О новом налоге для бизнеса
почему его так хочет Президент и не хочет МВФ?
Украинский бизнес ждут серьезные изменения в уплате налогов. Президент, правительство и Национальный совет реформ в один голос высказались за то, чтобы уже до конца этого года отменить налог на прибыль (НПП), заменив его налогом на выведенный капитал (НВК).
Замена значит, что базой налогообложения для предприятий станет не прибыль, а дивиденды и приравненные к ним доходы, такие, как роялти и проценты. А прибыль, инвестированная в развитие производства и улучшение условий труда наемных работников, налогообложению вообще не будет подлежать.
Ключевым отличием между НВК и НПП является то, что база налогообложения, то есть стоимость активов объектов налогообложения, будет состоять не из откорректированных финансовых прибылей предприятий, а из отдельных операций, подлежащих налогообложению.
Это радикальное отличие, ведь отныне налоговая регуляция будет направлена на отдельные платежи, а не на проверку всей финансовой отчетности налогоплательщиков.
Предусматривается, что дивиденды обложат налогом по ставке 15%, а приравненные к ним платежи — по ставке 20%. Напомним, сейчас налог на прибыль (речь идет об операционной прибыли предприятия — доходах минус расходы) равняется 18%.
К примеру, компания за год получила миллион гривен дохода. Израсходовала на сырье, аренду, электроэнергию, зарплаты сотрудников и погашение кредитов половину — 500 тысяч гривен. Остается 500 тысяч — чистая прибыль предприятия.
Предположим, владелец хочет еще половину — 250 тысяч гривен забрать себе, а остальные — инвестировать в новое оборудование для компании. В соответствии с действующим законодательством, ему нужно сначала заплатить 18% налога на прибыль с 500 тысяч чистой прибыли — это 90 тысяч гривен. Потом 250 тысяч вывести для себя, из которых уплатить 5% (12,5 тысячи гривен) налога на дивиденды. Следовательно, на предприятии останется 160 тысяч гривен на развитие.
При условии действия налога на распределенную прибыль владелец заплатит 15% (то есть втрое больше) при выведении дивидендов (37,5 тысячи гривен). Остальные, то есть 250 тысяч гривен, останутся на развитие предприятия.
Сегодня, чтобы не платить налог на прибыль, предприятия искусственно завышают расходы. Например, заказывают дорогую уборку офиса или «разработку рекламной стратегии». Или же платят собственным же оффшорным компаниям «за использование бренда» или какие-то другие услуги.
Сторонники закона говорят, что это ускорит рост экономики Украины. Противники — что в бюджете образуется дыра от недопоступлений, перекрыть которую будет сложно.
К сторонникам относится Президент, Ассоциация налогоплательщиков в Украине, Министерство финансов и председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.
Противники — МВФ, Европейская бизнес-ассоциация, председатель комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства.
Кстати, сторонники (и комитет, и АП, и Минфин) публично признают: оппоненты правы, в первые год-два функционирования нового налога бюджет недополучит 30—40 млрд грн (до 4% доходов казны), и только потом, когда бизнес «раскрутится» и выйдет из тени, потери будут перекрыты за счет роста производства. Ведь перераспределение в интересах предприятий приведет к их модернизации, которая в будущем позволит платить намного больше налогов, ожидают в Минфине. Ведь после введение налога на выведенный капитал (распределенная прибыль) оптимизировать расходы или выводить прибыль в оффшоры больше не должен будет смысла. Следовательно, предприятия будут показывать реальные финансовые результаты.
Эксперты «Украинский институт будущего» предполагают, что детенизация в результате введения изменений составит 70% объема теневой прибыли.
Согласно подсчетам «Института», бюджет, недополучая в первые два года после введения налога на выведенный капитал 25 миллиардов гривен (0,8 миллиарда долларов), в 2020—2022 годах дополнительно получит 222 миллиарда гривен (7,2 миллиарда долларов) к тем поступлениям, которые могли бы поступить от налога на прибыль. Совокупный эффект для бюджета в перспективе 5 лет, в соответствии с расчетами Института, составит 197 миллиардов гривен (6,4 миллиарда долларов).
В государственном бюджете 2008 года поступления от налога на прибыль предприятий запланированы на уровне 72 миллиарда гривен. В то время как в целом — поступления от налогов, акцизов, сборов, доходов госпредприятий и платы за административные услуги — 877 миллиардов гривен. То есть налог на прибыль предприятий составляет немного больше 8% (8,21).
Но есть один «нюанс». Много лет в Украине действовала практика сбора налогов наперед. Некое фискальное кредитование государства. Сегодня, по словам министра финансов Александра Данилюка, долг государства перед бизнесом по налогу на прибыль достиг 19 миллиардов гривен. Министр объяснил, что правительство могло бы погасить этот долг за счет неизрасходованных средств, полученных от спецконфискации. Впрочем, это не понравилось МВФ.
Впервые налог на выведенный капитал был введен в Эстонии в 2000 году. Такой налог вводили в ряде стран, в частности в Македонии и Молдове, но впоследствии его отменили. Эстония остается единственной страной, в которой этот налог работает много лет. Грузия ввела подобный эстонскому налог в 2017 году. Опыт всех четырех государств показывает, что введение ПВК действительно приводило к сокращению налоговых поступлений, в то время как прямой корреляции с ростом инвестиций в экономику этих стран никто из экспертов указать не может.
А вот исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко подчеркивает ряд проблемных аспектов, на которые члены ассоциации из разных отраслей, с разными обстоятельствами деятельности обратили внимание.
Во-первых, негативный сигнал для конкурентной среды в Украине. Новый налог предлагается применять не к финансовому результату, а к отдельным операциям. Соответственно, плательщики, осуществляющие операции, которые могут быть объектом налогообложения, предварительно оказываются в менее выгодном положении по сравнению с плательщиками, которые таких операций не осуществляют.
Во-вторых, вздорожание кредитных ресурсов. Известно, насколько дорогими и ограниченными сейчас являются в Украине кредитные ресурсы. Благодаря кредитам, которые предоставляются материнскими компаниями по доступным процентным ставками, украинские предприятия имеют возможность осуществлять инвестирование в новое оборудование, привлекать квалифицированный персонал и, следовательно, развивать бизнес, говорят в ЕБА. Поэтому налогообложение процентов, которые выплачивают связанному лицу — нерезиденту, по предложенной модели фактически обременяет налогами определенную категорию плательщиков независимо от результатов их деятельности. Следствием такого дискриминационного подхода может стать осложнение привлечения кредитных средств на международных финансовых рынках и, не исключено, свертывание бизнеса некоторых компаний в Украине.
В-третьих, администрирование налога на выведенный капитал. Опасения высказывались как относительно необходимости существенно дорабатывать программное обеспечение, так и относительно применения налоговыми органами некоторых новых полномочий и многого другого.
«Мы будем знакомить правительство и других участников процесса обсуждения с замечаниями и будем пытаться найти консенсусную модель, поскольку в обществе, безусловно, существует запрос на усовершенствование правил налогообложения, которые бы имели существенное позывное влияние на инвестиционный климат», — говорит Деревянко.
Выпуск газеты №:
№43, (2018)Section
Экономика