Гривна растет, а цены не падают...
Эксперт: «Нацбанку нужно отказаться от административной регуляции рынка»В Украине наблюдается укрепление гривны. Накануне майских праздников национальная валюта заметно укрепилась. По оценкам экспертов, до 10%. А вчера за один доллар давали уже 21,20 гривны. Впрочем, цены на товары на рынках и в магазинах не спешат уменьшаться. Хотя должны были бы. Почему не действуют законы рынка на украинских полках? О причинах «День» спросил экспертов.
Укрепление гривны — результат нескольких факторов, говорят опрошенные «Днем» эксперты. «Первым послужило выделение кредита МВФ.
Вторым — информация о предоставлении финансовой помощи от ряда стран: ЕС выделил 1,8 миллиарда евро, США до конца года пообещали предоставить госгарантии на миллиард долларов, правительство Японии и Польши озвучили программы по поддержке Украины», — рассказывает главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-рейтинг» Виталий Шапран. Он также обращает внимание на еще один фактор стабилизации, заметный не сразу. «Падение гривны началось в декабре-феврале и было спровоцировано оттоком капитала из страны. Статистика 2014 года свидетельствует о «побеге» 10 миллиардов долларов. Это деньги, которые забрала наша так называемая старая элита», — объясняет он. Сейчас отток денег уже остановился, а вместе с ним и значительное давление на гривну.
Почему же не уменьшаются цены? На взгляд финансиста Эрика Наймана, бизнес осенью 2014 года и зимой 2015 года много потерял на девальвации и сейчас возмещает убытки. Эксперт объяснил, что де-факто, например, стоимость бензина и продуктов питания должна была бы снизиться, поскольку гривна укрепилась на 10%. Но этого нет, потому что предприниматели наверстывают утраченное.
Его поддерживает Шапран. «Девальвация действует на рынок потребительских услуг и товаров постепенно. Осенью курс начал расти с 8 до 15 и дальше 20 гривен за доллар. Запасы импортных товаров, накопленные в это время, еще не разошлись, поэтому цену продавцы не уменьшают. Как правило, это касается товаров с длительным циклом продажи: мебель, одежда и тому подобное. А вот техника, программное обеспечение и все, что может «устареть», производители сейчас продают по курсу немного ниже», — объяснил он.
Приведенные аргументы больше касаются импортеров. А вот относительно товаров украинского производства мнения экспертов разделились. «Одно дело, если производитель продает продукцию на внутренний и внешний рынок, тогда он пытается сравнять цены... Но есть и другая группа производителей, которые имеют валютные кредиты и вынуждены их обслуживать, поэтому девальвация автоматически бьет и по ним», — говорит Шапран.
Однако народный депутат, бывший глава парламентского подкомитета по вопросам государственной экономической политики Дмитрий Шлемко другого мнения. «Первое — никто не верит, что гривна укрепилась надолго, поэтому в период относительной стабильности украинские производители пытаются перестраховаться. Второе — товаропроизводитель и продавец всегда хотят больше зарабатывать сегодня, чем вчера, потому и не спешат опускать цену», — считает он. С точки зрения нардепа, АМКУ следовало бы детальнее изучить рынок потребительских товаров. В частности, подчеркивает он, нужно было бы проверить цены на топливо и отечественные продукты питания, например, молочной группы. «Если молоко закупают за копейки, а потом в пять раз дороже продают, то это ненормально», — подчеркивает он.
Кое-что АМКУ уже начал делать: в конце апреля оштрафовал крупные торговые сети («Сільпо», «Фора», «Фуршет», «Велика кишеня», «ЕКО маркет», «Караван», «БИЛЛА», «НОВУС», «Спар», «Бимаркет», «МЕТРО») за картельный заговор на 203 миллиона гривен и дал два месяца на исправление.
Как остановить цены? По мнению Виталия Шапрана, даже если гривна укрепится существенно, то стоит рассчитывать лишь на приостановку темпов инфляции. «Приблизительно 3—9 месяцев девальвационное влияние на украинских полках еще будет ощущаться», — прогнозирует эксперт.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Чтобы навести ценовой порядок, с точки зрения Наймана, нужно учесть две составляющие: первая — эмиссия гривны, а вторая — наполнение потребительского рынка товарами и услугами. «У нас НБУ любит действовать на одну часть уравнения — эмиссию. Тогда как наиболее эффективным является стимулирование увеличения товарного предложения: чем больше конкуренции, тем меньше цены. А это задача правительства, которое должно было бы создать условия для развития бизнеса. Хотя без помощи Нацбанка Кабмину не обойтись, ведь при учетной ставке 30% годовых ни о каких условиях работы не стоит говорить, потому что это выживание для бизнеса», — объясняет он. Эксперт сомневается, что до конца года удастся укротить инфляцию и вот почему: «Экономика ощутила очень сильный девальвационный шок. Это шок 90-х годов», — подытоживает он.
Шапран предлагает еще одну меру к предложениям Наймана. «Сначала гривна укрепилась в начале апреля, потом произошло ее ослабление, и до майских праздников наблюдалась четкая тенденция ревальвации. Конечно, это хорошая новость для рынка и хорошее условие, чтобы рынок нормализовался. Но чтобы закрепить успех гривны, нужно снять административные ограничения. Ведь нынешняя тенденция — это укрепление в условиях все еще сохранения административного давления», — сказал он.
Выпуск газеты №:
№78, (2015)Section
Экономика