Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Откровения внутреннего инвестора

Вячеслав ЮТКИН: «Если не приходить с инвестициями в такие места как Моршин, Коростень, Яремче, то все, что за радиусом 30 км от Киева, будет с годами еще в более плачевном состоянии»
15 октября, 19:23

О масштабной реконструкции исторического здания австро-венгерского банка во Львове, на которое было потрачено 20 миллионов долларов. О любви к Украине и ее истории. О пандемии, коррупции, Крыме и политике. Говорим с успешным бизнесменом, готельером, профессионалом  своего дела, генератором идей и постоянным читателем «Дня» Вячеславом Юткиным.

— 2020-й — это третий год BANKHOTEL в Украине.  И это год пандемии, мирового кризиса, в котором гостиничная инфраструктура — одна из самых пострадавших. Тем не менее, вы продолжает вкладывать в этот актив. В частности, два последних проекта, которые освещал «День» — открытие именных номеров. Почему, когда все экономят и урезают бюджеты развития, вы продолжаете тратися на развития?

— Мы исходим из принципа, что коронавирус не останавливает жизнь. И те, кто остановятся в этот период, наверное, остановятся насовсем.

Я бы не стал назвать открытие именных номеров новыми проектами. Это стремление придать отелю во Львове духовность, в это старое историческое здание вдохнуть новую жизнь. Очень хочется, чтобы гости отеля имели возможность приобщаться к истории Украины, открывать для себя биографии людей, не пожалевших своих жизней ради будущего нашей страны.

Знакомясь с отельным бизнесом зарубежом, я обратил внимание, что во многих 5-звездочных отелях или бутик-отелях, как правило, существуют так называемые именные номера, которые обладают особым статусом для людей, которые там поселяются. Как правило, это лучшее номера в отеле, которым присваивается имя одного из выдающихся людей, живших и творивших в городе, где расположен отель.

Ознакомившись с опытом Киевских отелей, я увидел, что самый высокий статус, лучших номеров в киевских 5-звездочных отелях — это «премьер», «президентские» апартаменты или «амбасадор». Больше никаких имен.

Во Львове увидел ту же картину, за исключением того, что в одном из 5-звездочных отелей номер назвали «Садо-мазо».

Я подумал, что это не совсем то, что нужно Украине. Мне показалось, что мы должны идти совсем другим путем.

Не скрою, был соблазн, взять список 100 великих украинцев и выбрать имена людей, связанных со Львовом. Но подумалось, что мы совсем не говорим или говорим незаслуженно мало о неукраинцах, но посвятивших свою жизнь служению Украине.

Впервые я узнал о Вильгельме Габсбурге из публикации «Дня». Захотелось знать больше о его судьбе. Прочел изданную в Украине книгу о нем, его переписку с украинскими деятелями культуры, политиками того времени. Это действительно волнующая биография, которая, незаслуженно мало освещается в нашей истории. Меня поразило, как много этот человек думал об Украине, хотя принадлежал к одной из самых знаменитых династий королевских семей в мире, династии Габсбургов. Как много сделал для нее, рискуя жизнью и материальным благополучием. У меня даже не возникало сомнений, какое имя дать лучшему номеру BANKHOTEL.

В феврале этого года мы это сделали, получили очень много положительных откликов, как от учасников церемонии, на которой присутствовала общественность Львова, так и в последствии от гостей отеля. Совсем недавно в этом номере во время рабочей поездки во Львове останавливался Президент Украины Владимир Зеленский. Думаю, что и он открыл для себя это имя в истории Украины.

У нас также не было сомнений, какое имя дать второму лучшему номеру отеля. В сентябре этого года мы избавились от набивших оскомину названий «президентские апартаменты» и присвоили этому номеру имя Джеймса Мейса. Имя человека, открывшего миру правду о Голодоморе. На церемонии открытия номера присутствовала жена Д. Мейса Наталья Мейс-Дзюбенко. Это были трогательные минуты.  

23 СЕНТЯБРЯ 2020 Г. СЛЕДУЯ МИРОВОЙ ТРАДИЦИИ 5-ЗВЕЗДОЧНЫХ ОТЕЛЕЙ, ВО ЛЬВОВЕ BANKHOTEL ОТКРЫВАЕТ НОМЕР ИМЕНИ АМЕРИКАНСКОГО ЖУРНАЛИСТА, ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ГОЛОДОМОРА И АВТОРА «ДНЯ» ДЖЕЙМСА МЕЙСА / ФОТО ИОСИФА МАРУХНЯКА

Хочу подчеркнуть, что мы не делаем ничего особенного и не склонны относить это к каким-то заслугам. Это скорее всего из сферы социальной ответственности бизнеса перед обществом.

Гости, приезжающие в отель, приходящие в него на экскурсию, — за год это десятки тысяч людей — которые проходят по коридорам, живут в имеенных номерах могут узнать нечто большее о стране, куда они приехали. И многие наши гости интересуются этими номерами, расспрашивают, берут брошюры, задают вопросы на рецепции о судьбах Габсбурга и Мейса.

Тем не менее, мировой опыт 5-звездочных отелей в именных номерах — это все-таки маркетинговая история больше всего, а не социальная ответственность.

— Я не думаю. Есть номера имени Моцарта, Людовика, Шестаковича... Если вы возьмете опыт Франции, Германии — чаще всего это люди, которые жили и творили в городе, в котором расположен отель, и оставили после себя историческую память. Их имена, как правило, известны во всем мире. И номера их имени, в их честь, — это пусть не большая, но дань памяти их заслугам — в политике, литературе, общественной деятельности.

— Тем не менее, вы называте примеры имен, которые известны: люди, которые живут на этой территории, знают эти имена, и турист, который бронирует номер Моцарт, знает, что это известный композитор... Вы пошли другим путем —  наоборот стали теми, кто открывает имя человека свои гостям.

— Да, нам хотелось открыть неизвестные страницы истории Украины для наших гостей, оформить эти номера в соответствующем стиле: положить туда книги, воспоминания о Мейсе, Габсбурге, фотографии, разместить биографию на входе в номер с краткой исторической справкой, чтобы люди знакомились с их судьбой, открывали для себя новые имена, возможно, не так широко известные.

У нас в портфеле компаний еще есть несколько задумок, также связанных с возрождением памяти о людях, оставивших свой след в истории Украины.

Я читал в «Дне» интересный материал, посвященный памяти поэта Игоря Рымарука, который трагически погиб во Львове. Он талантлевийший поет, лауреат Шевченковской премии. Когда я увидел на Лычаковском кладбище его заброшенную и полуразрушенную могилу, стало больно. Лауреатов Шевченковской премии не так много, чтоб мы могли себе позволить такое безразличие к ним. Я знаю, что были обращения Союза писателей Украины во все возможные инстанции с ходатайством о памятнике, но они остались без ответа. Мы планируем отелем поставить Игорю памятник на Лычаковском кладбище во Львове, и воздать ему должное, потому что он — один из самых талантливых поэтов Украины 80-90-х. Считаю это своим долгом и потому, что он мой однокурсник по факультету журналистики КГУ, мы учились с ним в одной группе.

Его стихи без преувеличения — мировое достояние, они переведены на многие языки мира. А знакомы с его творчеством по большому счету только литературоведы. Тем самым мы хотели бы возродить интерес к его творчеству. Я благодарен известному архитектору Украины Виктору Кудину, который согласился сделать проект памятника. И работа эта практически завершена.

«BANKHOTEL» — ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МОЯ ГЛАВНАЯ ИНВЕСТИЦИЯ В ЖИЗНИ»

— Читала в прессе, что вы вложили в BANKHOTEL около 20 миллионов долларов. Это крупная инвестиция. Вы настолько верите в Украину? Сейчас же наоборот «модно» говорить о том, что климат плохой, инвестор не идет. Какой период окупаемости в этой инвестиции?

— «Bankhotel» — это действительно моя главная инвестиция в жизни. Я очень люблю Львов, а когда узнал, что есть возможность купить здание бывшего австо-венгерского банка, почти не сомневался, что закажу проект реставрации и превращу его в отель, сохранив его историю.

Хочется сделать что-то в своей стране. А о сложностях мы еще поговорим. О них нужно знать, потому что страна пойдет в никуда, если эти сложности будут оставаться в нашей жизни.

BANKHOTEL — это глубоко личный проект. Обдуманный, выстраданный, эмоциональный. Как бы на одном дыхании. Может показаться странным, но расчет окупаемости инвестиций здесь был на последнем месте, если вообще был. Эмоции преобладали. Впрочем, если бы такой расчет был, не было бы сегодня отеля. И туда было вложено очень много души. Конечно, много и материального. Да, это примерно 20 млн долларов. За 1,5 года до открытия стало ясно, что средств не хватит, потому что реставрация — это даже не строительство, это — что-то особенно затратное. Здание 100-летней давности, которое плохо сохранилось, требовало особых усилий реставраторов по восстановлению буквально каждого метра. За этим тщательно следили и архитекторы, и общественность города. И я им за это искренне благодарен. И когда мы исчерпались финансово, нам на помощь пришли два украинских банка, которые дали в общей сложности 6 млн долларов кредита с рассрочкой на 10 лет, которые позволили все таки завершить начатое и, что главное,полностью воплотить в жизнь проект очень талантливых людей — архитектора Виктора Кудина и дизайнера Ольги Рябовой. Без купюр, как это часто бывает, когда заканчиваются деньги.

И отель получился необычным. Мы не ожидали, что уже на втором году сможем получить престижную премию TripAdvisor — популярного туристического ресурса, который включил BANKHOTEL в число 10 лучших отелей в мире, о которых наиболее часто пишут путешественники и оставляют наилучшие отзывы. Нам прислали специальное свидетельство которое, которое размещено на входе в отель. Это было неожиданно. Действительно, отзывы, которые мы получили за два года каждый день показывали нам, что мы на правильном пути.

Многие ноу-хау, которые люди отмечают у нас в BANКHOTEL я подсмотрел в Европе. Мы исходили из того, что больше всего людей волнует в отеле. Это всегда сон, душ, свет, завтрак, обстановка, даже запахи — все это мы применили. Мы внесли такое ноу-хау, например, когда каждый новый гость получает новую подушку. Подушка после каждого гостя, который был в отеле, загружается в специальный аппарат и в течение 20 минут проходит полную химическую обработку. Таким образом, подушка получается совершенно новой. Это нравиться всем и особенно актуально в период коронавируса.

За эти мелочи отель любят. Многие отели экономят на завтраках. Мы — нет. Люди приезжают именно к нам, чтобы получить сервис, который не могут получить нигде в другом месте.

«ДОЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГОСТЕЙ СОСТАВЛЯЕТ НЕ МЕНЕЕ 40%»

— Вы любите своих гостей и они отвечают вам взаимностью. Какой портрет вашего гостя?

— Это достаточно состоятельный по украинским меркам, турист. В сравнении с Европой — отель очень недорогой. Средний номер с завтраком на двоих стоит по сегодняшнему курсу 80-85 долларов. Для уровня 5-звездочного отеля в Европе — это очень недорого. И гости, которые приезжают, выбирают за эти деньги качество. Ценовая конкуренция во Львове очень высокая. В Киеве, например, аналогичный номер будет стоить уже от 250 — 300 евро.

У нас очень много польских гостей, которые приезжают во Львов, как на бывшую свою историческую родину, желая посмотреть, что изменилось или просто почтить память своих родственников. Очень много туристических групп из Турции, для которых сегодня Украина — это одно из главных туристических направлений.

На удивление — это и группы туристов из Южной Африки, Арабских Эмиратов, которые путешествуют в страны, где умеренный климат.

Мы считали, что доля иностранных гостей в общей картине гостя составляет не менее 40%.

Кроме этого, это украинские туристы, которые приезжают во Львов на те же выставки, книжные ярмарки, Львов-джаз-фест, различные симпозиумы, корпоративные медицинские мероприятия. У нас очень большой конференц-зал, сделанный по новым технологиям и позволяющий принять 300-400 человек, разделив их на 10 залов одновременно за 10 минут.

Мы рады, что и президент выбрал именно наш отель для того, чтобы остановиться со своей командой. Мы гордимся тем, что известные мировые гранды футбола, такие как сборная Германии, Швейцарии, проводя футбольные матчи во Львове, на конкурсе жестком и строгом, как у них принято, тоже выбрали наш отель. Таким образом мы приобретаем достаточно широкую известность среди европейцев, которые приезжают во Львов, благодаря отзывам этих людей. И вообщем-то становимся на рынке отелей заметным игроком, хотя едва перешагнули двухлетний рубеж. В обычной практике — это период становления отеля,

Сумма инвестиций — конечно, превысила все ожидания, увеличила срок окупаемости, продлила возврат инвестиций. Но мы отдаем себе отчет в том, что это окупаемость может наступить через 30-40 лет, хотя хотелось бы через 15-20.

С точки зрения финансиста, насколько в Украине рентабельно открывать гостиницы ВИП-класса?

— Уже абсолютно нерентабельно. Киев перенасыщен 5-звездочными отелями, загрузка которых, в лучшем случае, до кризиса, составляла 50-60%, что в целом не так уж плохо.

Но открытие новых 5-звездочных отелей в Киеве — это неверный путь. В то же время очень не хватает бюджетных отелей.

А в регионах катастрофически не хватает добротных объектов хотя бы на 3+, 4 . Из-за этого внутренний туризм страдает, потому-что люди, приезжая в областные центры, хотят тоже жить в нормальных условиях и очень многие из-за этого не едут в Украину. Потому что приехав сегодня в те же Карпаты, вы не найдете условий даже на 3+, за исключением нескольких отелей в Буковеле.

«ЕСЛИ РАНЬШЕ БЫЛ БАНК НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ, ТО ГОСТИНИЦА УЖЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ»

— Я читала, что вы рассматриваете возможность развития проектов в Моршине и Яремче. Почему именно эти города?

— Мы развиваем свою отельную сеть. Из последних наших проектов —  реновация отеля в Яремче, который мы открыли еще в 1996 году. Он устарел, не получил заслуженного внимания. Это важно сделать именно сейчас, когда Карпаты стали таким магнитом, который притягивает внутренний туризм. Мы решили увеличить количество номеров с 18 номеров до 30. Строим большой бассейн, территория позволяет это сделать. И мы в конце года, в крайнем случае — в январе хотели бы уже ввести его совершенно новым для того, чтобы такой объект на рынке Карпат появился и был бы таким маяком новой комфортности, как мы говорим. Это, что касается Яремче.

Самый последний проект этого года, которым мы начали заниматься с апреля, и он обещает быть таким мини-BANKHOTEL даже с тем же названием — это отель на 50 номеров в Каменце-Подольском. Удивительной красоты город. Мы купили там здание бывшего государственного банка постройки 1901 года, что на въезде в старый город. Очень интересное здание. Здесь бывали Николай второй, Петлюра, Махно. Этому зданию мы хотим дать вторую жизнь и сделать привлекательным для туристов. У него богатая история. Посмотрели все отели в городе и поняли, что у него есть все шансы стать лучшим.

Мы купили его уже полгода назад, но столкнулись с процедурными вопросами, и барахтаемся в документах.

Последнее время это здание использовалось коммерческим банком, мы его купили на аукционе. А земля, на которой расположено здание — 30 соток — входит в заповедник. Все так построено, что если раньше был банк на этой земле, то гостиница уже не может быть. Для этого нужно специальное постановление Кабмина. Вы можете себе представить, какой путь надо пройти. Банк может быть, а гостиница — нет. Здание стоит, мы его купили. Но я не знаю, сколько займет времени, чтобы получить постановление Кабмина. Мы идем этим путем, идем медленно. Рассказал об этой ситуаии Министру культуры А. Ткаченко, который активно занимается развитием туристической инфраструктуры. Обещал помочь. Сказал, что Президент во время недавнего визита в Каменец-Подольский обратил внимание на именно это пустующее здание.

В Моршине мы купили здание и участок земли в самом центре, рядом с центральным бюветом. Пытаемся третий год утвердить проект отеля на 18 номеров, но все варианты не находят поддержки у местного архитектора. Автор наших проектов — заслуженный архитектор Украины, но они почему-то не вызывают интереса у местной власти. И процесс растягивается на годы.

— Может они намекают на «вознаграждения»?

— Нет, этого не было. Им просто не нравится. Это, что касается Моршина.

Опять же, возвращаясь к инфраструктуре регионов, мы купили старый советский отель в Коростене Житомирской области — город с интересной историей. Это отель на 6 тысяч кв м. Мы понимаем, что столько в Коростене не надо. Мы хотим сделать из него центр культурной и деловой жизни Коростеня, переоборудовав под бизнес-центр, оставив номера отеля, но приведя их в порядок, потому что они там и одной звезде не отвечали, сделать детский игровой центр, конференцзал и дать новую жизнь этому зданию. С этим проектом мы работаем в настоящее время и надеемся через 2 года его завершить. 

Коростень развивается. Многие спрашивают: зачем тебе этот Коростень, это забытые места Украины. Но, мне кажется, если мы не будем приходить с инвестициями в такие места, то все, что за радиусом 30 км от Киева, будетс годами еще более  в плачевном состоянии.

«ВЛОЖИТЬ И ЗАМОРОЗИТЬ 40 МЛН ДОЛЛАРОВ НА ПЕРИОД РЕКОНСТРУКЦИИ ОТЕЛЯ «ДНІПРО» ЗА ГОД-ДВА МОЖЕТ ТОЛЬКО ОЧЕНЬ МОЩНАЯ КОМПАНИЯ»

— Вы не рассматривали возможность покупки гостиницы Днепр в Киеве?

— Я предполагал, что будет серьезная борьба, во-первых. Во-вторых, таких средств нет, это очень большие деньги. В-третьих, компания которая купила, которую возглавляет Кохановский — она прибегла к какому-то финансированию стороннему. Там суммы очень большие, это достаточно смелый шаг. Просто под залог отеля, то есть ломбардное кредитование, это сегодня уже не работает. Украинские банки так не кредитуют. Видимо, есть и собственные вложения, и внешние источники финансирования.

Но надо отдать должное, если все, что говорилось о будущем этого отеля, как киберспортивной арене и привлечении в Киев киберспорта, который сегодня очень активно развивается, то, наверное, это имеет право на жизнь.

Наверное, это деньги, которые вложены 40 миллионов долларов плюс 20 миллионов обещанных как инвестиция в развитие этого отеля — это, наверное сегодня конкурентов не имеет. Возвращаясь к вопросу окупаемости, мы тогда уйдем за все 50 лет окупаемости.

— Вы говорите, что прибегли к дополнительным источникам финансирования. Речь идет о внутренних?

— Я думаю, это банковские структуры, консолидированный кредит. Структура финансирования не раскрывается, по понятным причинам. Но вложить и заморозить 40 млн долларов на период реконструкции за год-два может только очень мощная компания. Или мы чего-то не знаем. Но сделка уже была утверждена, прошла проверки и источники происхождения средств не вызвали вопросов. Значит, там, наверне, было все правильно сделано.

Я думаю, что это — неплохой пример приватизации. Когда отель, который был убыточным, переходит в частные руки и становится прибыльным, плюс рабочие места, плюс инвестиции. Это и есть путь Украины.

«ВСЕ ХОТЕЛИ ВЗЯТОК. ИНАЧЕ — ГРОЗИЛИ СУДАМИ»

— И остается отелем. Потому что разные слухи ходили о будущем этого места...

— Будет ли это отель? Обещано, что отель сохранится и это будет местом для проживания киберспортсменов, которые будут приезжать к нам и в Украине будет больше  таких мероприятий. Есть надежда и легко будет через два года это все увидеть. Правда, сомнения все же остаются. 

На моей памяти есть другие примеры приватизации. Никто сегодня не спрашивает, почему гостиницу «Украина» также не приватизируют? Вокруг этого — стена молчания. Стоит рассказать.

В бытность Виктора Януковича премьером, решили привлечь инвестора и реконструировать отель. Фонд имущества вошел в предприятие отеля «Украина», а инвестор вложил в уставной фонд этого предприятия 20                млн. долларов. Это был 2004 год.

И как водится в Украине, вся власть захотела что-то урвать. Сначала это были люди из команды Ющенко, потом — Януковича уже в бытность его президентом. Все хотели взяток. Иначе — грозили судами. Так, вплоть до 2011 года ничего и не произошло с реконструкцией.

В итоге инвестор, вложив 20    млн долларов, потерял их в Украине. Хотя были выиграны суды вплоть до Верховного суда. Но как только пришел Янукович, потребовались новые взятки. И в итоге все это было развернуто — пошли новые суды в связи с открывшимися якобы новыми обстоятельствами. Сегодня дело — уже в ЕСПЧ 10  лет. И я боюсь, что Украина столкнется с тем, что нужно будет выплачивать 20 млн долларов инвесторам и вернуть 50% акций отеля. Поэтому гостиница «Украина» — не на приватизации и ни у кого не возникает вопросов «почему». Но я думаю, что суд принял этот иск 10 лет назад — в 2010 или 2011 году. И Украину ждет печальная история с этим отелем. Туда не придет никакой инвестор, пока иск находится в ЕСПЧ, и отель продолжает влачить жалкое существование. Им так и владеет управление делами при президенте. Но об этом предпочитают не говорить. Яркий пример судьбы иностранных инвестиций в современной Украине (продолжение в следуещем пятничном номере газеты «День»).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать