Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пути назад нет

Посткоронавирусная программа реконструкции мира. Эксклюзивная колонка Нобелевского лауреата мира
23 июня, 19:43

Масштабы ущерба, который наносит миру пандемия коронавируса, впечатляют. Однако, несмотря на этот огромный вред, именно сейчас у нас появилась беспрецедентная возможность.

Сейчас всему миру предстоит решить важный вопрос. Речь идет не о том, как снова запустить экономику. К счастью, на этот вопрос мы знаем ответ. У нас имеется хороший опыт управления процессом восстановления. Важнейший вопрос, на который мы должны ответить, звучит так: вернем ли мы мир туда, где он был до прихода коронавируса? Или же мы переформатируем мир? Решение — только за нами.

Излишне говорить, что мир до коронавируса не был для нас так хорош. Пока коронавирус не заполонил инфопространство, весь мир кричал, что с планетой вот-вот произойдет нечто ужасное.

Мы буквально считали дни до того, когда вся планета должна была стать непригодной для существования человека из-за климатической катастрофы; мы боялись угрозы массовой безработицы путем создания искусственного интеллекта; мы наблюдали, как концентрация богатства достигала взрывного уровня. Мы напоминали друг другу, что нынешнее десятилетие — это десятилетие последнего шанса. После этой десятилетки все наши усилия принесут лишь незначительные результаты, недостаточные для спасения планеты.

Должны ли мы вернуться к тому миру? Выбор за нами.

Коронавирус резко изменил мнения и представления мира. Он открыл нам такие возможности, которых у нас раньше никогда не было. Мы внезапно оказались в tabula rasa. Мы можем пойти в любом направлении. Какая невероятная свобода выбора!

Прежде чем восстановить экономику, мы должны понять какую именно экономику мы хотим иметь. Прежде всего, нужно признать, что экономика — это средство. Она помогает нам достигать поставленных целей. Она не должна быть смертельной ловушкой, созданной какой-то божественной силой, чтобы наказать нас. Мы не должны ни на минуту забывать, что экономика — это инструмент, который создали мы сами. Мы должны продолжать разрабатывать и совершенствовать ее, пока не достигнем высшего коллективного счастья.

Если в какой-то момент мы чувствуем, что идем не туда, куда хотим, мы четко знаем, что это проблема в техническом или программном обеспечении, которое используем, и все, что нам нужно сделать — его отремонтировать. Мы не можем извиниться, сказав: «Простите, что у нас не получается достичь своих целей, поскольку наше программное обеспечение или техника не позволяют нам это делать». Это была бы ну очень слабая отговорка. Если мы хотим создать мир с нулевым выбросом углерода, мы создаем для этого необходимое оборудование и программное обеспечение. Если мы хотим иметь мир с нулевым уровнем безработицы, мы делаем то же самое. Если мы хотим иметь мир без точечной концентрации богатства, мы снова делаем то же самое. То есть самое главное — подобрать правильное оборудование и разработать правильное программное обеспечение. Вся сила в нас самих. Когда люди решают что-то сделать, они просто это делают. Для людей нет ничего невозможно.

Наибольший позитив в сегодняшней ситуации состоит в том, что «коронакризис» дарит нам практически неограниченные возможности для нового старта. Мы можем начать разрабатывать наше техническое и программное обеспечение на почти чистом экране.

ПОСТКОРОНАВИРУСНОЕ ПЕРЕПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОЛЖНО БАЗИРОВАТЬСЯ НА СОЦИАЛЬНОМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ

Одно простое единодушное глобальное решение очень нам поможет: мы не хотим возвращаться туда, откуда мы пришли. Мы не хотим наступать на те же грабли, только чтобы восстановить экономику.

Мы даже не должны называть это программой «восстановления».

