Игорь ПАЛИЦА: «Дефицита бензина не будет»
Одна из первых задач, поставленных перед правительством Виктора Януковича — урегулировать цены на нефтепродукты. Не зря так быстро был подписан меморандум о сотрудничестве с нефтетрейдерами. Однако некоторые нефтяные компании Украины не ожидая приглашения премьер-министра, самостоятельно заявили о намерении не завышать цены, на топливо. Среди них полугосударственная компания ОАО «Укрнефть». За последние 2-3 недели цены повысились, что было обусловлено увеличением рынка нефтепродуктов импортного производства, стоимости нефти на мировых рынках. Но на предприятии отмечают, что готовы удерживать цены не выше 4,70 на своих АЗС, а поэтому дефицита топлива не будет. Но подхватят ли инициативу этого предприятия другие нефтетрейдеры? Меморандум правительства о сотрудничестве с нефтетрейдерами, подписанный вчера, не может этого гарантировать. Однако, возможно, из солидарности или конкуренции, цены все-таки удастся снизить или, во всяком случае, установить в пределах рыночного «разрешенного». Об этом и другом в интервью председателя правления ОАО «Укрнефть» Игоря Палицы:
— Какие требования выдвигаются вам правительством?
— Это, наверное, впервые, когда правительство нам не выдвигает никаких требований, а ищет диалог с нефтяными компаниями. Единственная просьба правительства, чтобы не было спекуляции цен на нефтепродукты. То есть рыночная стоимость, рыночные наценки, обеспечивающие и удовлетворяющие компании, которые привыкли работать в рамках наценки, не превышали их. Как я понимаю, правительство хочет определить перспективы и поставить векторы развития в течение следующих пяти лет для того, чтобы владельцы нефтяных компаний были заинтересованы и защищены в своих инвестициях. И правительство со своей стороны готово протянуть руку, как сказал нам министр топлива и энергетики, и помогать во всем, что нужно будет для своей деятельности нефтяным компаниям. У нас есть видения развития на следующие пять лет, которые мы и представили в Министерство топлива и энергетики и надеемся, что они будут учтены. То есть нас, в первую очередь, интересует защита инвестиций, защита корпоративных прав инвесторов, принимающих участие в рынке акций на территории Украины, и безусловно, нас интересует вопрос стоимости газа, добывающегося на территории Украины, чтобы он также имел рыночную цену. При этом, понимая слабую платежеспособность населения, мы предлагаем правительству свое видение увеличения субсидий, субвенций при росте цен. Чтобы рост не повлек за собой увеличения платы для малообеспеченных слоев населения на эти энергоносители. Те, кто может платить — будет платить, те, кто не может — государство должно им субсидиями компенсировать все их расходы. Расчеты, сделанные нашими специалистами, мы представим правительству.
— Повлияет ли остановка Лисичанского нефтеперерабатывающего завода на состояние рынка нефтепродуктов?
— Лисичанский НПЗ останавливается, насколько я знаю, в конце октября и это не может повлиять на состояние рынка нефтепродуктов, потому что в октябре спрос на потребление нефтепродуктов падает. Я думаю, что это событие происходит вовремя и не будет влиять ни на что. А если на некоторых АЗС будет дефицит нефтепродуктов, то, возможно, это из-за лени владельцев АЗС закупать нефтепродукты, потому что сегодня спокойно можно их купить на рынке. Справедливых причин для того, чтобы исчезали нефтепродукты или повышались цены, нет.
— Существует ли возможность снижения цен на бензин? И при каких условиях?
— Для того, чтобы цены снижались сегодня, я не вижу возможности, потому что рынок насыщается нефтепродуктами. А возможно, через 2-3 недели цены действительно начнут падать. И сегодняшняя тенденция стоимости нефтепродуктов на внешнем рынке свидетельствует, что только 95-й бензин с 1 августа по сегодняшний день упал на 80$ в своей стоимости за тонну. Мы работаем так же, как и все нефтяные компании. Наценка до 10% от себестоимости полностью удовлетворяет игроков рынка и дает возможность окупать расходы на строительство АЗС.
— Есть ли возможность у «Укрнефти» в нынешних условиях снизить цены на свою продукцию?
— К сожалению, «Укрнефть» по бюджетному законодательству не может перерабатывать собственную нефть и мы не является игроками рынка, чтобы давать дешевле цены, по которой мы купим. При этом нефтеперерабатывающие заводы заявили, что без вопросов обеспечат аграриев дизтопливом более дешевым, чем на АЗС. И дефицита дизтоплива на сегодняшний день мы также не видим.
— Кто в дальнейшем — после подписания меморандума — будет диктовать цены на нефтепродукты в Украине?
— Наши нефтеперерабатывающие заводы по своим возможностям, мощностям полностью могут обеспечить Украину нефтепродуктами. На сегодняшний день они не являются игроками рынка, потому что экономика переработки нефти возможна только на двух заводах — Кременчугском и Лисичанском. Все другие заводы остановлены и ждут каких-то преференций по переработке нефти на территории Украины от нашего правительства. Заводы, в свою очередь, насколько я видел документы, готовы вложить большие деньги, чтобы правительство обеспечило какие-то преференции именно заводам, находящимся на территории Украины. А чтобы не было диктата цен, не было спекуляций, дефицита, отношения должны быть спокойные, прагматичные и в состоянии диалога между правительством и нефтяными компаниями. Тогда все будет нормально.
— В последнее время много говорилось о «заговорах» между игроками на рынке нефтепродуктов. Существуют ли они на самом деле, по вашему мнению?
— Мне трудно говорить объединялись, диктовали или не диктовали. Я знаю, что в последние годы не было каких-то сверхприбылей в нефтяной и в нефтеперерабатывающей отрасли или торговле нефтепродуктами. Мы заявляли на заседаниях правительства еще в апреле месяце, о том, что в конце лета возможен рост цен и просили разрешения перерабатывать собственную нефть на нефтеперерабатывающих предприятиях для того, чтобы мы, имея 20% рынка, каким- то образом могли влиять на цены, а не на их какие-то спекулятивные составляющие. На что нам было сказано, что в принципе есть бюджетный кодекс, по которому можно купить на рынке, но мы не были игроками. Поэтому никто не давил, никто не объединялся. Складывались такие рыночные отношения и порой они выходили на свой подъем, порой они падали. Поэтому трудно сказать. Я не знаю, были ли заговоры шести каких-то игроков рынка. Заговор — это сверхприбыли, сверхприбылей не было. Заговор — это цели каких-то политических давлений, я не думаю, что нефтеперерабатывающие или нефтедобывающие компании ищут политические рычаги, потому что они не являются игроками политики
— Почему, по вашему мнению, состоялся резкий скачок цен на топливо? Возможно, это было обусловлено дефицитом бензина?
— Дефицита не было, но остатки нефтепродуктов были... Мы работали с двух- трех месячными запасами и последние события в мире привели к тому, что начался рост цен, и некоторые компании ждали падения мировой цены и вовремя не закупились. Поэтому, возможно, не было запасов на 2-3 месяца, но месячные запасы были во всех компаниях.
— Что будет с рынком далее?
— На данный момент рынок и так будет насыщен, а вводить дифференцированную пошлину на импортные нефтепродукты нужно с одной целью, чтобы обеспечить развитие, реконструкцию и переработку нефти именно на территории Украины. Чтобы не оставлять заработки и зарплаты на территории других государств, где перерабатывается нефть, а перерабатывать ее здесь. Но для этого нужны предложения, которые даются сейчас относительно создания экспортно-аналитических групп. Именно они должны сделать такие расчеты и просчитать все для того, чтобы, когда введется пошлина, не было резкого дефицита нефтепродуктов. Это сложная работа, но я думаю, за 2–3 месяца все расчеты реально можно сделать, для того чтобы выходить с предложениями для правительства о вводе пошлины на импортные нефтепродукты.
— Когда самое лучшее время для ввода пошлины?
— Если говорить о вводе пошлины, то это осень-зима, это нужно делать, когда нет высокого спроса, когда спокойно можно входить в рынок.
— До какого уровня будут повышены пошлины?
— Я сейчас не могу сказать. Это все нужно считать для того, чтобы не было ни дефицита, ни роста цен. Как только будет понятно, что у заводов есть возможность обеспечить рынок на сегодняшний день, будут известны таможенные тарифы. Тем более, что они зависят от того, сколько стоял завод без работы и в каком он техническом состоянии. Это все должна проверять, анализировать экспортно-аналитическая группа.
— Нужна ли нашим НПЗ неотложная реконструкция, о которой говорится в меморандуме?
— Для реконструкции одного завода нужно минимум полмиллиарда долларов, и эта реконструкция может длиться три-четыре года, поэтому тут все нужно просчитывать и учитывать все нюансы.
— Может ли Украина в ближайшее время начать экспорт нефтепродуктов?
— Если заводы проведут реконструкцию так, как заявляется, то безусловно, Украина будет экспортировать нефтепродукты, то есть рынок будет перенасыщен, будет идти экспорт нефтепродуктов... Но я считаю, что это не плохо для страны, учитывая дефицит нефтепереработки сегодня в мире. Из-за чего и существует такой рост цен на нефтепродукты.
Выпуск газеты №:
№141, (2006)Section
Экономика