Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Глубокое угольное богатство

Как и какой ценой его можно поднять на-гора
17 ноября, 19:46
ФОТО РЕЙТЕР

Об украинском угле, который составляет 95% всех разведанных запасов органического топлива в стране, забывали трижды. Впервые это было еще в Советском Союзе, когда получили огромные запасы газа и открытые угольные разрезы в России. Второй раз украинским углем начали пренебрегать уже в независимой Украине, потому что Россия слишком щедро обеспечивала дешевым газом.

В прошлом году выделили из Минтопливэнерго Министерство угольной промышленности и решили, что одним только этим пошли навстречу шахтерам и решили все проблемы. К сожалению, их только приумножили, разорвав единую технологическую цепь между добычей энергетического угля и его потреблением, которая действовала раньше в пределах Минтопливэнерго. Не была отработана также эффективная структура управления отраслью. Воссоздание министерства и государственных угольных компаний не достигло главной цели реформирования — не обеспечило финансовой сбалансированности расходов и доходов шахт. Выступая недавно в Донецке на собрании административно-хозяйственного актива области в присутствии премьер-министра, министр угольной промышленности Сергей Тулуб заявил, что одного создания угольного министерства недостаточно для развития отрасли.

В то время, когда начало работу коалиционное правительство, т.е. в августе, почти на трети шахт еще и не начиналась подготовка производственных и социальных объектов к зиме. Не выполнялся даже график вывоза угля для бытовых потребностей нынешних шахтеров, пенсионеров и инвалидов. Это создавало лишнюю напряженность в шахтерском регионе.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОГРЕХИ

Поэтому новому министерству пришлось в сжатые сроки отрабатывать почти весь объем работ, который надо выполнять в течение года. Поэтому с августа до начала ноября людям были завезены 910,5 тысячи тонн угля и обеспечено им 94,4 % тех, кто в нем нуждался (кстати, цена бытового угля снижена на 5%). На подавляющем большинстве социальных объектов угледобывающих предприятий завершены предзимние работы. Из 625 домов отремонтированы 612, а также подключены к работе все 87 котельных, все дошкольные заведения (42), общежития (98) и другие объекты социально-культурного назначения.

Еще больной проблемой была задолженность по заработной плате, которая возникла за время работы предыдущего правительства. На 1 августа она составляла 166 миллионов гривен. И это не удивительно — задолженность энергетиков и коксохимиков за отгруженный уголь превышала 200 миллионов. В то же время почти 85 процентов годового объема бюджетного финансирования на покрытие расходов по себестоимости путем переноса были использованы наперед до начала четвертого квартала. А плановые задания по добыче угля на четвертый квартал, наоборот, были увеличены на 20 процентов.

В такой ситуации средства на ликвидацию задолженности и даже на текущую выплату зарплаты Минуглепрому удалось найти только благодаря всестороннему содействию Кабинета Министров. Уже в августе новое правительство полностью погасило задолженность работающим шахтерам на 133,5 млн. грн. Были также увеличены ассигнования по бюджетной программе государственной поддержки строительства и технического переоснащения шахт. Если за первые 7 месяцев текущего года выделены 427 миллионов гривен, то за последние 3 месяца их поступило почти столько же — 397 млн. грн. На 117 миллионов гривен сократилось недофинансирование из специального фонда госбюджета. Как следствие, в течение всех трех последующих месяцев текущая заработная плата на угледобывающих и шахтостроительных предприятиях отрасли выплачивается полностью. Задолженности нет нигде, кроме предприятий, которые не работают или находятся на различных стадиях банкротства и ликвидации, а также в акционерных обществах, где Минуглепром не имеет контрольного пакета акций. И там ситуация исправляется. Согласно мерам, разработанным при участии ряда министерств и ведомств, долги предусматривается возвращать за счет продажи имущества или предприятия в целом, а также выделения перспективным предприятиям бюджетных займов.

ПОДДЕРЖКА СВЕРХУ

На недавней встрече руководителя Минуглепрома с премьер- министром Виктором Януковичем речь шла именно об этих проблемах. Глава правительства поручил полностью ликвидировать долги по зарплате в отрасли, завершить до 1 декабря все ремонтные работы и полностью обеспечить теплом шахтерские поселки. Кроме того, на встрече речь шла о скорейшем внесении в Верховную Раду проекта закона «О престижности шахтерской профессии», а также разработанных Минуглепромом программ создания отраслевого фонда и программы по здравоохранению шахтеров и их семей, которая будет реализовываться совместно с Минздравом.