Для лучшего понимания цели мы можем называть это программой «реконструкции». Предприятия будут играть ключевую роль в ее осуществлении. Для запуска программы реконструкции после коронавируса необходимо основное внимание обратить на социальную и экологическую сознательность для принятия решений. Правительство должно гарантировать, что ни один доллар не будет предложен никому, пока не появится уверенность в том, что он принесет максимальную социальную и экологическую пользу для общества по сравнению со всеми остальными вариантами. Все мероприятия, связанные с реконструкцией, должны вести к созданию социально, экономически и экологически сознательной экономики как для страны, так и для мира.

ВРЕМЯ ПРИШЛО

Мы начинаем с пакетов «реконструкции» для планов и действий, управляемых общественным сознанием. Мы должны разработать свои планы прямо сейчас, в разгар кризиса. Когда кризис закончится, снова придут старые идеи и примеры спасения, которые принесут с собой угрозу возвращения к прежней жизни. Вам будут приводить серьезные доказательства, чтобы сорвать новые инициативы, будут говорить, что это непроверенная политика. (Когда мы предлагали, чтобы Олимпийские игры спроектировали как социальный бизнес, оппоненты высказывали те же аргументы. Сейчас Парижские Олимпийские игры в 2024 году проектируются именно таким образом, и этот процесс вызывает только восхищение.) Нам нужно быть готовыми к тому времени, когда начнется давление. Это время как раз СЕЙЧАС.

ФОТО REUTERS

СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС

В этом глобальном плане реконструкции я предлагаю предоставить центральную роль новой форме бизнеса — социальному бизнесу. Это бизнес, созданный исключительно для решения проблем людей, без всякой личной выгоды для инвесторов, за исключением возврата первоначальных инвестиций. По возвращении первоначальных инвестиций все последующие прибыли возвращаются обратно в бизнес.

У правительства будет много возможностей поощрять, определять приоритеты, уполномочивать социальный бизнес, брать на себя основные обязанности по перепроектированию. В то же время правительство не должно ожидать, что социальный бизнес появится везде в то время и в том объеме, в котором он необходим. Правительство должно запустить свои механизмы, такие как забота об обездоленных и безработных, с помощью традиционных программ социального обеспечения, оказание медицинской помощи, восстановление всех необходимых услуг и поддержка всех видов бизнеса, в которых постепенно внедряются варианты социального бизнеса.

Для ускорения вхождения в социальный бизнес правительство может создавать фонды венчурного капитала для социального бизнеса централизованно и на местном уровне, поддерживать частный сектор, фонды, финансовые учреждения, инвестиционные фонды, создавать фонды венчурного капитала социального бизнеса, поощрять традиционные компании самим становиться социальным бизнесом или сотрудничать с социальными бизнес-партнерами, корпорации или любые другие предприятия можно поощрять к развитию собственного социального бизнеса или помогать в создании совместного бизнеса с социальными бизнес-партнерами.

В рамках программы восстановления правительство может финансировать социальный бизнес, чтобы выкупить компании, а также объединяться с нуждающимися в финансах компаниями, чтобы превратить их в социальный бизнес. Центральный банк может позволить социальному бизнесу так же, как и другим, получать финансирование от финансовых учреждений для инвестирования в фондовый рынок.

Будет еще очень много возможностей, возникающих в процессе восстановления; правительство должно привлекать как можно больше субъектов социального бизнеса.

КТО ТАКИЕ ИНВЕСТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО БИЗНЕСА?

Кто такие инвесторы социального бизнеса? Где их найти?

Они повсюду. Мы не видим их, поскольку наши существующие экономические учебники не признают их существование. Поэтому наши глаза не обучены их видеть. Лишь с недавнего времени курсы экономики начали включать дискуссии на такие темы, как социальный бизнес, социальное предпринимательство, импакт-инвестиции, неприбыльные организации и т.п., как побочные действия, возникшие под влиянием глобальной привязанности к банку Grameen и микрокредитованию.

Пока экономика остается наукой для максимизации прибыли, мы не можем полностью рассчитывать на нее в программе реконструкции, основанной на социальном и экологическом сознании. Вся стратегия заключается в увеличении доли социального бизнеса в общей экономике по мере роста экономики.

Успех социального бизнеса будет заметен, когда он не только перерастет в большой процент экономики, но и произойдет быстрый рост количества предпринимателей, когда одни и те же предприниматели будут заниматься обоими видами бизнеса.

Это станет сигналом к началу экономики, управляемой общественным и экологическим сознанием.

Как только правительственная политика начнет признавать предпринимателей и инвесторов социального бизнеса, такие предприниматели и инвесторы с энтузиазмом откликнуться и будут играть важную социальную роль, которой требует историческая возможность. Предприниматели, занимающиеся социальным бизнесом, не являются членами небольшой сообщества благотворителей. Это значительная глобальная экосистема, в которую входят гигантские многонациональные компании, крупные фонды социального бизнеса, много талантливых руководителей, корпоративных органов, фондов, трестов, имеющих многолетний опыт финансирования и управления большим и местным социальным бизнесом.

Когда правительство обратит свое внимание на концепцию и опыт социального бизнеса, много хардкорных личных доходов с удовольствием проявят неисследованную часть своего таланта, чтобы стать успешными предпринимателями социального бизнеса и играть очень ценные социальные роли во время социальных и экономических кризисов, таких как климатический, кризис безработицы, кризис концентрации богатства и т.д.

ЛЮДИ РОЖДАЮТСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, А НЕ СОИСКАТЕЛЯМИ РАБОТЫ

Программа реконструкции должна сформировать традиционное распределение труда между гражданами и властью. Понятно, что роль граждан — заботиться о своих семьях и платить налоги; правительство (и в определенной степени некоммерческий сектор) отвечает за решение всех коллективных проблем, таких как климат, рабочие места, здравоохранение, образование, водоснабжение и тому подобное. Программа реконструкции должна разрушить эту стену распределения и убедить всех граждан выступить и проявить свой талант в решении проблемы, создав социальный бизнес. Их сила не в размере инициатив, а в количестве. Каждая небольшая инициатива, умноженная на большое количество, оказывается важным национальным действием.

Одной из проблем, которую социальные предприниматели смогут решить как можно быстрее, будет проблема безработицы, которая охватывает страну вследствие падения экономики. Инвесторы социального бизнеса могут заняться становлением социального бизнеса, чтобы создать новые рабочие места. Также они могут дать возможность безработным стать предпринимателями и тем самым продемонстрировать, что люди рождаются предпринимателями, а не соискателями работы. Социальный бизнес может участвовать в создании надежной системы здравоохранения в сотрудничестве с государственной системой.

Инвестор социального бизнеса не обязательно должен быть физическим лицом. Это могут быть и учреждения, такие как, например, инвестиционные и другие фонды, тресты, компании по управлению социальным бизнесом. Многие из этих учреждений очень хорошо знают, как работать и быть в хороших отношениях с традиционными владельцами компаний. Правильный призыв правительства может помочь справиться с отчаянием в посткоронавирусной ситуации и стимулировать деятельность, о которой ранее не было известно. Это будет испытанием на лидерство, чтобы показать, как можно вдохновить мир на возрождение абсолютно неизвестными способами. Молодежь, люди среднего возраста и пожилые, мужчины и женщины — все способны изменить мир.

СПРЯТАТЬСЯ НЕГДЕ БУДЕТ

Если мы не примем программу посткоронавирусного социального и экологического сознания, мы будем приближаться к катастрофе, которая окажется во много раз хуже, чем коронавирусная инфекция. От коронавируса можно укрыться в своих домах, но если нам не удастся решить глобальные проблемы, которые и дальше усугубляются, тогда негде будет укрыться от разъяренной Матери Природы и бушующих масс во всем мире.

P.S. 26 июля, в день социального предпринимателя, проф. Юнус выступит на конференции академии «Social Navigator Online».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать