Прогулка над «пропастью»
Чем угрожает правительству и экономике выполнение условий четвертого транша МВФ?Сегодня в Украину прибыли представители МВФ. Цель визита, как заявили «Дню» в постоянном представительстве Фонда в Украине, — «технические консультации с представителями власти», и заверили: в этот раз пересматривать программу финансирования не будут. Команда МВФ пробудет в Украине до 16 февраля.
Напомним, что Украина ожидает четвертого транша от МВФ на сумму 1,9 миллиарда долларов США. В соответствии с четырехлетней программой «Механизм Расширенного Финансирования» (Extended Fund Facility), принятой 11 марта 2015 года, Фонд должен выделить Украине кредит на сумму в 17,516 миллиарда долларов США. За три года мы уже получили четыре транша на общую сумму 8,7 миллиарда долларов. В этом году власть Украины рассчитывает получить еще 1,8 миллиарда долларов.
Фонд держит «паузу» в сотрудничестве с мая прошлого года. Еще тогда Украина должна была бы получить четвертый транш. Но «отсутствие» прогресса в выполнении взятых обязательств стало причиной «замораживания» сотрудничества.
В списке требований, на которые согласилась Украина, — повышение пенсионного возраста, отмена многих пенсионных льгот, открытый рынок земли и еще немало «пунктов», каждый из которых потенциально может свергнуть любое украинское правительство. Но на повестке дня в настоящий момент стоит два — создание антикоррупционного суда и повышение цены на природный газ для населения.
24 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. ДАВОС / ФОТО МИХАИЛА ПАЛИНЧАКА
СУД
В Давосе Президент Украины Петр Порошенко встретился с директором МВФ Кристин Лаггард. Переговоры были не из легких и сопровождались в Украине бурной информационной волной. Ряд интернет-СМИ, ссылаясь на свои источники, написали, что Петру Порошенко удалось убедить Кристин Лагард пересмотреть требование о создании антикоррупционного суда. Мол, МВФ не так остро и ставил этот вопрос, а глава представительства Всемирного банка в Беларуси, Молдове и Украине Сату Кахонен, которая подписала жесткое письмо, отосланное представителям украинской власти, вообще может поплатиться за это должностью. И в МВФ, и во Всемирном банке эту информацию опровергли, ни о каком освобождении речь не идет, и создание антикоррупционного суда остается одним из ключевых условий продолжения сотрудничества с Украиной.
В отличие от остальных баталий последних лет в вопросе создания Антикоррупционного суда противоборствующими силами оказались не разные лагеря украинского политикума, а весь правящий класс страны и ее западные партнеры.
Впервые он возник еще весной 2016 года, когда Президент Петр Порошенко готовил свой вариант судебной реформы. С того времени о создании Антикоррупционного суда много говорилось, украинская власть обещала западным донорам взяться за этот вопрос, но в действительности просто тянула время.
Создавать неконтролируемый суд, тем более на условиях Запада, во властных кабинетах не имели ни малейшего желания. И внесенный Порошенко в Раду половинчатый законопроект — тому подтверждение.
По нему вариант создания Антикоррупционного суда отображает позицию всей политической элиты. Независимый суд в спайке с независимыми НАБУ и САП означает для правящих кругов появление неконтролируемой «третьей силы». Но похоже, что для МВФ это вопрос принципиальный, хотя и сугубо политический. И, по большому счету, он не должен был бы входить в перечень требований Фонда как института, целью существования которого является макроэкономическая стабилизация. Но представители политического класса в борьбе за власть за последние 10 лет так часто ездили в Вашингтон, где много и страстно рассказывали о коррупции на Банковой, что вряд ли создание антикоррупционного суда может быть полем для компромисса.
В отличие от второго условия — повышения цены на природный газ для населения.
ГАЗ
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман уже заявил, что не допустит никакого повышения цен, по крайней мере до конца этого отопительного сезона.
Директор Института энергетических исследований Юрий КОРОЛЬЧУК убежден, что Украине удастся убедить МВФ уступить. В разговоре с «Днем» эксперт отметил, что ситуация на внутреннем рынке газа полностью позволяет правительству даже уценить до ...3,5 гривни за кубометр газа для населения. И якобы, по информации из источников в правительстве, решение о снижении даже готовилось. Правда, не до 3,5 гривни, а до 5. Но потом вмешались «политические обстоятельства», которые не дали Гройсману сделать этот ход.
Цена, которую теперь требует установить МВФ, должна быть выше 10 гривен за кубометр. Соответствующие расчеты уже сделали в «Нафтогазе Украины» на следующий отопительный сезон.
Технические консультации, которые, как анонсируют в МВФ, будут проходить на этой неделе в Киеве, касаются меморандума, в соответствии с которым мы приняли на себя обязательство установить импортный паритет. То есть, объясняет Корольчук, привязать цену природного газа для внутреннего потребителя (населения и предприятий Теплокоммунэнерго) к цене, которая формируется на европейском хабе. Причем определен конкретный хаб. В постановлении КМУ №187 говорится, что мы должны ориентироваться на цену немецкого хаба NCG. И это должно было бы стать первым шагом к установлению рынка газа в Украине. Но он не удался, говорит Корольчук. И МВФ должен это признать.
«Цену установили, но рынок газа так и не состоялся. Консультанты МВФ делают вид, что не замечают, что «Нафтогаз Украины» монополизировал рынок и не собирается ничего отдавать», — подчеркивает эксперт.
По словам Корольчука, Фонд уже сигнализировал, что готов согласиться на нынешнюю цену (около 7 гривен за кубометр) на природный газ для населения, но при условии сокращения количества субсидиантов с 6 миллионов до 3.
Есть еще один аргумент, которым должны воспользоваться украинцы в переговорах с МВФ, — это то, что внутренний рынок в 2017-м не использовал импортный газ. Соответствующее заявление о нулевом балансе недавно сделал министр энергетики Украины Игорь НАСАЛИК.
АЛЬТЕРНАТИВА
Зачем Украине оставаться в программе МВФ? Во-первых, это гарантия определенного направления развития государства (особенно имеет значение для государств со слабой экономикой), которое является бенчмарком для зарубежных инвесторов.
Во-вторых, чтобы рассчитаться с долгами. «Без поддержки международных партнеров успешное рефинансирование 20 млрд долларов суверенного и гарантированного государством долга со сроком погашения в 2018—2020 годах маловероятно», — признает Нацбанк.
Привлечь эти средства можно из двух источников: от МВФ и за счет размещения евробондов. Стоимость последних зависит от того, находится ли Украина в программе МВФ.
«Когда мы встречаемся с инвесторами, то первые десять вопросов на которые отвечаем, — как у нас с программой МВФ. Относительно целесообразности новых выпусков евробондов — лучше их делать после очередного пересмотра программы», — говорит заместитель министра финансов Юрий Буца.
Когда Украине нужен очередной транш? До 2020 года Украина должна вернуть по внешнему долгу 16 миллиардов долларов, или 457 миллиардов гривен.
«Самые большие выплаты по внешним долгам приходятся на февраль-март следующего года — надо заплатить около 1,2 млрд долларов, и август-сентябрь — плановые выплаты опять же на уровне 1,2 млрд долларов. С первым этапом мы справимся, а вот к началу августа очень желательно привлечь финансирование от МВФ», — отмечает директор аналитического департамента «Конкорд Кепитал» Александр ПАРАЩИЙ.
Чисто математически, по словам эксперта, следующий год мы можем прожить и без помощи МВФ, например, за счет «проедания» золотовалютных резервов. Однако такой сценарий негативный и рискованный для экономики.
«Надо продолжать сотрудничество с МВФ и возвращать внешние долги. Ведь если страна объявит дефолт, экономика государства начнет стремительно падать», — убежден глава бюджетного комитета Общественного совета Министерства финансов Тарас Козак.
А вот по мнению главы комитета ВРУ по вопросам промышленности и предпринимательства Виктора ГАЛАСЮКА, сотрудничество с МВФ — это плата украинского народа за коррупцию и бездеятельность власти.
«Если бы мы перекрыли контрабанду на таможне и оффшорные дыры и сделали нормальную налоговую систему, мы бы сами этот МВФ кредитовали. Ан нет. Лучше оставлять все как есть и клянчить новые и новые транши», — говорит нардеп.
Согласно исследованию Tax Justice Network (2012) за годы независимости из Украины в оффшорные зоны было выведено около 167 млрд дол. США или 8 млрд дол. США (!) ежегодно (!).
Перед действующей украинской властью впереди тонкая тропинка между экономическим коллапсом (в случае отказа от сотрудничества с МВФ) и политической катастрофой (в случае его продолжения).
Выпуск газеты №:
№25, (2018)Section
Экономика