Опять одна
Плату за газ и за его распределение объединят в одну квитанцию, чтобы «не раздражать украинцев»
В январе украинцев удивили новые газовые платежки. Вместо традиционной одной их пришло сразу две! Одна — за сам газ, другая — за его распределение, то есть доставку. Решение разделить услуги, которые ранее были в одной платежке, принял профильный регулятор — НКРЭКП. Однако новация людям не понравилась. Поэтому власть задумалась о ее отмене.
Платить за газ и за его доставку украинцы опять смогут в одной платежке. Профильный регулятор решил пересмотреть свое решение о разделении квитанций на эти две услуги. Об этом в эфире программы «Свобода слова» на ICTV сообщил министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель.
«Идет наработка, чтобы все же не было отдельных платежек. Чтобы это была отдельная статья, отдельная величина, которую нужно оплатить. Но не две платежки, чтобы не раздражать украинцев», — заявил министр.
С тем, что плату за газ и за его распределение лучше вернуть в одну платежку, как это практикуют, в частности, в странах ЕС, соглашаются и в «Нафтогазе».
«Мы считаем, что единая платежка является более простым инструментом для конечного клиента», — говорит глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев.
Между тем, изменить обещают и саму методологию формирования тарифов. Ведь вышло так, что газ подешевел, но его доставка — подорожала. И люди в отдельных регионах заплатят намного больше. Однако политики обещают пересмотреть базу начисления для тех потребителей, кто почти не пользуется газом. Чтобы, например, стоимость распределения газа на приготовление еды составляла 2,8 грн в месяц.
«Мы будем делать обращение в НКРЭКП и уже провели предварительные консультации. Похоже, была допущена определенная ошибка. И я надеюсь, что она будет исправлена. Если газ потребляется минимально или не потребляется вообще, то эта плата должна быть минимальной и символической», — заявил в эфире «Свободы слова» народный депутат Украины, глава комитета по вопросам энергетики и ЖКП Андрей Герус.
Готовность усовершенствовать реформу подтверждают и в самом регуляторе.
«Я надеюсь, что через неделю-две мы уже представим эти модели и будем все делать для того, чтобы потребителю было удобно. Это будет единая платежка, единый тариф, в который будут включаться все расходы», — обещает член Национальной комиссии, которая осуществляет государственную регуляцию в сферах энергетики и коммунальных услуг, Ольга Бабий.
Впрочем, это не значит, что плату за распределение совсем отменят. За доставку газа украинцы платили и раньше, просто в структуре общей платежки, следовательно, большинство потребителей о ней даже не знали.
«Плата за транспортировку всегда существовала — раньше она входила в общий тариф», — напомнил премьер-министр Украины Алексей Гончарук.
По его словам, несмотря на разделение тарифа на две части, совокупная стоимость двух платежек, которые поступили украинцам в январе, все равно меньше, чем в одной платежке в прошлом году.
И теперь плату за транспортировку отделили, чтобы в случае потребности была возможность свободно менять поставщика. «Это — европейские правила рынка и борьба с монополиями», — говорит премьер.
Правда, специалисты с этим не совсем согласны. Ведь помимо разделения платежки для эффективного становления рынка газа с 1 мая нужно в первую очередь упрощение процедуры изменения поставщика. Иначе нынешние газсбыты потребителям просто не будет кем заменить.
«Разделение платежки ни коим образом не связано с упрощением изменения поставщика, напротив, Совет европейских регуляторов рекомендует одну комбинированную платежку, так как это значительно проще для потребителя. В действительности для того, чтобы на рынке появились новые поставщики, кроме отмены ПСО (регуляция цен) нужно обеспечить еще несколько важных новаций», — отмечает координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети «Опора» Татьяна Бойко.
В частности, драйвером в процедуре изменения поставщика должен стать новый поставщик — потребитель должен лишь подать обращение, а дальше всю коммуникацию с облгазом и старым поставщиком будет осуществлять новый поставщик — чтобы потребитель никуда не ходил. Кроме того, имеющиеся долги за газ не должны быть препятствием для изменения поставщика. Еще должны быть четко определенные сроки и процедуры перехода к новому поставщику. А для потребителей нужно создать информационную систему, где можно сравнить все имеющиеся предложения поставщиков, а также хранилище данных с историей клиентов.
Пока же реформа застряла на этапе количества платежек. Скоро плата за распределение опять будет идти в одной платежке с газом. Но тариф на его доставку уже будет выше, чем в прошлом году. С января он вырос более чем на 46%. А с 1 июля планируется еще одно повышение — уже на 20%.
Точные цифры будут зависеть от региона. Для жителей городов-миллионников тариф ниже, чем для жителей областей. В настоящее время наименьшие суммы в платежках — в пределах 30 коп. за куб — в Киеве, Харькове и Кривом Роге. А наибольшие — свыше 1 грн за куб — в Николаеве, Черновцах и Ивано-Франковске.
А с 1 июля 2020 года тариф будет колебаться от 28 коп. до 2,73 гривни за кубометр газа в месяц в зависимости от региона.
Цена же самого газа как товара пока ограничена правительством. Согласно новой формуле ценообразования, которая привязала стоимость топлива в Украине к нидерландскому хабу TTF, в январе цена газа составляла 4,65 грн за кубометр (без учета НДС, наценки газсбытов и расходов на транспортировку газа по магистральным и распределительным трубопроводам). Конечная же цена для потребителей достигает 5 грн 87 коп. за кубометр плюс стоимость доставки.
А с 1 мая ценообразование наконец напрямую будет зависеть от рынка. То есть стоимость газа будет определять не правительство, а спрос и предложение — как это сейчас происходит на рынке для промышленных потребителей.
«Цена будет полностью дерегулирована. Не будет уже государство указывать, какой будет максимальная цена», — объясняет Татьяна Бойко.
Главное ожидание от реформы — это демонополизация. Если поставщиков газа станет значительно больше, потребитель сможет самостоятельно выбирать, у кого ему покупать топливо.
«Чем больше количество поставщиков, компаний появится на рынке, тем больше они будут бороться за каждого конкретного клиента. То есть они будут предлагать и лучшую цену, и лучшее качество услуг», — отмечает эксперт.
Выпуск газеты №:
№21, (2020)Section
Экономика