Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Куда ведет неформальный клиринг

Повышения газових тарифов не избежать, — эксперты
24 января, 19:08
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Чья-то невидимая рука продолжает подбрасывать все новые поленья в разгоревшийся далеко не сегодня конфликт между украинским правительством и руководством НАК «Нафтогаз Украины». Причем это никоим образом не напоминает нередко случающиеся корпоративне конфликты или споры между различными компаниями, где стороны практически равны и независимы друг от друга. В данном случае речь идет практически о противостоянии хозяина, роль котрого играет уполномоченное народом Украины правительство, и высокопоставленного служащего, отстаивающего какие-то свои интересы.

«НАФТОГАЗ» ОБНАРУЖИЛ «ВРЕДИТЕЛЕЙ»

Во вторник «Нафтогаз Украины» и ПАО «Укргазвыдобування» потребовали от Кабмина компенсировать их потери (111 миллиардов гривен) от поставок газа при выполнении возложенных на НАК специальных обязательств (PSO). При этом право названных компаний требовать от правительства определения источников финансирования и порядка компенсации за выполнение PSO, как указывается в пресс-релизе, подтверждено в судебном порядке.

Окружной административный суд Киева постановлением по иску «Нафтогаза» действительно обязал Кабмин выполнить положення закона «О рынке природного газа» и определить порядок компенсации и источники финансирования для субъектов рынка природного газа, на которых возложены специальные обязательства, измененив постановление КМУ №187 от 22 марта 2017 года.

«Текущая схема возложенных спецобязательств вредит и государству, и потребителям, и развитию рынка, — подчеркивают в «Нафтогазе», — Существование этой схемы в течение последних двух лет стоило значительную сумму денег, которую мы оцениваем более чем в 110 миллиардов гривен». «За эти средства государство могло бы провести масштабную модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, сделать условия жизни граждан комфортнее, счета меньше, а услуги качественными», — отмечает глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.

По расчетам НАК, с 1 октября 2015 года по 31 декабря 2017 года «Нафтогаз» поставил контрагентам 40,7 миллиардов кубометров газа в рамках PSO. Согласно законодательству, указывают  в газовом холдинге, группа имеет право на получение компенсации своих экономически обоснованных затрат, уменьшенных на полученные в процессе выполнения PSO доходы, и с учетом допустимого уровня прибыли.

В частности, компенсация для «Укргазвыдобування» оценивается «Нафтогазом» в 74,8 миллиарда гривен, недополученная прибыль — в 12,1 миллиарда гривен. Правительство обвиняется в том, что «задолженность за поставленный газ навязанных Кабмином компаний перед НАК на сегодня составляет 24,1 миллиарда гривен».

«При этом «Нафтогаз» оплатил в государственный бюджет все налоги, связанные с реализацией газа, своевременно и в полном объеме, — напоминают в НАКе и приводят в пример уровень расчетов за газ, поставленный контрагентам, на которых не распространяется действие специальных обязанностей (это в основном промышленные предприятия). «Он составил почти 100%», — подчеркивается в пресс-релизе холдинга.

«Мы неоднократно предлагали правительству внедрить механизм рыночного ценообразования и свободной конкуренции за каждого потребителя, а доходы от этого рынка направлять на увеличение добычи и энергомодернизацию», — упрекает Коболев. Он убежден, что без завершения реформы рынка газа амбициозные планы по увеличению внутренней добычи, отказу от импорта газа, снижению цен на газ для населения и реализация масштабных мер по энергоэффективности обречены остаться на бумаге.

ВИНОВНИК ВСЕХ БЕД

Стилистика этого второго раунда боя «Нафтогаза» с правительством очень напоминает знаменитое тимошенковское «все пропало». А неделей раньше Коболев назвал две крупнейшие, по его мнению, проблемы «Нафтогаза». Среди них почему-то еще не было компенсацій за PSO. Тем не менее, виновник всех «бед» был тот же — правительство. Речь шла о потере дешевых кредитов и о многомиллиардных долгах газосбытов перед «Нафтогазом».

По словам главы «Нафтогаза», из-за невыполнения Украиной ряда зафиксированных в контракте условий, «Нафтогаз» уже лишился опции на автоматическое продление кредитной линии Европейского банка реконструкции и развития. «Захочет ли ЕБРР в этой ситуации вступать в переговоры с правительством о продлении линии, мне тяжело сказать», — робко отмечал Коболев, хотя прекрасно понимал, что выбивать кредит для НАКа не входит в обязанности правительства.

По данным Коболева, и Всемирный банк, из-за существующих (у правительства) проблем с Международным валютным фондом также не готов сегодня предоставлять кредитную линию (на 500 миллионов долларов) под закупки Украиной газа. «То есть, все это напряжение между Украиной и МФО уже стоит «Нафтогазу» 300 миллионов долларов, а будет всего стоить 800 миллионов долларов дешевого кредитного ресурса в 1%», — прогнозирует Кoболев.

Несколькими днями ранее «Нафтогаз Украины» обнародовал информацию о суммарной и индивидуальной задолженностях региональных газоснабжающих предприятий (газсбытов). Так, общая их задолженность составила 20,4 миллиарда гривен (без учета объемов газа, поставленных в декабре), увеличившись вдвое  за последние 12 месяцев. Как утверждают в «Нафтогазе», рост задолженности газсбытов приведет к ухудшению финансового результата госкомпании и уменьшению платежей группы «Нафтогаза» в госбюджет.

«По новым правилам мы обязаны поставлять газ, но газсбыты смогут направлять полученные за него деньги на расчеты с другими компаниями. Это не монетизация, а создание возможности для вывода денег как из Нафтогаза, так и из государственного бюджета Украины», — критикует первые шаги и планы правительства по монетизации субсидий неимущему украинскому населению глава «Нафтогаза».

Газсбыты за год увеличили задолженность за поставленный  «Нафтогазом» природный газ более чем вдвое — с 9,9 миллиарда до 20,3 миллиарда гривен, сообщила пресс-служба компании. «Нафтогаз» надеется с помощью раскрытия информации предотвратить последующее неконтролируемое увеличение задолженности этих посредников, которым «Нафтогаз» обязан поставят газ по правилам, установленным Кабинетом министров Украины», — говорится в сообщении. В НАКе обращают внимание на отсутствие в постановлении правительства №951 от 8 ноября 2017 года (оно  вступило в силу с 1 января) должным образом оформленного порядка проведения расчетов по финансированию государством льгот и субсидий населению.

Текущий порядок поставки газа для потребностей населения определяет, что «Нафтогаз» является единственной компанией, обязанной поставлять газ газсбытам на льготных условиях. При этом часть газа, используемого получателями субсидий, оплачивает государственный бюджет. «Однако новые правила создают для газсбытов возможность использовать профинансированные государством субсидии для расчетов с другими оптовыми поставщиками. В том числе, эти деньги могут быть использованы для оплаты газа, проданного газсбытами не населению, а коммерческим потребителям», — отмечают в холдинге.

НА ПОМОЩЬ ПРИХОДЯТ ПРАВООХРАНИТЕЛИ

Случайно ли, что в тот же день, когда Коболев рассказывал о двух главных проблемах «Нафтогаза», появилось сообщение СБУ и НАБУ, информирующее о схеме хищения газа у «Нафтогаза Украины» на более чем 1,4 миллиарда гривен? Правоохранители, сообщал пресс-центр СБУ, установили, что в течение 2013—2015 годов представители двух коммерческих структур предоставляли в «Нафтогаз Украины» и Нацкомиссию (по регулрованию енергетики и коммунальных услуг, НКРЭКУ) недостоверные данные об объемах потребления так называемого «коммунального газа», предназначенного исключительно для нужд населения.

При этом в пресс-службе НАБУ отметили, что вследствие описанных действий, прибыльность производства электричества коммерческими ТЭЦ, на которые поступал «коммунальный газ», превысила 60% (против 3—5%, предусмотренных тарифом). «Таким образом, по мнению детективов НАБУ, ТЭЦ получили сверхприбыли, сопоставимые с размером ущерба, причиненного НАК «Нафтогаз Украины» в результате этой «схемы», — отметили в НАБУ и уточнили, что 16 января во Львове были задержаны четверо должностных лиц ООО «Энергия-Новый Раздел», ООО «Энергия-Новояворовск» и ООО «Энергия» по подозрению в завладении более 300 миллионов кубометров природного газа НАК стоимостью больше чем 1,4 миллиарда гривен.

Похоже, что именно эти задержания стали основаним для утверждения «Нафтогаза» о злоупотребленииях газсбытов. Допустим, названные ООО и являются этими злополучными газсбытами. Мешает одна неувязочка. Как отмечалось выше, в «Нафтогазе» сетуют на новые правила, установленные правительством, однако в сообщении СБУ указывается, что злоумышленники представляли искаженную информацию «в течение 2013—2015 годов». И причем тут новые правила, против которых в истеричной манере выступает «Нафтогаз»?

ПО ТУ СТОРОНУ «КОРЫТА»

Похоже, эта компания просто решила сама встать у распределительного «корыта», отодвинув от него группу Регональной газовой компании, принадлежащую по некоторым данням предпринимателю Дмитрию Фирташу. Но послушаем и эту сторону.

РГК признало, что, по состоянию на 1 января, ее общий долг в рамках поставки газа по PSO составлял 19,9 миллиарда гривен. Но при этом отметил, что из них 14,4 миллиарда приходится на бюджетную задолженность по финансированию субсидий.

«Долг бюджета, который составляет 72% от общей задолженности группы компаний РГК, сформировался из-за существующей до сих пор системы клиринговых межбюджетных расчетов по субсидиям. Эта система создала многомиллиардные долги бюджета перед компаниями-поставщиками, которые обеспечивают население газом в рамках PSO», — отмечают в РГК. Такая финансовая модель была главным препятствием для выхода на рынок новых компаний и развития конкуренции, без которой невозможно снижение цен на газ для потребителей.

«Бюджетная задолженность сформировалась в течение последних двух лет в условиях, когда все расчеты по субсидиям на газ проводились исключительно через НАК «Нафтогаз Украины». Эта компания стала неформальным клиринговым центром, где в ручном режиме регулируются сроки и объемы проведения расчетов по всей цепочке поставки газа населению. Остальную задолженность, — констатируют в РГК, — в размере 5,5 миллиарда гривен образовали текущие долги потребителей.

МАНИПУЛЯЦИЯ ЦИФРАМИ И СУХОЙ ОСТАТОК

Юрист одной из компаний, сотрудничающих в деле энергоэффективности с правительством, на условиях анонимности заявил «Дню», что названные выше заявления «Нафтогаза» это искусственная и искуссная манипуляция фактами. По его мнению, на рост дебиторской задолженности газсбытов влияют, в частности, такие факторы. Потребители PSO  не покупают газ по предоплате, в результате дебиторская задолженность с осени на зиму растет, а с зимы на весну падает. Кроме того, действующие условия контрактов купли-продажи газа, заключенные между поставщиками PSO содержат отсрочку по оплате на 25 и 90 дней.

При этом кончательный расчет за фактически переданный газ, который не покрывается субсидиями, осуществляется до 25 числа (включительно) месяца, следующего за месяцем купли-продажи природного газа, на основании акта приема-передачи. Тогда как окончательный расчет по оплате стоимости газа на сумму предоставленных бытовым потребителям льгот, субсидий и компенсаций проводится по процедуре, определенной установленням правительством порядком, в течение 90 дней, начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем купли-продажи.

И главная причина, по мнению эксперта, заключается в том, что по состоянию на конец 2017 года около 70% бытовых потребителей получали льготы и субсидии, при которых расчет осуществляется государством в лице Минфина. А это ведомство по разным причинам не обеспечивает расчеты в срок до 90 дней. Причем Минфин не несет никакой ответственности за задержку этих расчетов, тогда как указанные факторы для субъектов PSO приобретают объективный характер.

В то же время эксперт подчеркивает, что сегодня абсолютно невозможно определить, какой была бы цена газа для бытовых потребителей при существовании в стране конкурентного рынка газа. Дело в том, что, по его мнению, на этом рынке кроме некоторых терминов, мало что изменилось. «Нафтогаз», как и прежде, является монополистом и имеет возможность диктовать цену как газодобытчику — «Укргазвыдобуванню», так и потребителям.

Сопредседатель Фонда энергетических исследований Дмитрий Марунич сказал «Дню»: «Конфликт между «Нафтогазом» и правительством может в сухом остатке иметь один вариант: Коболева уволят, а вместо него премьер-министр Владимир Гройсман добьется консенсуса для какого-то своего человека». Но, по мнению эксперта, все может и остаться как есть, но никакой компенсации «Нафтогаз» все равно не получит.

У независимого энергетического эксперта Валентина Землянского другое мнение. Он считает, что в любом случае дело идет к повышению газовых тарифов. Только в варианте правительства это может быть 10%, а в соответствии с требованиями «Нафтогаза» — почти 50%.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать