Победа, которая шокировала
Стоило ли Минтранссвязи отменять приказ относительно нерегулярных автоперевозок
Сегодня истекает срок, в течение которого Министерство транспорта и связи Украины под давлением пикетчиков обязалось отменить общий с Министерством внутренних дел приказ о согласовании условий выполнения нерегулярных пассажирских автоперевозок. Как отметил первый заместитель министра Василий Шевченко, соответствующая договоренность достигнута в ходе переговоров с автоперевозчиками. По его словам, договоренность также предусматривает пересмотр постановления правительства от 26 сентября 2007 года «О внесении изменений в Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта». Перевозчики, похоже, будут праздновать победу. Но кто при этом проиграл и стал побежденным? Об этом рассуждает наш автор.
Недавние события, в которых государственная власть проявила исключительную уступчивость потенциальным нарушителям законов, кажутся шокирующими. Попробую описать данную ситуацию с использованием аллегории. Надеюсь, что всем станет ясна абсурдность уступок, на которые пошла власть в данном вопросе. Поэтому предлагаю ознакомиться с таким сообщением: «Успешно завершилась непродолжительная и несанкционированная забастовка железнодорожных перевозчиков. Заблокировав все подъездные дороги к столице, они добились права и дальше использовать старые, наспех переоборудованные грузовые вагоны для перевозки пассажиров. При этом они добились, что государственная железнодорожная инспекция не будет их штрафовать за нарушение существующих правил перевозки пассажиров. Железнодорожники пообещали: если власть захочет ограничить их права на невыдачу билетов, неперевозку багажа, будет требовать так называемого культурного обслуживания, попробует добиться запрета на законное право водителей курить во время движения, право разговаривать по телефону и тому подобное, то протест будет продолжен».
Такое сообщение более чем неправдоподобно, хотя бы потому, что на железной дороге безопасность пассажиров (хотя и здесь случаются катастрофы) всегда была на первом месте, и во все времена сурово контролировалась государством. Что же касается автомобильных пассажирских перевозок, то и здесь должна быть такая же технологическая и исполнительская дисциплина, связанная, в первую очередь, с безопасностью пассажиров, а также с их комфортом при пользовании общественным транспортом и, в частности, маршрутными микроавтобусами. Неужели в нашем государстве нет никого, кто бы стал на защиту пассажиров? О них в этой полемике власти и перевозчиков, кажется, как-то стыдливо позабыли. А стоило бы поинтересоваться, хочет ли пассажир, оплатив стоимость перевозки по полному тарифу, который предполагает определенный уровень комфорта и безопасности, ехать в переоборудованном на скорую руку автобусе? Ведь о комфорте, за исключением места водителя, здесь достаточно часто не приходится даже думать. Кроме того, всегда себя спрашиваю, потому что путешествую очень много, почему пассажир, который стоит, должен платить столько же, как и те, кто сидят? Ведь уровень комфорта и безопасности при этом очень сильно отличается.
А где подголовники, подлокотники, регулируемое сидение, место для багажа и ручной клади, пенал для верхней одежды, местное освещение или вентиляция? Возможно, кто-то в микроавтобусе объявляет остановки или дает важную транспортную информацию на табло? А еще существующие правила безопасности требуют, чтобы на заднем мосте микроавтобуса располагалось по две пары колес, тогда в случае повреждения у водителя есть шанс удержать транспорт на дороге. Грузовые микроавтобусы и, соответственно, их пассажирско-грузовые гибриды и мутанты этого лишены. К каким это может привести последствиям — читайте сообщения ГАИ и смотрите передачи полковника Стогния.
Тысячи вопросов относительно маршрутных автоперевозок скопились за время их становления. Абсолютно прибыльное, просто безумно прибыльное, дело привлекло в этот бизнес многих людей. Это закономерно и нормально. Но этот бум необходимо было еще в зародыше направлять в определенное русло, устанавливая определенные прогнозированные ограничения и параметры. Следует признать, что Минтранс в этом направлении за последние годы кое-какие шаги предпринял. Но прислушался ли при этом к голосу и мнению пассажиров? Для примера, недавно принятые правила перевозок автобусами устанавливают предельный вес ручного багажа 15 килограммов. А теперь представьте себя в роли студента или даже туриста; а как быть бабке, которая едет в гости к внукам?
А для того, чтобы упорядочить автомобильные пассажирские перевозки, нужно не так уж и много. В Европе есть теоретические и практические решения, которые легко адаптировать даже к нашей «ковбойской» действительности. Транспортная наука предлагает многовариантные схемы перевозок, которые оптимально сочетают в себе частную и коммунальную собственность, территориальные интересы и обязательства власти. Большинство из подобных решений уже успешно апробировано и «отшлифовано» на практике. Далеко ехать не нужно — рядом Польша, Словакия или Венгрия. Конечно, и собственный разум, и организационные ресурсы, и усилия нужно приобщать. А основное — желание что-то изменить, притом, думая о пассажирах.
Как-то сосед по сидению в микроавтобусе, делившись своими наблюдениями о сильных мира сего, рассказывал, кто как из них «отдыхает». И больше всего его удивляло, с каким размахом «гуляли» скромные водители маршруток. Качественные и количественные характеристики их «отдыха» были рассчитаны на то, что завтра дорога из Шацка до Ковеля или в Луцк должна быть шире на несколько полос...
И вот Киев увидел нашествия пикетчиков, этих «приветливых и интеллигентных» водителей. И отступил, отдав пассажиров на растерзание этим «хозяевам жизни». Ведь пассажиры не имеют возможности бастовать, и всегда покорно отдают свои гривни в натруженные руки водителей.
Выпуск газеты №:
№37, (2008)Section
Экономика