... когда в нынешнюю глухую ночь украинство не будет себя ничем заявлять ясным и громким, то никто не пойдет за ним, когда наступит утро. А он наступит непременно.
Михаил Драгоманов, украинский публицист, историк, философ, экономист, литературовед, общественный деятель

Гибридная «земельная» война

Повсеместно происходит самовольная и системно-монопольная эксплуатация объектов и систем живой и неживой природы
5 сентября, 2019 - 18:49
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Разгадывая формулу имплементации, декларируемых земельных намерений «Слуги народа», прихожу к выводу, что их возможно осуществить, лишь базируясь на Конституционном «земельном» прагматизме, учитывая глубоко осознанные первопричины функционирования, с самого начала становления независимости Украины существующих схем злоупотреблений и разрушения государства и недопущения добропорядочных граждан Украины к свободному формированию в «собственном доме» своей комфортной жизнедеятельности — на «своей земле».

Президент Украины Владимир Зеленский на встрече (2 сентября 2019) с главами парламента, правительства и правоохранительных органов обязал Правительство разработать (на существующей вне конституционной законодательной базы) и внести на рассмотрение парламента законопроект о рынке «земель» сельскохозяйственного назначения — до 1 октября 2019 года.

Сразу замечу. Из этой спешки -ничего такого, чтобы послужило в пользу Украинскому народу, — не выйдет! Разве что, такая «смелость» нового Президента, — дала серьезный импульс небезразличным украинцам, таким как я, — к полезной активности. Главное, чтобы было обратное желание — услышать.

Полностью поддерживая право отчуждать имеющуюся собственность на земельный пай — участок (надел) как объект гражданских прав, а это можно сделать (лишиться) лишь один раз и выручить определенные деньги, должны сначала создать долговременные гарантированные и безопасные условия для беспроблемного функционирования рыночных земельных отношений, в том числе по приобретению трудолюбивыми украинцами аналогичных земельных участков для ведения собственного хозяйства и не только.

О том, каким образом этого достичь, идет речь в моей научной монографии «Звершення земельної реформи в Україні: нова парадигма», напечатанной весной 2016 года, а также уже отражен ряд обоснований в статьях на страницах газеты «День», в частности в статьях: («Освоение «целины»... — 13 ноября 2018, «Земельная реформа — это не рынок паев»... — 4 декабря 2018, «Не продается!» — 9 января 2019).

В то же время слишком тревожит то, что, замалчивая сущность опасных и судьбоносных глобальных процессов в земельной сфере, до сих пор в государстве отсутствует официальное мудрое и законное виденье конечной цели и путей выхода из достаточно запутанного существующего состояния «земельной лихорадки», особенно относительно аграрных преобразований, которые олицетворяли бы общенациональные интересы всех граждан, в том числе и крестьян.

Чтобы выписать «рецепт», нужно снять «анализы»

Пренебрегая такими требованиями, повсеместно происходит при участии олигархических кланов самовольная и системно-монопольная эксплуатация объектов и систем живой и неживой природы — основного национального богатства как якобы — собственных. По этим причинам в Украине существуют преступные схемы и разнообразные аферы со всеми без исключения полезными ископаемыми, солнечной, ветровой и другими видами энергии, привлекательными земельными участками в природных ландшафтах.

То же самое происходит с лесами... Уничтожаются деревостои, разрушаются целостные экосистемы.

Плодородные почвы также эксплуатируется за бесценок. Как следствие, такое непрогнозируемое бестолковое хозяйствование превратило подавляющее большинство крестьян-пайщиков в виртуальных арендодателей. Вместо крестьянских или фермерских хозяйств, якобы европейских, появились непредсказуемые и непрогнозируемые большие по размеру бизнес-структуры на арендной основе, в частности, агрохолдинги, которые свободно осуществляют корпоративные торги, в том числе земельными активами. Усилилось беззаконие и рейдерство. Беспрепятственно действуют «серые» схемы присвоения плодородных земель.

В погоне за наживой украинские черноземы истощаются, подвергаются эрозии почвы, бесповоротно снижается их природное плодородие и разрушается водорегулирующая способность, загрязняется и деградирует окружающая среда, полностью исчезают природные ландшафты вместе с редкой растительностью, водными источниками, зверями, птицами, насекомыми и полезной микрофлорой.

В Украине огромная катастрофа с водой — с ее качеством и переменчивым количеством. В одних местах затапливает, в других — засуха. Исчезают не только источники и ручьи, но и сельские дома и целые поселения, особенно удаленные от мегаполисов.

Таким образом уничтожается национальная идентичность — и само крестьянство как генофонд нации. При этом антигосударственные «силы», блокируя создание государства и распуская разнообразные фейки, с новым рвением продолжают побуждать украинцев к неотложному снятию моратория и внедрению рынка (обращения) плодородных земель. Уместно заметить, что разные так называемые эксперты по земельным вопросам, в свою очередь, пренебрегая нормами (ст. 13 и 14) Конституции Украины, завуалировано скрывают фактические интересы и агитируют неосведомленных граждан за необходимость принятия имеющихся законопроектов об обращении земель сельскохозяйственного назначения как «этапных и регулируемых», которые были разработаны органами предыдущей власти и якобы согласованы с Всемирным Банком и МВФ.

Не лучшее состояние с инфраструктурой, с природно-заповедным фондом, рекреационными, оздоровительными и другими землями...

Угнетающая «картина» с бытовыми свалками, землями, занятыми промышленными отходами, которые наступают на агроландшафты. Сокрушительное влияние на прилегающие территории наносят огромные комплексы по промышленному выращиванию свиней и птицы.

В общем ежегодные убытки нации от такой «деятельности» достигают свыше 140 млрд долларов США.

Эти и другие негативные явления происходят также из-за тотальной коррумпированности, своеволия чиновников, посредничество, наличие теневой экономики и получения необоснованных непроизводственных сверхдоходов, нестабильность банковской системы и национальной валюты, отсутствие дешевого долгосрочного кредитования, неадекватность систем контроля и поведения судей и тому подобное.

При таких условиях и при отсутствии механизмов формирования пространства постоянного природопользования в сельской местности с позиции права, экономики, экологии и социологии — подстраивание украинского законодательства только к рынку земель или возможной легализации «серых» схем присвоения плодородных угодий как первоочередным «заданием» — нужно считать противоправным.

Очерченные лишь некоторые причинно-следственные связи, которые привели к существующему позорному состоянию земельных отношений и природопользования относительно всех категорий земель, ярко указывают на необходимость немедленного наведения правопорядка во всем пространстве государства и только в комплексе с другими общенациональными реформами, которые согласованно будут удовлетворять нормы Конституции Украины.

Такое требование как своеобразный «рецепт» позволит также безболезненно исправить существующее положение и создать предпосылки для внедрения конституционно мотивированных рыночных земельных отношений с позиции интересов всех украинцев и, в первую очередь, относительно земель сельскохозяйственного назначения, которые ежегодно генерируют в процессе производства не только продукцию и продукты растениеводства и животноводства, но и — не одолженный инвестиционный природный капитал нации.

Вакуум конституционной «земельной силы»

Украинская земля и ее природные ресурсы, в том числе плодородные угодья, конституционно (ст. 13, 14) задекларированы природными объектами права собственности Украинского народа — единственным основным национальным богатством, которое находится под особенной охраной государства.

Однако украинцы не чувствуют и не будут чувствовать реальную выгоду от своего богатства до тех пор, пока не состоится полноценная институализация этих конституционных норм, что также позволит Украине состояться — унитарным, суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством, в котором будут обеспечиваться права и свободы всех граждан и достойные условия их жизнедеятельности.

К величайшему сожалению, это требование как непреодолимая «сила» государственнической нации не реализуется потому, что свыше четверти века в независимой (де-юре) Украине продолжается не просто «земельная потасовка», а целая гибридная «земельная война», навязывая верховенство чужбинных интересов, особенно к плодородным почвам, вместо спокойной и практической реализации мотивируемых конституционных прав всех украинцев, на собственную землю и ее природные ресурсы, в том числе крестьян, как главного интереса нации.

По причине такого состояния, осуществляемая до сих пор так называемая «Земельная реформа» пренебрегла, в свое время, требованиями Декларации о государственном суверенитете Украины, в которой была задекларирована собственность Украинского народа на «землю, ее недра, воздушное пространство, водород и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории государства...» и сузила ее (реформу) — до колхозно-совхозной трансформации через надуманную коллективную форму собственности на землю, которая была воплощена 30 января 1992 г. в Конституцию УССР. Такая «реформа» не может завершиться в принципе, поскольку она (реформа) с 1996 года действует — вне аналогично усовершенствованных действующих норм (ст. 13 и 14) Конституции Украины, которые, к величайшему сожалению, остаются «на бумаге» — до сих пор.

Именно по этим причинам нам нужно немедленно включить «зеленый свет» конституционным «земельным» нормам как обязательный первоочередный шаг к победе в гибридной «земельной войне».

Ради справедливости замечу, что гарант Конституции Украины, чувствуя вакуум «конституционной земельной силы» как прямого действия, заботясь об укреплении гражданского согласия на земле Украины и осознавая ответственность перед Богом, собственной совестью, предыдущими, нынешним и грядущими поколениями, сначала (2 сентября 2019) приказал: «Объяснить обществу, что никто ни у кого не будет забирать землю. Это очень важно. Модель земельной реформы направлена на развитие украинского фермерства и защиту интересов в первую очередь мелкого владельца».

Александер Ковалив, доктор экономических наук, заслуженный работник сельского хозяйства Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