Перейти к основному содержанию

Правительство готовит новую стратегию экспорта

Эксперты «Дня» — о том, в каких изменениях в торговых правилах сегодня в действительности нуждается бизнес
26 июля, 11:45

Правительство готовит новую редакцию законопроекта по стимулированию экспорта. «Мы в мае такой закон приняли. К величайшему сожалению, как всегда это бывает, в процессе работы над законопроектом целый ряд народных депутатов внесли поправки к этому законопроекту. По сути дела, изменили суть этого законопроекта, и Президент был вынужден по нашей инициативе наложить вето», — оправдывается за провал первой попытки по усилению экспортных позиций украинского бизнеса премьер. По словам Азарова, в ближайшее время документ направят в ВР, чтобы после каникул народные избранники попробовали еще раз упростить выход предпринимателям на внешние рынки. Детали документа пока еще не разглашаются.

Чего же ожидает бизнес от государства в этом вопросе? И какой экономический эффект для государства может принести улучшение экспортного потенциала Украины? Об этом «День» спросил экспертов.

КОММЕНТАРИИ

СНАЧАЛА НУЖНО ЗАЩИТИТЬ ПРАВО ИНВЕСТОРА ЧЕСТНО ОТСТАИВАТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ В СУДЕ

Виктор СУСЛОВ, бывший министр экономики Украины:

 

— Наращивание экспорта — одна из основных проблем для Украины. По предыдущим прогнозам торговый баланс по итогам первых пяти месяцев 2012 года будет негативным. Негативное сальдо торгового баланса превысит 5 миллиардов долларов. Отсюда еще одна проблема: если страна больше покупает, чем продает, то откуда-то нужно брать валюту для удовлетворения внутренних потребностей. Сегодня эта дилемма решается за счет непрерывных внешних заимствований и наращивания долгов. Поэтому у Украины очень проблемный платежный баланс. В таких условиях есть два выхода, чтобы сбалансировать торговый баланс: или сократить импорт, или — увеличить экспорт. Конечно, лучше делать одновременно и то и другое. Однако наращивание экспорта имеет для Украины ключевое значение. Поможет ли в этом правительственный законопроект? В настоящий момент он еще обсуждается. Озвученные премьер-министром тезисы по этому поводу указывают на то, что будет создана специальная система поощрения экспорта для бизнеса, которую уже имеют практически все развитые страны мира. В частности, за счет кредитования и страхования экспортных договоров. Но важно также решить вопрос возмещения экспортного НДС, потому что без этого бизнес не будет инвестировать в экономику.

В настоящий момент трудно прогнозировать, как изменятся экспортные горизонты украинского бизнеса после внедрения этого документа. Однако, по-моему, надеяться на чудо не стоит. Новое сырье для экспорта неоткуда взять. Увеличатся разве что объемы продаж традиционных видов экспортной продукции. Чтобы экспортная поддержка дала позитивный результат стоит не просто принять закон. Сначала нужно защитить право инвестора честно отстаивать свои интересы в суде. Поэтому пока не будет благоприятного экономического, инвестиционного и регуляторного климата — сдвигов в экспортной политике не будет. Никакой закон о стимулировании экспорта не сможет значительно его стимулировать.

В ОСНОВНЫХ СТРАНАХ — ТОРГОВЫХ ПАРТНЕРАХ — НУЖНО СОЗДАТЬ ТОРГОВЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Владимир ЛАПА, директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»:

 

— Работа по увеличению экспорта должна вестись системно. И в последнее время этот вопрос именно так и ставится перед персоналом, который работает в Министерстве иностранных дел. От них хотят, чтобы они лоббировали интересы украинских производителей за рубежом. Правда, это пока еще касается частных случаев. Впрочем — это хорошее начало. Украине нужно учиться у иностранцев лоббировать свои интересы. Как они действуют в нашей стране? Работа начинается с глубокого анализа рынка, найма на работу лучших консультантов, чтобы понять тенденции этого рынка, дальше — определение акцентов инвестирования и само инвестирование. Завершает все налаживание бизнес-коммуникаций с посольством и разными правительственными учреждениями.

По моему мнению, Украина также должна строить систему стимулирования по такой же схеме. В идеале было бы хорошо, если бы в основных странах — торговых партнерах — создали торговые представительства. Украинскому агробизнесу интересно, чтобы украинские торговые атташе появились в Китае, Японии, странах Ближнего Востока, Северной Африке и России. Учитывая определенный прогресс в торговых отношениях с Евросоюзом — и там также. В целом эти атташе должны быть в 20 странах. В финансовую поддержку экспортеров со стороны государства я не очень верю. А вот предоставление экспортных гарантий и страхование экспорта — это действительно реально. Если экспортная поддержка будет предоставлена, то аграрный сектор увеличит объем продажи в среднем на 20—30% (за счет перехода на продажу готовой продукции, а не сырья).

САМЫЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПОРТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ — СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ІТ-СФЕРА, МАШИНОСТРОЕНИЕ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Анна ДЕРЕВЯНКО, исполнительный директор «Европейской бизнес ассоциации»:

 

— В мире есть разные формы поддержки экспорта. По моему мнению, Украина может использовать несколько вариантов.

Во-первых, так называемую информационную поддержку. Должно быть единое окно, куда потенциальный экспортер может обратиться и получить полную развернутую информацию относительно потенциальных экспортных рынков для своей продукции, о проведении международных ярмарок и выставок.

Во-вторых, финансовая поддержка в виде компенсации процентов по банковским кредитам, которые берутся для производства продукции и закупки оборудования. В-третьих, бизнес сам должен мобилизироваться для защиты своих торговых интересов в других странах. Если взять ЕБА, то ассоциация работает для экспортеров из европейских стран и продвигает их интересы в Украине. Хорошо было бы, если бы украинские компании образовали подобные бизнес-ассоциации за рубежом в тех странах, где сосредоточены их основные интересы. Кроме этого нужно поработать внутри страны, чтобы украинские производственные стандарты приближались к европейским. Достичь этого поможет создание Зоны свободной торговли с ЕС. Развитие экспорта означает увеличение рабочих мест, оборотов компаний, объемов уплаты налогов в бюджет, а следовательно — и наращивание возможностей для поддержки культурных и социальных проектов. Чтобы запустить экспортный резерв, сначала нужно определиться, на какие отрасли делать ставку. По моему мнению, основными экспортными направлениями должны быть сельское хозяйство, ІТ-сфера, машиностроение, альтернативная энергетика.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать