Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Мы оказались «между молотом и наковальней»

Директор ООО «ВГСМ» прокомментировала обвинения британских исследователей в торговле незаконно добытой древесиной
24 июня, 19:46

Украинские медиа продолжают смаковать скандальное расследование британской организации Earthsight, в эпицентре которого оказалось небольшое украинское лесоперерабатывающее предприятие — ООО «ВГСМ» из поселка Великий Бычков на Закарпатье.

В опубликованной британским изданием The Gardian статье, на которую ссылаются журналисты, говорится, что «ВГСМ», является основным экспортером древесины для Ikea. Предприятие, продающее древесину, заготавливает ее... нелегально.

Earthsight обвиняет мирового гиганта мебельной индустрии IKEA в закупке украинской древесины, которая была добыта с нарушением законодательства и не является «постоянной» по стандартам FSC, хотя и имеет соответствующую маркировку.

Опубликованные обвинения очень и очень серьезные. И, по убеждению Остапа ЕДНАКА, следствием публикации может быть потеря рыночных позиций для Украины в Европейском Союзе. «Украинским производителям грозит полный запрет доступа на рынки ЕС», — отмечает эксперт.

Будет ли реакция правительства и нового профильного министра?

Пока номер готовился к печати, реакции не было.

Тем временем «День» связался с директором ООО «ВГСМ» Ириной Мацепурой, которая в один день оказалась в эпицентре масштабного скандала и стихийных бедствий, ведь Великий Бычков, где живет и работает Ирина, тоже доверху заполнился «водой». Далее — прямая речь.

РЕАКЦИЯ

Ирина МАЦЕПУРА, директор ООО "ВГСМ":

- Вышло уже второе исследование британской организации Earthsight, посвященное проблемам лесной и деревообрабатывающей отраслей.

Качество этого исследования напоминает, на первый взгляд, известное выражение, что сделано оно из ...ничего. Однако, уважаемые экологи считают, что неравнодушные экологические организации других стран потеряли уверенность в желании и возможности наших государственных учреждений должным образом трансформировать лесную отрасль и начали давить через мировые организации: торгового монстра ИКЕА, который имеет немало поставщиков и сертификационную организацию FSC - Лесной наблюдательный совет. Также есть точка зрения, что это давление на наши отрасли в торговой войне, когда есть избыток леса на европейских рынках и перепроизводство продукции, и нужно бороться даже за небольшой рынок при конкуренции. Во всяком случае, официально цели заявлены благородные.

Что написано в отчете? Визуально там фигурируют хиты обеденной группы ИКЕА стулья Терье, Ингольф и Генриксдал. И сказано, что вот наше предприятие ООО ВГСМ делает этот стул Терье, для чего нелегально вырубает леса Карпат. Удивительно, конечно, было бы, если бы деревянный стул делали не из дерева, но ...

Во-первых, мы не делаем этот стул Терье, который так описан в исследовании. Мы в мизерных количествах сделали части для него в 2018 году.

Во-вторых, всю продукцию мы делаем исключительно из легального и законно вырубленного леса, понимая, что любые другие варианты ведут к прекращению контрактов и закрытию предприятия. Наше предприятие слишком велико, чтобы его загрузить работой над какими-то мелкими заказами внутреннего рынка.

В-третьих, у нас есть терминологические несогласованности законодательства. В Украине незаконным считается лес, вырубленный без лесорубочных билетов. Европейское понимание нелегального считает тот лес, который вырублен с любыми нарушениями: в сезон тишины, как в этом случае, или с технологическими нарушениями, или с трелевками потоками и тому подобное. И для нашего украинского уха нелегальное и незаконное - это одно и то же.

Заметьте, британцы не говорят, что это лес краденый, они только всеми исследованиями отмечают, что при его заготовке не соблюдены все нормы законодательства. Это очень важно, потому что мало кто на это обратил внимание, и информационная волна покатилась - преступники, это все нелегально. Терминология имеет значение!

В-четвертых, изменения в Закон Украины "О животном мире", который установил "сезон тишины" противоречат правилам санитарных вырубок. С самого начала его действия, юридическое управление Верховной Рады отметило, что этот закон содержит ряд противоречий и его невозможно будет выполнить. По этому закону, все можно в лесу рубить в период тишины, а вот санитарные рубки нет, потому что это мешает животным нормально размножаться. Но изменения в правила санитарных вырубок, которые говорят о необходимости срочных рубок, не принимались, и мы оказались «между молотом и наковальней».

В-пятых, это исследование, как и предыдущее, частично составлено из сплетен, циркулирующих на рынке, и открытой информации с произвольной интерпретацией. Мы просили этих исследователей предоставить хоть какие-то данные, подтверждающие их предположения, но оказалось, что они ценят мнение своих экспертов и не хотят их рассекречивать.

Поэтому, что можно написать в адрес обвинения "по мнению нашего эксперта, предприятие нарушило в 2018 году ......"?

 По моему мнению, тоже довольно-таки экспертное - это все субъективно, учитывая наши норм права и имеет право быть, учитывая европейскую логику.

Одним словом, и птичку жалко, которой шум бензопилы мешал наслаждаться весной и любовью, и английских исследователей, столько времени и ресурса убивших, чтобы установить то, что нужно законодательство в Украине писать более качественно.

А поскольку еще и публикация исследования совпала с паводком, то, конечно, ужасы кадров бурных рек очень ярко, с точки зрения многих, иллюстрируют недостатки лесного хозяйства. Но действительно ли так?

Напомню, что дождь в наших краях идет уже месяц, а сейчас добавился еще и циклон, когда за день выпала месячная норма осадков. И все это время леса нормально впитывали влагу. Однако, грозу циклона в переувлажненные почвы уже впитать невозможно.

Паводки в наших краях не редкость, даже катастрофические. Немного теории. В Карпатах всегда выпадает больше всего осадков, чем по всей стране. Осадки должны куда-то деваться. Часть их впитают корневые системы деревьев и почва. Сколько? Яркие картинки интернета утверждают, что 5 тонн на одно дерево. Но здравый смысл делает круглые глаза - как и куда? Наука говорит, что земля может впитать максимум 100 мм осадков в год. А выпадает 1200 мм, в этом году, наверное, будет значительно больше. Куда должна деваться вода?

 Для этого и существуют реки - они собирают и отводят воду потоков в большие реки и в заводи. Горная река отличается от равнинной, где все время более или менее стабильное наполнение. Горная река предназначена для паводков - внезапного и резкого поднятия воды. Наш инженер леса особенно озабоченным задает одну задачу: в секунду паводка река несет 300 тонн воды. Паводок длится 24 часа. Вопрос: сколько нужно деревьев, чтобы впитать в себя эти воды? Многие в этот момент понимают, что паводок - явление неизбежное и совершенно естественное. Кстати есть такая книга В. Рошко и В.М. Резак «Наводнение - явление естественное».

Да, лес важен, но не основной компонент в этой ситуации. Чтобы паводок прошел более-менее мирно необходимо: грамотно управлять руслом реки, регулировать забор гравия и камня, укреплять берега, не застраивать поймы рек. Но этого не делалось лет 50. Ученые говорят, что в восьмидесятые годы водные года сменились безводными, осадков стало меньше и все эти меры перестали выполнять вообще. Возможно, сейчас возвращаются водные года, а, возможно, это аномальный год. В принципе, есть государственная программа по берегоукреплению Тисы, но о ее финансировании уже никто и не помнит.

Подытоживая, хочу сказать, что нам надо очень догонять европейцев в их понимании природопользования и гармонизировать наше законодательство с ними. А паводки нас с ними уже объединили, поскольку тонут не только западные области, но и вся ближайшая к нам Европа. Лето, проведенное в воде паводков также объединяет.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать