Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«И один в поле воин»(3)

или Мораторий как особенность национальных земельных отношений
13 августа, 17:10
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Продолжение. Начало в №141, №142-143

Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 7 февраля в 2018 г. №105 «О проведении общенациональной (всеукраинской) нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» на территории Украины проводится нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения, что позволит создать соответствующую базу для формирования земельных участков сельскохозяйственного назначения, упрощение процедуры проведения нормативной денежной оценки отмеченных земель и наполнения земельного кадастра.

Кабинетом Министров Украины принят ряд постановлений, которыми утверждена новая Методика проведения нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения, сделана попытка проведения государственной регуляторной политики в сфере земельных отношений путем выработки стратегии усовершенствования управления в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности и распоряжения ими.

Активно проводится передача земель государственной собственности в распоряжение объединенных территориальных громад. Правительством одобрено распоряжение № 60-р от 31 января 2018 года относительно передачи земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной собственности в коммунальную собственность объединенных территориальных громад. Этой мерой предусмотрено провести земельную децентрализацию, не прибегая к изменениям в законодательстве.

В Украине создано 665 объединенных территориальных громад, которым может быть передано около 759 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности. На сегодня более чем 200 объединенных территориальных громад получили в коммунальную собственность земли сельскохозяйственного назначения вне пределов населенных пунктов или более чем 360 тысяч гектара земель сельскохозяйственного назначения.

Правительством инициированы работы по введению в Украине электронных земельных торгов, путем проведения пилотного проекта по их запуску на платформе ProZorro.

За последнее время правительством приложены значительные усилия для улучшения инфраструктуры рынка земель.

Функционирование полноценного рынка земель несельскохозяйственного назначения свидетельствует о его эффективности как в части углубления товарно-денежных отношений на сегменте рынка земель несельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, так и в части улучшения соответствующей рыночной инфраструктуры и наполнения местного бюджета.

Только за последние три года проданы 8872 земельных участка несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов и за пределами общей стоимостью 2,5 млрд грн, что позволило юридическим и физическим лицам в полной мере реализовать свое право собственности на земельные участки и значительно пополнить местные бюджеты и в определенной мере улучшить социально-экономическое положение территориальных громад за счет продажи земельных участков и прав на них.

Поступления от платы за землю занимают значительную нишу в их общих поступлениях, За последние три года в местные бюджеты от платы за землю поступило 64,5 млрд грн.

А в аграрном секторе экономики не утихают дискуссии по вопросам введения прозрачного полноценного рынка земель сельскохозяйственного назначения.

Политизирование вопроса снятия моратория приобрело такой размах, что он стал стереотипом мышления значительной части граждан Украины и воспринимается как очередной бренд декабрьских заседаний Верховной Рады Украины на предмет его продолжения. Мораторий уже является «особенностью национальных земельных отношений» и одновременно стал мерой земельных отношений, последующее развитие которых видится лишь через призму его действия.

В то же время опыт бывших стран социалистического лагеря — членов стран Совета Экономической Взаимопомощи, свидетельствует об улучшении развития земельных отношений и аграрного сектора экономики и доведении их до уровня развитых стран с рыночной экономикой без внедрения ограничения прав для своих граждан распоряжаться своей землей.

Не без помощи защитников моратория на телевидении и в СМИ активно распространяется информация для общественности относительно отсутствия на сегодня виденья концептуальных принципов формирования обращения земель сельскохозяйственного назначения в стране.

Если бы речь шла о концептуальных принципах формирования рынка земель, в этом случае возможно было бы в некоторой степени согласиться с этим в части формирования соответствующей инфраструктуры рынка земель и основных направлений государственной регуляторной политики на первых этапах его формирования.

Вопрос же обращения земель является лишь составляющей рынка земель как экономико-правовой категории функционирования земли в качестве товара в системе товарно-денежных отношений.

Обращение же земель относится к системе правоотношений относительно реализации прав на землю субъектами правоотношений, которые определены как Конституцией Украины так и соответствующими законодательными актами.

Концептуальные принципы обращения земель уже заложены в системе соответствующих правоотношений и вытекают из понятия системы правоотношений как общественных отношений с определенной правосубъектностью субъектов прав, гарантированной государством и закрепленной в Украине законодательно.

К объектам правоотношений относятся материальные блага (деньги, ценности, вещи, другое имущество и т.п.), которые более характерны для гражданских, имущественных правоотношений. Гражданским законодательством страны урегулированы личные неимущественные и имущественные отношения (гражданские отношения), основанные на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении, имущественной самостоятельности их участников.

Земельным законодательством урегулированы земельные отношения как в части реализации прав собственности на землю, так и в части определения правосубъектности прав на землю.

Опыт развитых стран свидетельствует о наличии определенных ограничений при введении и функционировании рынка земель. В земельном законодательстве страны уже действуют некоторые ограничения как относительно реализации права собственности на землю, так и в части распоряжения земель.

В основу законопроекта о «Обращении земель сельскохозяйственного назначения» включится весь спектр действующих законодательных норм относительно правосубъектности субъектов прав на землю и реализации прав собственности на землю с механизмами обеспечения противодействия вызовам, которые распространяются как мифы об угрозах снятия моратория. Это позволит снизить общественное напряжение при рассмотрении вопросов снятия моратория.

По моему мнению, сегодня более актуальным является вопрос о выборе и обеспечении реализации модели последующего развития аграрного сектора экономики в системе функционирования свободного экономического обращения сельскохозяйственных земель, что предусматривает срочную разработку соответствующих законодательных актов и изменений к ним в части соответствующего экономико-правового и инфраструктурного обеспечения рынка земель сельскохозяйственного назначения и представления на рассмотрение Верховной Рады Украины на предмет сельскохозяйственной кооперации, развития органического земледелия, активизации развития ипотечного кредитования, основных направлений государственной регуляторной политики по поддержке и развитию микро-, малых и средних организационных структур в аграрном секторе, как в организационном, так и финансовом аспектах и т.п.

В то же время на долю моратория выпало очередное испытание, которое, возможно, решит вопрос: пан или пропал.

Это связано с тем, что 22 мая 2018 года Секретарем Суда ЕСПЧ издан пресс-релиз 182 (2018) о Решении Палаты Европейского суда по правам человека по делу «Зеленчук и Цицюра против Украины». В нем отмечено: «Абсолютный запрет Украиной покупки и продажи земель сельскохозяйственного назначения вызвал нарушение прав, правительство должно принять более сбалансированный закон».

ЕСПЧ постановил, что «правительство должно принять законодательные меры для обеспечения необходимого справедливого баланса для владельцев земельных участков сельскохозяйственного назначения, хотя это и не означало, что Украина должна немедленно создать рынок земельных участков сельскохозяйственного назначения без ограничений».

Согласно статей 43 и 44 европейской Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, ратифицированной Законом Украины «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года, Первого протокола и протоколов N 2, 4, 7 и 11 к Конвенции» №475/97-ВР от 17.07.97 постановление Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев после вынесения постановления Палаты любая из сторон может требовать передать дело на рассмотрение Большой палаты Суда, которая по рассмотрении дела вынесет окончательное решение, которое передадут Комитету министров Совета Европы для контроля его выполнения.

И как здесь не вспомнить известную фразу Остапа Бендера «Заграница нам поможет! Держитесь!»

Парламентская и президентская гонка значительно оживит популизм в вопросах земельной реформы и бросит на головы граждан очередную порцию мифов и угроз о снятии моратория на продажу сельскохозяйственных земель. Так что на заграницу надейтесь, а сами не плошайте.

Есть еще время и есть надежда, что победит такой «один воин», как здравый смысл, и народные избранники при принятии судьбоносных решений будут консолидироваться вокруг идеи развитой Украины и осознают, что земля — не актив политических баталий, а основа благосостояния будущей Украины, наших потомков. Настало время взвешенных государственных решений. Продолжение «базара» и фарса в вопросах перспектив украинской земли — это дорога в никуда.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать