Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как почернел «серый» импорт

Ущерб бюджету из-за неофициальных схем продажи автомобилей — три миллиарда гривен
26 октября, 18:47

Официальные импортеры автомобилей в Украину обеспокоены. Недобросовестная конкуренция по так называемым «серым» продажам не только уменьшает их доходы, но и бьет по имиджу торговых марок, с которыми они работают.

В открытом письме Кабинету Министров, Секретариату Президента, Верховной Раде, Налоговой администрации и Государственной таможенной службе они требуют прекратить практику неофициального импорта автомобилей, которые проходят через границу, как «не полностью укомплектованные». Точнее, настаивают официальные импортеры, авто просто предварительно разукомплектовывают. При этом их таможенная стоимость занижается в 3—4 раза. К тому же «серые» дилеры преимущественно не занимаются бюджетными авто, их хлеб —самые престижные марки дорогих автомобилей, которые после ввоза в Украину стоят значительно ниже рыночной цены. Это, ясное дело, очень беспокоит официальных импортеров, которые в работе своих конкурентов видят даже угрозу национальной безопасности Украины...

«Серые импортеры уже стали так называемыми «черными» импортерами. Ведь во всем цивилизованном мире «серые» — это те, у которых нет всех официальных документов, но которые платят налоги. У нас же они не платят налогов, занижают стоимость, работают вразрез действующему законодательству...», — убеждает заместитель главы правления УкрАВТО по продаже автомобилей и развитию дилерской сети Вячеслав Поврозник.

По его словам, отечественный авторынок является одним из самых динамичных рынков Европы. В этом году, согласно подсчетам Поврозника, будет продано около 470 тысяч новых автомобилей, а это рекордный показатель. Однако некоторые марки из этих сотен тысяч частично или даже полностью завезены в Украину неофициально... «За 2006 год по автомобилям «Мерседес» около 50% — «серые» продажи, «Тойота» — 54%, «Субару» — 30%, «Порше» — 48%». За 2007 год эти показатели очень резко выросли. Сегодня мы имеем 25% серого ввоза от общей продажи», — приводит статистику Поврозник. Такие же люксовые бренды как «Акура», «Инфинити» или «Лексус», официальный салон которого только на днях открылся в Киеве, по словам директора информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг» Олега Омельницкого, вообще представлены исключительно «серыми» импортерами. «По нашей оценке, «серые» автомобили сейчас занимают около 6% рынка. Масштабы этого рынка колоссальные, объемы продаж в этом году выросли в полтора раза. «Причины возникновения такого бизнеса, — говорит аналитик, — на мой взгляд, следующие. Это различные подходы автопроизводителей к рынкам тех или иных стран, когда автомобили в одной стране значительно дешевле, чем в другой. Вторая причина заключается в том, что наблюдается дефицит некоторых авто в сетях официальной продажи. А третья вытекает из разного подхода к модельной политике в разных странах, когда некоторых моделей нет в одной стране, а в другой они есть...», — считает аналитик.

При этих условиях в Украину, по версии официальных дилеров, в этом году было ввезено около 23 тысяч «серых» авто. На этом за восемь месяцев государство потеряло около 2,8 миллиарда долларов. Эксперты рынка подчеркивают: если ситуацию кардинально не исправить, то до конца года эта цифра достигнет четырех миллиардов долларов... Напоминают и об угрозе «серых» авто для потребителей, ведь при разукомплектации существует опасность повреждения многих систем автомобиля. С «серым» по происхождению авто будут проблемы и в сервисе, ведь у него нет гарантии.

«Торговцы «серым» импортом не платят налогов, грабят государство! В Одессе их называют «табуреточниками», потому что они, разукомплектовывая авто, снимают даже сидения. А водители, перегоняющие эти автомобили, возят с собой табуретку и ведут машину, сидя на ней! — такой образ «серого» импортера нарисовал генеральный директор Всеукраинской ассоциаций автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. Он также намекнул на то, что у таких «табуреточников» обязательно должна быть влиятельная «крыша». «По нашими данным, лоббисты и представители этих «черных» импортеров сегодня бегают по коридорам власти с чемоданами денег и думают, кому же их вручить, чтобы им снова позволили эти авто растаможивать», — сообщил журналистам Назаренко. «Этот вопрос можно контролировать, «серые» импортеры есть в любой стране. Но в Украине они пользуются поддержкой...», — считает и исполняющий обязанности президента Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Станислав Щербина.

Тем временем имидж Украины на международных автомобильных рынках очень страдает... «Западные партнеры искоса на нас смотрят, они не понимают, почему у нас так стремительно растет «серый» рынок. И поэтому официальный бизнес ставится под угрозу. Таким образом мы отбрасываем наш авторынок на несколько лет назад...», — замечает генеральный директор компании АвтоКапитал и генерального представительства DaimlerChrysler AG в Украине Виктор Степаненко. Мнение коллеги разделяет и генеральный директор «АВТ Бавария» Александр Тимофеев: «Серый» рынок, кстати, есть в любой стране, но не в таких масштабах и не с такими дерзкими методами, как это делается в Украине».

Однако сами «серые» импортеры открыто удивляются таким неимоверным цифрам убытков государству и количеству ввезенных авто. «Три миллиарда гривен — это «комплимент» «серым» импортерам, им, на самом деле, до этой цифры работать и работать. И число завезенных авто тоже значительно завышено... На самом деле 30% всего отечественного рынка мы делим с официальными импортерами. Мы — субъекты предпринимательской деятельности, и если кто-то из нас нарушает законы — наказывайте», — лаконично объясняет свою позицию исполнительный директор Ассоциации всеукраинского объединения торговли транспортными средствами Александр Абаринов. По его словам, официальные импортеры просто хотят одним махом убрать с дороги всех конкурентов.

По-своему защищает «серых» импортеров и начальник управления таможенной стоимости Государственной таможенной службы Украины Ирина Ляденко: «Те, кого вы называете «серыми» импортерами, на самом деле обычные предприниматели, участники предпринимательской деятельности...». По ее словам, обнародованные официальными импортерами цифры вряд ли можно считать точными. Проблема на самом деле, как считает Ляденко, в практике разукомплектовывания авто, однако и она уже понемногу решается. «Начиная с 4 сентября, у нас прекращено оформление транспортных средств в разукомплектованном состоянии, — уверяет Ляденко и приводит пример из заграничного опыта. — В Литве этот вопрос решили очень просто. У них в законе просто написано, что ввоз транспортного средства в разукомплектованном состоянии запрещен». Что же у нас мешает разработать такие законы и сделать невозможными махинации с растаможиванием? Таможенники ссылаются на то, что «агрессивная» политика относительно «серых» дилеров накануне возможного вступления Украины в ВТО недопустима...

Начальник отдела таможенно- тарифной политики и защиты внутреннего рынка Министерства экономики Украины Валентина Калинина пообещала поручить этот вопрос специальной ведомственной комиссии. Однако в ее эффективности сомневаются даже сами чиновники... «И эта комиссия ничего не даст! Просто если все государственные служащие будут действительно выполнять свою работу, этого вопроса уже не будет...», — считает заместитель директора Департамента автомобильной промышленности Министерства промышленной политики Украины Юрий Яковенко.

Впрочем, как отмечают специалисты, существование «серого» автомобильного рынка находится в плоскости цены. «Серые» дилеры предлагают дешевле, и на них есть спрос, несмотря даже на спидометр в милях и красные повороты во многих «серых» авто. «Вопрос на самом деле в цене, которая на 40—60% меньше, чем у официальных дилеров. Мы готовы работать с «серыми» импортерами, но на одинаковых условиях, без нарушения законов...», — отмечает Степаненко. Однако официальные дилеры не желают снижать ценовую планку для украинцев. И их можно понять, ведь за присутствие на рынке они платят свою цену... «Вы попробуйте завезти новый автомобиль в любую цивилизованную страну и заплатить там от 40% и выше налогов...», — иронизирует по поводу отечественного налогообложения Вячеслав Поврозник.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать