Новые тяжелые времена украинского ОПК
Эксперты советуют ввести должность вице-премьера по оборонке и создать соответствующее Госагентство
Российская пресса на днях констатировала, что благодаря «агрессивному маркетингу» Украина отвоевала у РФ Индию. И действительно, Украина и Индия рассматривают возможность наладить совместное производство нового многофункционального самолета для военно-транспортной авиации и внутренних гражданских перевозок. («Газета.Ru» даже пришла к выводу, что благодаря этому будет практически похоронен замороженный российско-индийский проект Multi-role Transport Aircraft). В то же время украинское казенное предприятие «Зоря-Машпроект» будет менять силовое оборудование маломерных судов индийского военного флота на двигатели своего производства.
«Два года назад, когда началась война, многие эксперты как в России, так и в Украине предсказывали, что украинский оборонно-промышленный комплекс коллапсирует без российских заказов и контрактов, - вспоминает руководитель внешнеполитических проектов Центра исследований армии, конверсии и разоружения Владимир Соловьян - Но этого не произошло». Эксперт отмечает, что в этом сыграло важную роль увеличение государственного оборонного заказа. Он отмечает, что только в этом году на обновление арсенала украинской армии планируется выделить около семи миллиардов гривен. Это на два миллиарда больше, чем в прошлом году и в восемь раз больше, чем в довоенное время. «Впрочем, по подсчетам украинских экспертов, в том числе и нашего центра, - указывает Соловьян - для перевооружения украинской армии необходимо в течение 4-5 лет выделять ежегодно около $700 млн». Итак, по его словам, даже в условиях войны существует значительное недофинансирование расходов на оборону.
Эксперт констатирует, что Украина не использует возможности своего ОПК как геополитический козырь, и отмечает, что Россия, наоборот, довольно удачно манипулирует сторонами карабахского конфликта, поставляя оружие и одной, и другой. Он подчеркивает, что Украина также могла бы предложить программы модернизации советских вооружений, которые имеют вооруженные силы Азербайджана, и благодаря этому создать определенную политическую площадку, которую можно было бы использовать для усиления своего влияния на международной арене. Например, можно было бы более настойчиво и результативно продвигать идею появления вооруженной полицейской миссии ОБСЕ как в азербайджано-армянском конфликте, так и на Донбассе.
«Сейчас мы не видим коллапса украинского ОПК, - поддерживает молодого коллегу заместитель директора центра Михаил Самусь, - наоборот, если бы мы не начали это движение в Европу и не оторвались от Российской Федерации, то наш ОПК был бы уничтожен, просто разрушен, поскольку это входило в задачи, которые Россией реализуются и сейчас». Эксперт напоминает, что вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, начиная с 2010 года, когда Янукович пришел к власти, фактически проводил инвентаризацию таких украинских ключевых оборонных предприятий, как «Антонов», «Зоря-Машпроект» и «Мотор-Сич», с целью или их выведения в Россию, или приватизации «за смешные деньги», чтобы потом можно было напрямую подключить эти заводы к военно-промышленному комплексу России. Сейчас же благодаря тому, что в Россию не поставляются силовые установки завода «Зоря-Машпроект», заблокирована программа строительства Россией военных кораблей - недостроенные фрегаты стоят на стапелях...
Однако Самусь не мог не отметить и дыры в блокаде России. «Вспомним программу SALIS. Это такая парадоксальная в нынешних условиях программа, где участвуют Россия и Украина, которые выполняют полеты самолетов в интересах НАТО. То есть в условиях, когда Россия ведет войну против Украины, а НАТО ввело санкции против России, Россия и Украина остаются партнерами в этой программе. Здесь Украина имеет большой арсенал возможностей, одна из них - это просто заявить о выходе из этой программы и (потребовать) переподписания договора с НАТО напрямую, без участия российских компаний», - настаивает эксперт.
По его мнению, возможности в Украине для этого есть. «Украина может предоставить необходимое количество самолетов. Шесть самолетов сейчас участвуют в программе, в Украине такое количество самолетов есть. Что особенно важно, это то, что именно «Антонов» является разработчиком этого самолета, у него есть все права на ведение модернизации, ремонта, сопровождения этих самолетов, а в России этого нет. То есть Россия не может без Украины участвовать в SALIS, а Украина без России может. Наш Центр призывает задуматься над этой проблемой, поскольку в июле будет саммит НАТО. Возможно, этот вопрос стоит поднять украинской власти в переговорах с партнерами по НАТО», - считает специалист.
Самусь подчеркивает, что после того, как Украина отошла в политическом и геополитическом плане от России, для украинского ОПК наступают новые времена. «Появился шанс тот кусок ОПК, который остался после Советского Союза, переформировать, сделать эффективным и перевести на европейские стандарты ведения бизнеса, - говорит заместитель директора ЦИАКР. - До сих пор более 90% компаний ОПК в Украине являются государственными. Им очень трудно получить иностранные инвестиции, подписать одно- или многосторонний контракт». Он называет трагедией случаи, когда западные компании хотят участвовать в кооперации с украинскими компаниями (ведь Украина впервые в своей истории стала рынком для вооружений), но система построена так, что в этом возникают большие проблемы. В частности, и «Укроборонпром», созданный еще при прошлом режиме, является «стопором» этого процесса, отмечает эксперт и добавляет: фактически он является надстройкой над промышленными активами.
Самусь отмечает, что в Украине нет исполнительного органа, который бы координировал реализацию политики, разработанной президентской ветвью власти в сфере ОПК. «Укроборонпром», по словам эксперта, пытается взять на себя эту ответственность. Но на самом деле такая компания не может и не имеет права управлять государственной политикой в этой области. В связи с этим возникает много проблем и препятствий для оборонно-промышленной политики, отмечает Самусь и ссылается на неудачи в сфере создания бронетанковой техники и других необходимых Вооруженным Силам проектов. Он говорит, что президентская вертикаль, которая вырабатывает политику, должна быть дополнена исполнительной вертикалью, которая координирует реформирование, в том числе и приватизацию, и акционирование государственных предприятий. Сейчас они находятся в неэффективной форме ведения бизнеса по стандартам НАТО и Евросоюза.
Он говорит, что было бы хорошо иметь в правительстве Украины вице-премьер-министра, который бы отвечал за оборонную политику и военно-техническое сотрудничество. А за контакты с международными партнерами должен отвечать орган, координирующий эти проекты на правительственном уровне. Он будет вырабатывать правила игры, которые были бы понятны и для европейских, и для американских партнеров. То есть под вице-премьером должен быть орган исполнительной власти - Агентство по вопросам военно-технической политики, которое должно координировать также и работу частных предприятий оборонной сферы, которые производят 2/3 военно-технической продукции, изготавливаемой в Украине. Но сегодня государство их не поддерживает, и они, как говорится, вопреки, а не благодаря системе пытаются что-то делать. Но это, по словам Самуся, «получается не эффективно, отбивает желание работать у некоторых людей, которые вложили свои деньги, свои умственные способности, и они начинают терять надежду, потому что с начала войны прошло уже два года, а мы все еще зависим от системы «Укроборонпрома» и некоторых его неработающих предприятий, которые являются балластом для государства и ОПК, коррупционными схемами для отмывания денег».
Section
Экономика