Как реформировать таможню
Чтобы ликвидировать серые и черные схемы, она должна стать не фискальной, а правоохранительной службой
Невероятно, но факт. В январе-феврале этого года экспорт товаров из Украины в Российскую Федерацию, несмотря на агрессию, войну и блокаду, превысил $576,5 миллиона, что на 54,4% больше, чем в те же месяцы прошлого года.
ТРЕБУЕТ РАССЛЕДОВАНИЯ
Выросла и доля РФ в украинском экспорте. Она составила 9,2%. Еще больше, как сообщил недавно Госстат, выросла доля импорта товаров из РФ — на 14,9%.
Эта информация явно требует расследования. Сославшись на нее, «День» спросил у народного депутата Татьяны ОСТРИКОВОЙ, что могло способствовать таким показателям: либерализация торговой политики или ее коррупционная составляющая, в том числе и в рядах таможенной службы? Острикова не стала спешить с ответом по существу. Отметив, что ее фракция («Самопоміч») считает такую ситуацию неприемлемой, народный депутат рассказала, что в Госстат направлено обращение с просьбой показать, за счет чего вырос экспорт в Россию в первом квартале. Пока ответа нет, нам трудно понять, в чем тут дело, указала народный депутат.
ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТЕРОВ И ИМПОРТЕРОВ
В тот же день в Киеве прошла жаркая дискуссия вокруг работы таможенной службы и путей ее реформирования, намечаемых Министерством финансов. Поводом для такого разговора стал аналитический отчет по результатам опроса украинских импортеров и экспортеров, проведенного Институтом экономических исследований и политических консультаций, «Упрощение процедур торговли в Украине: оценки и ожидания бизнеса».
В опросе приняли участие руководители более тысячи украинских предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Один из основных выводов, сделанных исследователями в результате анализа полученных данных, состоит в том, что несовершенное таможенное законодательство, недостаток прозрачности и открытости, сознательное завышение таможенной стоимости товаров и коррупция — это далеко не полный перечень преград, с которыми встречаются субъекты внешнеторговой деятельности.
Проблемы импортеров, как отмечается в исследовании, в первую очередь связаны с ситуацией на таможне, со сложностями и противоречиями в определении таможенной стоимости товаров, с несовершенством таможенного и налогового законодательства. Экспортеры жалуются на непредсказуемость торговой политики Украины и низкое качество транспортной инфраструктуры. И тем, и другим, как показал опрос, создают проблемы непредсказуемое валютное регулирование и бюрократия на таможенных пунктах.
СХЕМАМ... ЕДИНОЕ ОКНО НИ К ЧЕМУ
Больше того, нельзя исключить, что таможня где-то меньше, а где-то и в большой мере остается, как и когда-то, местом, где делаются большие деньги. Так, народный депутат Андрей Немировский провел на днях пресс-конференцию, на которой на основании обращений бизнеса и с документами в руках обвинил и.о. начальника Киевской городской таможни и начальника таможенного поста «Столичный» Сергея Тупальского в коррупции и реализации, совместно с родным братом — бизнесменом, жульнических схем внешнеторговой деятельности.
Что такое сегодня наша таможня? Можно ли улучшить ситуацию в этой службе? Опыт показал, что ставка на создание во всех таможнях страны единого окна себя оправдала, хотя еще не везде. Сегодня средняя температура по таможне по этому показателю 22%. Однако, например, в столице в единое окно обращается лишь 1,8% клиентов ведомства. Вывод тут такой: серому и черному бизнесу единое окно ни к чему. Так что к реформе нужны еще и другие подходы.
РЕФОРМА ОТ МИНФИНА
Советник министра финансов Юрий Драганчук уверен, что задача таможенной реформы реальна, если лишить прав юридического лица областное звено службы и передать значительную часть его полномочий на уровень таможенных постов. Благодаря такой реформе, по мнению советника, исчезнет почва для коррупции на таможне, на нее не смогут оказывать неправомерное влияние представители правоохранительных служб и областные власти. На таможне, по образцу Национальной полиции, будет полностью обновлен личный состав...
СУДЫ И СОБСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Эксперт CASE Украина Андрей Саварец далеко не во всем поддерживает такую реформу. Он согласен, что после ликвидации юрлиц в областном звене, действительно, сократится управленческий аппарат, но это усилит нагрузку на центральный уровень. Саварец подчеркивает, что после ослабления областных управлений центральной таможне придется как-то управлять пятью сотнями таможенных постов.
«Как мы сможем руководить таким хозяйством?» — спрашивает он. Но главной проблемой реформированной таким образом таможни станут, по его мнению, отношения с судебной системой. Ведь на один из районных судов столицы ляжет обязанность рассматривать примерно 10 тысяч дел о нарушениях таможенных правил. В день суду придется рассматривать до 500 дел...
Саварец обращает внимание также на службу собственной безопасности таможни, которая обязана противодействовать втягиванию инспектора таможни в противоправную деятельность. Он подчеркивает, что сегодня эта служба в основном привлекает к ответственности таможенников за незаконное вознаграждение в 200—300 долларов. А все задержания на уровне заместителя начальника таможни — глава ГФС области производят СБУ и НАБУ...
«В концепции Минфина о реформировании таможни правильно сказано, что эта служба должна быть независимой. Но это, опять-таки, может привести к тому, что служба внутренней безопасности станет, по сути, главным коррупциогенным фактором, поскольку не будет никому подчиняться... И если пообщаться с инспекторами на границе, то они расскажут: я произвел оформление и тут же должен написать объяснение, почему я сделал именно так. Потом я должен пойти в СБУ и рассказать, что я сделал...» Эксперт уверен, что над каждым инспектором не должен стоять полицейский, эсбэушник и т.д. Это порождает только круговую поруку и коррупционные сговоры, — говорит он.
РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОЛЛАПС
Не находит у него одобрения и попытка создать единые подходы к определению таможенной стоимости товаров. «Это может привести к ручному управлению», — говорит эксперт и советует больше внимания уделять наполнению таможен ценовой информацией и данными относительно профилей риска по стоимости товаров, которыми должны бы делиться профильные бизнес-ассоциации.
Острикова также не в восторге от реформ, предлагаемых Минфином. «Мне не ответили, чем глава представительства налоговой службы, например, во Львовской в области, будет лучше, чем бывший руководитель Львовской таможни, — недоумевает народный депутат, — Если мы забираем у областного звена полномочия, прописанные сегодня в Таможенном кодексе, и передаем их наверх — руководителю единой таможни, то это, скорее всего, просто означает коллапс. Потому что каждому посту придется обращаться за разрешением провести, скажем, досмотр, к руководителю единой таможни. Можно делегировать полномочия от руководства единой таможни руководителям представительств. Но для чего тогда весь этот сыр-бор?»
РЕШЕНИЕ ДОЛЖНА ПРИНИМАТЬ СИСТЕМА
«А ведь решение о таможенной стоимости принимает и сейчас не руководитель таможни, не начальник поста, а простой инспектор. Он-то в любом случае останется на своем месте и принимать решение будет именно он. Но на самом деле так быть не должно — решение должна принимать система. И когда мы этого добьемся программно-техническим путем, без изменений в Таможенный кодекс, таможня начнет работать как следует. Вопрос в том, почему Минфин не занимается ежедневной работой именно на уровне программно-технического комплекса и не добивается, чтобы все инспекторы были ознакомлены с профилями рисков и видели, как работают их коллеги в других регионах». Острикова уверена, что реформа таможенной службы должна быть в первую очередь направлена на то, чтобы лишить ее нынешней фискальной направленности и придать ей роль правоохранительного органа.
Выпуск газеты №:
№72, (2017)Section
Экономика