Однако понятно, что решать социальные проблемы, в частности, повышать зарплату, можно только в том случае, если отрасль работает эффективно, растет производительность труда и, главное, добыча угля. В этом направлении Сергею Тулубу уже кое-что удалось сделать. На встрече с главой правительства он доложил, что за последние два месяца стабилизировалась добыча угля. В частности, в октябре прирост к сентябрю составил 197 тысяч тонн. Улучшилось и качество добытого и отгруженного потребителям топлива (зольность уменьшилась на 0,1%). Эти первые успехи, по-видимому, получили одобрение премьера, который, похоже, чувствует ответственность перед земляками и стремится им помогать. Поэтому министру было поручено рассмотреть на коллегии Минуглепрома программу строительства (уже с 2007 года) новых шахт. И Тулуб доложил, что приоритет здесь получит шахта №10 «Нововолынская», где есть возможность ввести в действие уже в 2007 году первый пусковой комплекс мощностью 300 тысяч тонн угля в год. На текущий год Министерство уже увеличило на 26 млн. грн. объемы финансирования шахты-новостройки. Если за 7 месяцев шахта была профинансирована на 29,6 млн. грн., то за последние 3 месяца на новостройку направлено 33 млн. грн. До конца года будет еще освоено 43 млн. гривен.

РАСТЕРЯЛИСЬ?

И здесь можно вспомнить ситуацию, которая существовала в отрасли на момент смены правительства Украины в начале августа. Долгое время угольная промышленность фактически существовала за счет проедания своего производственного потенциала, который был накоплен в прошлые годы. Больше половины шахт не имели надлежащего фронта очистительных работ, а около двух десятков — вообще не имели ни одной лавы, т.е. им просто негде добывать уголь. Выбытие производственных мощностей превысило их ввод. Только в прошлом году выбыло на 2,8 млн. тонн производственных мощностей, а введено только на 240 тыс. тонн, т.е. в 11 раз меньше. На сокращение добычи угля повлиял также и высокий уровень изношенности и аварийности основного горношахтного оборудования. Из-за этого к угольному балансу страны только в этом году было недодано 6,5 миллиона тонн. А в прошлом году объем добычи угля, по сравнению с 2004 годом, сократился на 2,3 миллиона тонн (на 2,8%).

Понятно, что это сказалось и на финансовом результате работы отрасли. В августе убытки предприятий в перерасчете на 1 тонну угля были втрое большими, чем в начале года. Похоже, освобожденное ныне руководство отрасли, тогда просто растерялось перед лавиной угольных проблем и опустило руки, не выполняя даже элементарных контрольных функций. Достаточно сказать, что в этом году в углепроме страны, по данным Генпрокуратуры, раскрыто почти на 60 миллионов гривен нарушений по использованию бюджетных средств. В частности, выявлены не единичные факты продажи угля в убыток предприятию. На складах шахт и обогатительных фабрик выявлено более чем на 100 тысяч тонн угля меньше, чем должно было быть согласно документам.

Приведем несколько примеров. Руководство шахтоуправления «Донбасс» продавало уголь на экспорт на $20 дешевле, чем цена этой же продукции на внутреннем рынке. В то же время ШУ «Донбасс» закупало уголь у ряда обществ с ограниченной ответственностью (по данным Генпрокуратуры, было закуплено 46,1 тыс. тонн угля на общую сумму 10,5 млн. грн.). Вместо того, чтобы повышать темпы роста добычи на своем предприятии, руководство этой шахты материально поддерживало целый ряд сомнительных ООО, легитимность которых сейчас проверяет Генпрокуратура.

Аналогичная проверка на ГП «Шахта им. Ю. Гагарина» выявила, что должностные лица данного предприятия покупали у коммерческих структур некондиционный уголь, подделывали документы о качестве, после чего отправляли его на ОАО «Авдеевский коксохимический завод».

Интересная ситуация и на ШУ «Южнодонбасское №1». Здесь за счет расхождений между отраженными в актах переработки показателями качества, согласно которым отгружали уголь, и показателями, с которыми уголь был принят на ТЭС, госпредприятию нанесены убытки на сумму 1,7 млн. грн. Еще столько же убытков государству нанесены из-за поставок из обогатительных фабрик шахтоуправления «Южнодонбасское №1» бракованного угля, который реализовывался по цене, составляющей 10% расчетной. Вообще же сумма убытков на ШУ «Южнодонбасское №1», по актам проверки контрольно-ревизионного управления Минуглепрома, составила 26,3 млн. грн.

Только 15 государственных шахт (11%) является сегодня финансово сбалансированными. Другие нуждаются в дотациях — от 30 до 800 и больше гривен на каждую тонну добытого угля.

СДВИГИ

Новое руководство отрасли ввело жесткий контроль за выполнением производственных программ. В Киеве и на местах вместе определили реальные ежемесячные объемы добычи угля на каждой шахте. Отработана система работы с теплоэнергетиками и коксохимиками. Утверждены планы-графики отгрузки угольной продукции потребителям и расчетов за нее. Как не удивительно, у бывшего руководства руки до этого не дошли... Так же, как и к укреплению производственной дисциплины, которая ныне считается делом неотложным.

Но самое главное, что помогло сдвинуть с места негативную ситуацию, — это сосредоточение ресурсов на самых главных направлениях. Все свободные средства были направлены на подготовку очистных забоев, а следовательно, на обеспечение добычи. Выше уже речь шла о деньгах, которые при помощи правительства были направлены на техническое переоснащение предприятий. И именно это позволило преодолеть негативную тенденцию уменьшения объемов добычи угля. За 10 месяцев прирост угледобычи к 2005 году составил 417 тысяч тонн.

Как орган государственного управления отраслью Минуглепром, даже в условиях рыночного ведения хозяйства, должен определять для нее также и принципы ценовой политики. Сдвигом в этом направлении можно считать разработанный совместно со специалистами Минтопливэнерго механизм определения цены угля в зависимости от его теплотворной способности. Как утверждают эксперты, это даст возможность воспроизвести реальную ценность угля как энергоносителя. Ведь из- за стремительного роста тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки ныне сложилась парадоксальная ситуация. В этом году предприятия Минуглепрома сократили использование электроэнергии на 97 миллионов кВт.час. Однако за нее начислено на 371 миллион гривен больше, чем за аналогичный период прошлого года.

КАК РЕФОРМИРОВАТЬ?

Но одной текущей работы, направленной на развитие производства и контроль за эффективным использованием государственных средств, выделенных на поддержку угледобычи, явно недостаточно, чтобы обеспечить прогресс отрасли. Она нуждается, в первую очередь, в реформировании. Именно такую задачу поставили перед Минуглепромом правительство и его глава. В новой редакции Концепции развития угольной промышленности, созданной по поручению правительства и обсужденной в шахтерских коллективах, речь идет о реализации государственной политики, направленной на удовлетворение потребностей экономики и населения в топливе и на энергетическую безопасность страны. Объем добычи угля в стране предусмотрено увеличить до конца 2011 года до 100 миллионов тонн. Вспомним, недавно на тепловых электростанциях страны 76% электроэнергии производилось на основе угля. Сегодня его доля сократилась до трети от общего производства. Но рационально ли использовать для производства электроэнергии импортированный природный газ, который стремительно дорожает, когда запасы каменного угля в Украине составляют 117 миллиардов тонн? В этих условиях уголь должен стать главным энергоносителем, гарантом энергетической безопасности государства, его экономической и политической независимости.

Как это сделать? Понятно, что наращивать темпы добычи угля, строить новые горизонты можно только при условии привлечения значительных инвестиций и улучшения системы оплаты труда шахтеров, прихода в отрасль квалифицированной молодежи. На это направлены разработанные ныне в Минуглепроме по поручению Кабмина проекты законов о развитии и особенностях приватизации угольных предприятий и о престижности шахтерского труда. Большой эффект должно также дать намерение правительства уже в следующем году увеличить на 14,4% государственное финансирование угольной отрасли. Такой объем финансирования должен обеспечить дальнейшую стабилизацию финансового состояния и условия для стабильной работы отрасли.

Однако понятно, что расходов бюджета никогда не хватит на то, чтобы содержать убыточные угледобывающие предприятия и в то же время финансировать строительство или реконструкцию других. И в министерстве считают, что есть другой, более эффективный путь. Конечно, речь идет о привлечении инвестиций. Посредством их, как считают специалисты, есть шанс преобразовать угольную отрасль в один из важных источников бюджетных поступлений. Об этом свидетельствует практика приватизированных шахт. И наоборот. «Только 11% государственных угледобывающих предприятий на сегодняшний день являются финансово сбалансированными», — говорил глава Минуглепрома на встрече с послом США Вильямом Тейлором, а тот, в свою очередь, заметил, что американские инвесторы заинтересованы прийти на украинские шахты, в частности, на буроугольные. По словам Тулуба, нехватки в инвесторах не будет. «Французы заинтересованы. Они увидели, что газа осталось на 20—30 лет. Они сегодня хотят развиваться, хотят добывать уголь. И хотят прийти к нам, в Украину», — рассказывал министр журналистам.

Привлечение инвестиций путем приватизации также непростое дело. Ведь нужно, с одной стороны, заинтересовать инвестора, а с другой — гарантировать стабильное развитие реформированного частного предприятия, выполнение им социальных обязательств перед шахтерами. Ответы на эти вопросы предлагают авторы названных законопроектов.

КАДРОВЫЙ ГОЛОД?

Но в Минуглепроме сегодня не могут рассматривать финансовое оздоровление как панацею. Ведь в угольной отрасли ныне настоящий кадровый голод. Производством руководят преимущественно пенсионеры, которым тяжело не только подстроиться под требования времени, но и просто спуститься в забой. Поэтому Минуглепром инициирует принятие закона, который должен вернуть шахтерскому труду высокий престиж, в частности, предусматривает надлежащий уровень оплаты труда и социальные льготы для шахтеров, что должно стать убедительным аргументом в пользу избрания именно этой профессии. Но ни шахтеры, ни отрасль уже не могут ждать. Поэтому Минуглепром, по поручению правительства, уже переводит угольщиков на оплату труда по новым, большим тарифным ставкам, рассчитанным, исходя из минимальной заработной платы 400 гривен. Ее внедрят уже в первом квартале 2007 года, а проходчики будут переведены на нее еще в декабре этого года. «Другого пути не существует, — сказал в разговоре с «Днем» министр. — Ведь угольная промышленность должна обеспечивать не какую-то абстрактную «энергетическую независимость», а тепло, свет, уют в домах украинцев, без чего любые пафосные высказывания в плане национального достоинства и сознания просто теряют смысл».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать