Перейти к основному содержанию

Как остановить «экспорт мозгов» из Украины?

Юрий БАЛАНЮК: «Важно обучать не только тех работников, которые начинают работать, а и тех, кто уже в профессии»
20 мая, 18:43

Европа ощутила нехватку рабочей силы. Италия объявила массовую легализацию трудовых мигрантов, польские воеводы всерьез заговорили о нехватке украинских рабочих. Европейские компании готовы чартерами возить наших гастарбайтеров на сезонные работы. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что Кабинет Министров «готов к переговорам с европейскими странами, которые выразят желание официально пригласить украинских рабочих на сезонные работы». При этом условием он назвал легальное трудоустройство на срок от трех месяцев, соблюдение социальных гарантий и условий труда. Координацию этой работы поручили Офису по вопросам европейской и евроатлантической интеграции под руководством Вадима Пристайко. По соцсетям прокатилась волна возмущений под условным названием «железный занавес вернулся?».

Коронавирус заставил украинцев вернуться с заработков домой. Однако как их удержать в нашем государстве и стоит ли? Дефицит, который формировался вследствие колоссального превышения импорта над экспортом (например, в 2019 году — 12,2 млрд дол.), покрывался поступлениями от украинских заробитчан (в 2019 году — 12 млрд дол.). О проблемах трудовой миграции и отечественного рынка труда говорим с председателем Национального агентства квалификаций Юрием БАЛАНЮКОМ.

— В начале каденции Президент Украины Владимир Зеленский призвал украинцев мира «возвращаться» и «оставаться» дома. Соцсети шутят, что первое обещание он выполнил. А вот относительно второго — возникли проблемы. Как вы оцениваете попытки правительства помешать потоку трудовой миграции из Украины?

— Чуда не произошло, работники, которые вынужденно на время карантина вернулись в Украину, пытаются вернуться в Европу. Люди не хотят и не могут оставаться дома.

Действительно, часть украинцев, которые работали за границей, вернется обратно в европейские страны. Это предсказуемо, но другая часть, которая работала за минимальную оплату, с большой вероятностью останется и попытается найти работу в Украине.

Стартовала программа «Большая стройка», которая потребует тысяч рабочих. И я имел встречу с ассоциацией дорожников, потребность в работниках в этой сфере огромная, и требование правительства — отдавать предпочтение именно украинским работникам, не туркам или китайцам.

Работает программа «Доступные кредиты 5—7—9%», которая сосредоточена именно на микробизнесе. И те украинцы, которые вернулись с заработков, смогут в том числе ею воспользоваться.

Национальное агентство квалификации — это достаточно новый государственный орган для Украины. Вы, если я не ошибаюсь, год как работаете. Изучали ли вы проблему трудовой миграции из Украины? Почему украинцы, например, в Польше работают в основном на низкооплачиваемых работах. Работодатель не требует квалификации? Или уровень компетентности наших рабочих не соответствует потребностям современного европейского рынка труда?

— То, что наши граждане работают на низкооплачиваемых работах, не свидетельствует о низкой квалификации или отсутствии образования. Есть сотни примеров, когда в Польше или Италии учителя, экономисты или юристы работают сиделками, сортировщиками.

Признание украинской квалификации — это дело каждого отдельного работодателя.

 Однако в Украине наличие квалификации дает дополнительные возможности в получении работы, в том числе и официального трудоустройства.

У меня лично не просили диплом при трудоустройстве. Да и по образованию я — экономист-кибернетик. Хоть уже 11 лет работаю журналистом. Зачем мне подтверждать свою квалификацию? И как это сделать? Идти на второе высшее образование и получать образовательно-квалификационный уровень журналистики?

— В современном мире стало не важно, где именно человек учился. Происходило это непосредственно на производстве, в профтехучилищах или же человек делал это альтернативным, неформальным образом, например, с помощью интернет-курсов, You Tube, книг. Для работодателей, как вы справедливо заметили, имеет значение то, какими умениями, навыками и компетентностями человек обладает.

То есть я смогу получить квалификацию на базе самообразования? Когда это станет возможно в Украине?

— Национальное агентство квалификаций уже разработало Положение об аккредитации квалификационных центров. Этот документ вынесен Министерством образования и науки Украины на общественное обсуждение. Надеемся, что вскоре проект будет рассмотрен на заседании правительства.

Ту часть, которая зависела от НАК, мы выполнили, и надеемся, что Положение об аккредитации квалификационных центров будет принято быстро. Затем мы проведем аккредитации таких центров, и они заработают. Я — оптимист, и хочу, чтобы уже в конце лета можно было проходить оценивание в квалификационных центрах и получать сертификаты о профессиональной квалификации, полученные во время самообразования.

 Сейчас экономике, бизнесу очень нужны квалифицированные работники, поэтому времени долго принимать решение нет. С другой стороны, если человек научился неформально и стал отличным специалистом, например, в строительстве, то официально на работу устроиться проблематично из-за отсутствия диплома или сертификата, подтверждающего квалификацию.

Это проблема для нашей страны, и это, в том числе, побуждает людей ехать работать за границу.

Эти центры будут содержаться за счет налогоплательщиков?

— Мы предполагаем, что квалификационные центры могут иметь разную форму собственности, и соответственно — разные источники финансирования. Главное — чтобы квалификационный центр соответствовал критериям, определенным в Положении об аккредитации.

Эти центры будут созданы в тех секторах экономики, где требуются работники с подтвержденной квалификацией. Потому что сейчас для официального оформления на работу асфальтоукладчика работодателю нужно, чтобы работник предоставил некий документ о квалификации. Это же касается каменщиков и многих других рабочих профессий.

Важно также, что квалификация будет присваиваться по одним правилам в разных уголках страны в соответствии с профессиональным стандартом. Это нужно для того, чтобы каждый квалифицированный работник имел одинаковый уровень знаний и умений.

Если ты идешь в ПТУ после 9 класса и три года учишься азам профессии, осваиваешь теоретическую часть (и по возможности практическую, ибо это бывает сложнее), и по завершению обучения получишь квалификацию, то это одно дело. Хотя и здесь есть проблема: не может образовательное учреждение объективно оценить профессиональные квалификации своих выпускников. Во многих странах пошли по пути создания независимых центров, где выпускник образовательного учреждения составляет квалификационные экзамены, чтобы получить доступ к профессии. Особенно это касается тех профессий, где есть особые условия, так называемых регулируемых профессий.

Мир сейчас быстро меняется, поэтому нужно все время учиться чему-то новому, чтобы успеть за новыми требованиями. А если тебе 40 лет и ты получил умение и навыки профессии на производстве или находясь на заработках в других странах, то идти и учиться в ПТУ три года ты не будешь. А где в таком случае подтвердить свою квалификацию и получить документ?

Известно и то, что система профтехобразования в Украине не всегда готовит специалистов с теми знаниями и навыками, которых требует динамический рынок. Это признано на уровне государства. Недавно принята концепция реформирования профессионально-технического образования, которая будет внедряться в последующие годы. Но это — длительный путь изменений, а квалификационные центры — это быстрый ответ на запросы современности.

Вы сказали, что учебные заведения не могут оценивать своих выпускников объективно, а где защита от «поблажек» экзаменационной комиссией квалиф-центра. Не будут ли они присваивать квалификацию всем желающим, чтобы не отпугнуть клиентов?

— Когда мы разрабатывали Положения об аккредитации квалификационных центров, то закладывали в этот документ предохранители от нечестной работы центров. Мы определили 10 критериев, которым должен соответствовать квалификационный центр. Это и профессиональная комиссия, и наличие контрольно-оценочных материалов и надлежащая материально-техническая база, и возможность обжалования решения комиссии, объективность и непредвзятость в отношении лиц, проходящих оценивание.

За нарушение этих принципов центр может быть лишен аккредитации. Если поступит жалоба от работодателя, что работник не соответствует присвоенной квалификации, то будет проверка такого квалификационного центра.

Рисковать ради нескольких человек, не обладающих достаточным уровнем знаний и навыков, будет неоправданно. Слишком большие санкции.

Хочу вспомнить еще и то, что сейчас Нацагентство начало поиск потенциальных кандидатов в эксперты по аккредитации квалификационных центров. Это те люди, которые будут проводить экспертную оценку работы квалификационных центров, и к их компетентности, опыту тоже выдвигается много требований. И мы планируем обучение наших экспертов.

Все эти факторы, по нашему мнению, должны обеспечить добропорядочную работу центров. В противном случае они будут лишены аккредитации.

О каких профессиях идет речь, это рабочие специальности или это будет касаться и высшего образования?

— Профессиональные квалификации, которые можно будет подтвердить в квалификационных центрах, могут быть разные. Потому что «Закон об образовании» и Положения об аккредитации квалификационных центров не ограничивают деятельность квалификационных центров только профессиональными квалификациями, касающимися рабочих профессий. Главное, чтобы такие центры заработали и были готовы добросовестно проводить оценку знаний и навыков соискателей.

Однако вопрос признания неформального или информального высшего образования требует дополнительного нормирования на уровне государства. Важно, что наше законодательство предусматривает существование как полных, так и частичных квалификаций, и квалификационные центры вполне могли бы оценивать частичные профессиональные квалификации, полученные путем самообразования или вне официального обучения в учебном заведении.

Следует также учитывать и то, что в Украине принят ряд законодательных актов, предусматривающих особые условия вхождения в определенную профессию. Так, чтобы стать адвокатом, нужно иметь высшее юридическое образование и юридический стаж, сдать соответствующий квалификационный экзамен и пройти стажировку. Квалификационный экзамен проводится квалификационной палатой квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры по программе, которую утверждает Совет адвокатов Украины. Это предусмотрено Законом Украины «Об адвокатуре». Понятно, что какой-то альтернативный экзаменацийный центр не может заменить собой эту палату.

На основе чего квалификационные центры будут решать, что должен знать и уметь человек для присвоения квалификации?

— Мы предполагаем, что такой базой должен служить профессиональный стандарт. Без профессионального стандарта квалификационные центры не могут работать, потому что непонятно, каким именно требованиям и навыкам должен отвечать тот, кто хочет подтвердить свою квалификацию электрика, сантехника или маляра.

На сегодняшний день в Украине утверждено около 30 профстандартов, а нужны сотни. Украина только начинает переход от квалификационных характеристик к профессиональным стандартам. И сейчас НАК инициирует пересмотр процедуры разработки профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт должен соответствовать требованиям рынка труда, а в его разработке должны принимать участие работодатели, отраслевые советы, профессиональные сообщества. Это важное условие, так как, на мой взгляд, только бизнес знает, каким требованиям должен соответствовать работник, чиновник этого не знает.

Нашим Уставом предусмотрено, что Нацагентство координирует разработку профессиональных стандартов, готовит проект Порядка разработки, введения в действие и просмотра профессиональных стандартов, подает его на утверждение Кабинета Министров Украины, регистрирует профессиональные стандарты и обеспечивает к ним открытый доступ. Однако не разрабатывает, поэтому мы сейчас активно сотрудничаем с работодателями, чтобы такие профстандарты были разработаны быстрее.

Будут ли признаваться в Украине квалификации, полученные в других странах?

— Национальное агентство разработало проект Порядка признания в Украине профессиональных квалификаций, полученных в других странах. Ожидается, что признавать такую ??квалификацию также будут аккредитованные Нацагентством квалификационные центры.

По нашим проектам, лицо, которое будет иметь желание подтвердить свою квалификацию, должно обратиться в квалификационный центр, где создается комиссия. Соискатель предоставляет подтверждающие документы о соответствующем образовании, документы о профессиональной квалификации, которые демонстрируют наличие у соискателя профессиональных компетенций. При отсутствии у соискателя документов, подтверждающих наличие образования, он может подтвердить его по общей процедуре оценки и присвоения профессиональных квалификаций.

Надеемся, что правительство поддержит такую ??процедуру, которая соответствует общеевропейской практике признания профессиональных квалификаций.

— А как работают квалификационные центры в Европе?

— Экономика в европейских странах не стоит на месте, она развивается, появляются современные тенденции рынка труда, происходит индивидуализация трудовых отношений и интеграция трудовых рынков. Это выдвигает новые требования к образовательным и профессиональным квалификациям. И нужно иметь динамическую, адаптивную систему подтверждения и присвоения квалификации.

Если говорить об опыте Германии и Австрии, то у них функции квалификационных центров выполняют Торгово-промышленные и Ремесленные палаты. Они проводят квалификационные экзамены. В некоторых сферах действуют также саморегулируемые профессиональные ассоциации, которые формируют профессиональные стандарты и принимают квалификационные экзамены. При этом импульс появления новой профессии и запрос на новые профессиональные квалификации исходит от работодателей, а учебные заведения готовят специалистов уже под потребности рынка.

Украина строит архитектуру системы квалификаций подобно системе европейских стран, и наша система квалификаций должна быть непременно интегрирована в европейское и международное пространство квалификаций.

Когда инвестор заходит в нашу страны, он хочет знать, какой существует ресурс квалифицированных работников, достаточно ли тех или иных специалистов, и главное, соответствуют ли эти специалисты тем умениям и навыкам, которые ему нужны для технологического процесса.

Мы исходим из того, что рынок труда требует постоянного обучения работников, получения новых квалификаций, новых навыков и умений. Важно обучать не только тех работников, которые начинают работать, но и тех, кто уже в профессии, и, соответственно, иметь систему официального удокументирования результатов такого обучения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать