер, которого могла выдвинуть Партия регионов. Сегодня в Регионах серьезный дефицит квалифицированных кадров. Выше я не случайно вспомнил о нашем правительстве миллиардеров, которое обскакало по уровню доходов даже самую старую капиталистическую страну — Британию. Нигде в мире этого нет. Посмотрите на новосформированное правительство России. Россия тоже не без богатых людей. Но в новоиспеченном правительстве — ни одного миллиардера или олигарха.

— Но во властной вертикали Кремля главным остается Владимир Путин, которого называют мультимиллиардером.

— Это все слухи, которые ничем не подтверждены. По своим налоговым декларациям он таким не является. Российское правительство — техническое, сформированное из карьерных чиновников. В Украине мы имеем правительство миллиардеров. По-моему, формирование такого правительства — самая большая ошибка украинского Президента. Крупным бизнесменам во власти некогда решать проблемы страны, нужно думать о проблемах своего бизнеса, государственных закупках и получениях бюджетных заказов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать