Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

На линии тыловой обороны

Как сотрудники винницкого 45-го завода, большинство которых пенсионеры, освоили производство аэродромных заправщиков топлива и научились возвращать к жизни старые военные машины
18 февраля, 18:59

Мария Майдюк овладела профессией токаря на курсах, которые в свое время действовали при 45-м экспериментальном механическом заводе. За станок стала в 17 лет, и это трудно представить, но работает на предприятии она уже более полувека. Таких, как Мария Павловна, на заводе немало. Средний возраст рабочих — 56 лет. Условно «пенсионного» возраста и оборудование. Самые новые станки в цехе по производству насосов еще 1980-х годов, остальные — «раритеты». «Ломаются, но работают», — признается женщина. На них она ежедневно с 7.30 до 16.15 производит болты, гайки, кольца. Выполняет обязанности и токаря, и мастера, и наладчика. Ранее, вспоминает, в цехе были заняты все рабочие места, теперь остались в основном пенсионеры. Именно они создают бензовозы, автоцистерны и топливозаправщики, которые идут на вооружение украинской армии.

«Работаем на совесть. Ежедневно новая задача — получили чертежи и за работу. Сегодня занимаюсь производством болтов вакуумных насосов, — рассказывает Мария Павловна. — Раньше за каждым станком был токарь, а сейчас девять — в моем подчинении. На станках можно точить, сверлить, нарезать резьбу. Каждую деталь надо сделать качественно, без брака, потому что в дальнейшем готовый автомобиль пойдет на фронт. Бывает, что и оттуда приходит поломанная военная техника, мы ее разбираем, инженер рисует чертежи, говорит, какую надо деталь выточить, и работаешь, потому что бойцы не должны долго ждать... Такие заводы, как наш, в военное время просто незаменимы. У нас есть опытные специалисты, каждый на вес золота. Но молодой, свежей крови не хватает. Идти на завод они не спешат, прежде всего из-за небольшой зарплаты и старого оборудования. Да и условия у нас спартанские — не каждый выдержит».

РЕАЛЬНОСТЬ: ЗА 2020 ГОД ЗАВОД ПРОИЗВЕЛ ПРОДУКЦИИ НА 220 МЛН ГРН

45-й экспериментальный механический завод в Виннице действует со времен Второй мировой войны. Сначала он имел профиль ремонтного, а с 1950 года стал машиностроительным. С начала военных действий на востоке страны предприятие привлекли к выполнению военных заказов по восстановлению и ремонту техники и военного имущества Вооруженных сил Украины. Так завод вошел в Государственный концерн «Укроборонпром» и начал активно наращивать мощность по оборонному заказу.

ТОНКАЯ РАБОТА И ГОТОВОЕ ИЗДЕЛИЕ ОТ МАРИИ ПАВЛОВНЫ, КОТОРАЯ РАБОТАЕТ НА ЗАВОДЕ ПОЛВЕКА

В 2019 году 45-й начал производство специальных аэродромных заправщиков топлива — техники, которая до сих пор не производилась в Украине. Опыт ездили перенимать в Германию. Всего за последние годы на предприятии разработали четыре типа автомобильных топливозаправщиков для Вооруженных сил Украины и четыре типа для Национальной гвардии, два типа модернизировали для Министерства обороны.

Сейчас среди продукции завода — автотопливозаправщик емкостью 8 м3 на шасси МАЗ-531627, топливозаправщик емкостью 6,5 м3 на автомобильном шасси КрАЗ-5233НЕ и автоцистерна АЦ-12 емкостью 12 м3 на шасси КрАЗ-63221. Также сотрудники завода ремонтируют для фронта военную технику, производят автомобили ЗИЛ-131, которые переоборудованы новыми дизельными двигателями, разработали «автомастерскую на колесах» для ремонта танков и БТР, передвижные ремонтные станции для зарядки аккумуляторов.

В прошлом году, как рассказывает первый заместитель директора 45-го экспериментального механического завода Ренат Гарипов, предприятие произвело продукции и предоставило услуг на более чем 220 млн 100 тыс. грн. Речь идет о выполнении гособоронзаказа, ремонте и модернизации техники для Минобороны, заказе для Нацгвардии и гражданского сектора. Наибольший объем работ был выполнен в сфере капремонта и модернизации техники и оборудования для Минобороны. В частности, отремонтировано более 60 грузовиков, модернизировано более 20 автоцистерн, ориентировочно 30 танкоремонтных мастерских и т.п.

«Мы делаем все, что заказывают и на что у нас есть технические возможности, — отмечает Ренат Гарипов. — Наши специальные аэродромные заправщики уникальны тем, что изготовлены из алюминия, а не из цинкового покрытия. На них стоит современное немецкое оборудование. Заправщики транспортируют топливо, заправляют на двух рукавах, содержащих 20 тыс. литров горючего. Подобных больше никто не производит в Украине. Поэтому, имея соответствующие мощности, 85% заказа, который мы получаем, — это обслуживание нужд Минобороны, остальные — гражданские. На первый квартал этого года объем заказа от государства составлял 45 млн грн. Это прежде всего машины для службы топлива. Общая мощность предприятия 240 цистерн в год, в среднем по 20 единиц в месяц. План выполняем. Правда, некоторые коррективы в работу предприятия внесла пандемия. С начала эпидемии переболело коронавирусом 25 сотрудников (всего в штате 299 человек), но на экономические показатели или качество работы это не повлияло. Конечно, если бы мы имели современное оборудование, то можно было бы наращивать объемы. И пока нет, инвестиций, ведем переговоры с учебными заведениями насчет молодых конструкторов, инженеров, токарей, слесарей, фрезеровщиков. Надо учить молодое поколение машиностроению, чтобы сохранить традицию преемственности, которая существует на заводе из прошлого века».

ПЕРСПЕКТИВА: ПРОЕКТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПАРКА НА МОЩНОСТЯХ ЗАВОДА

О насущной необходимости осовременить оборудование винницкого завода хорошо знают в «Укроборонпроме». Это, в частности, подтвердил генеральный директор концерна Юрий Гусев, который на днях посетил предприятие с целью изучения перспектив его развития. Он сказал, что на сегодня в «Укроборонпром» входят 137 предприятий, из которых 21 — на временно оккупированной территории. При этом 28 компаний генерируют 98% выручки, остальные — живут в режиме долгов, в том числе по зарплате, отсутствия оборотных денег, заказов и низкой ликвидности. То есть на сегодня большинство предприятий «Укроборонпрома» фактически выживают, если не умирают. Чего не скажешь о винницком 45-м заводе, который при должной поддержке — создание рабочих мест, нового оборудования и инвестиций — может значительно нарастить свою мощь и выйти в лидеры. Помочь этому, по мнению Юрия Гусева, должен новый закон (его проект № 3822 прошел первое чтение в парламенте) о корпоратизации, что в свою очередь позволит привлекать инвестиции, создать совместные проекты с инвесторами, в том числе зарубежными.

КРУПНЕЙШАЯ В УКРАИНЕ АВТОЦИСТЕРНА НА СПЛОШНОМ ШАССИ, КОТОРАЯ СПОСОБНА ТРАНСПОРТИРОВАТЬ И ХРАНИТЬ 27 ТОНН ГОРЮЧЕГО

«Я увидел, что предприятие имеет перспективу, мы посетили ряд цехов, пообщались с сотрудниками. На сегодня предприятие не имеет задолженности по выплате зарплат, а это важно. В то же время на территории завода работает еще одно мощное предприятие — ГП «Электрические системы», которое является крупным налогоплательщиком на территории громады, — отметил Юрий Гусев. — Но завод использует менее половины своих мощностей и помещений. Это означает, что часть помещений, которые сейчас в довольно неплохом состоянии, могут быть использованы для индустриального парка. Сейчас происходит реформирование Фонда регионального развития, которое предусматривает финансирование таких проектов, как индустриальные парки. И мы вместе готовы отстаивать перед правительством проект индустриального парка на мощностях этого завода».

Юрий Гусев добавил, что сейчас Президент поставил перед командой «Укроборонпрома» несколько задач. Главная из них — это трансформация и обеспечения Вооруженных сил Украины качественной техникой и оборудованием. Кроме того, речь идет о расширении украинского представительства на глобальном рынке. И именно в этой нише 45-й завод имеет все возможности, чтобы выпускать широкий ассортимент продукции для мирового рынка.

«Все это в комплексе позволит предприятию создать не только больше рабочих мест, но и начать процесс модернизации имеющегося и получения дополнительного оборудования. Ведь на сегодня один из главных проблемных вопросов этого завода — это устаревшие основные фонды. То есть оборудование, на котором работают здесь люди, — резюмирует директор концентра «Укроборонпрома». — Безусловно, необходима модернизация. Необходимо конкурировать, выходить на тендеры, в том числе на предприятия не оборонно-промышленного комплекса, а народного хозяйства, и предлагать свою продукцию. Надо быть конкурентоспособными. Сейчас мы работаем над программой развития. Сказать, что предприятие уже в этом году или в ближайшее время получит дополнительное оборудование, не готов. Но после создания программы развития, в рамках индустриального парка, государственного оборонного заказа, мы можем предлагать закупку и модернизацию основных средств».

А пока осовременивать предприятие начнут с нового директора. Во время своего визита Юрий Гусев поблагодарил уже бывшего 73-летнего директора предприятия Николая Чумака за работу и объявил о намерении провести конкурс на замещение должности руководителя. С кандидатами пока не определились. По крайней мере, так говорят официально. Между тем коллектив уже начал нервничать, потому что хочет посадить в кресло директора нынешнего первого заместителя — Рената Гарипова. Он из бывших военных, на предприятии уже более 20 лет, знает все процессы и о людях позаботится. А если пришлют «современного менеджера из Киева», то части коллектива придется уйти на заслуженный отдых. А поскольку в 1990-х завод практически не работал, пенсия у большинства минимальная, выжить на нее по нынешним временам просто нереально.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать