Распоряжение — как дышло
Должностные лица вспомнили крестьянам ими же прощенные долги
Если бы собрать вместе все постановления, распоряжения, письменные указания в защиту и поддержку крестьян, каждый год потоком выплывающие из стен Кабинета Министров, ими можно было бы выложить тропу от самого отдаленного села до Киева. Вот так наши правительства любят крестьян! На любые шаги готовы идти ради их интересов. Чтобы только урожайной была нива крестьянская и побольше зерна приносила в государственные закрома.
Поэтому когда в конце марта, а затем в мае и июне 2007 года хозяйства 10 областей понесли серьезные убытки вследствие пылевых ураганов, засухи и в конечном итоге градобития, правительство Януковича 18 июля 2007 года издало распоряжение под №549 «О предоставлении частичной финансовой помощи сельскохозяйственным предприятиям». Это означало, что государство одалживало хозяйствам средства на преодоление последствий нанесенных стихией, которые в дальнейшем надеялось получить назад. Т.е. это была так называемая возвратная ссуда. Но сельхозпредприятия воспользовались и такой поддержкой. Другого выхода у них просто не было. Поэтому хоть и не полностью, а частично зернопроизводители поправили свое положение. А вот на возврат средств государству были способны далеко не все и, в первую очередь, малые и мелкие хозяйства, которые едва свели концы с концами. Поэтому возвращать долг было ничем.
А поскольку их не одна тысяча, и в зернопроизводстве они составляют значительную часть, новое правительство Тимошенко решило смягчить ситуацию с долгами. И в июле 2008 года, т.е. через год после предыдущего документа, Кабмин выдал свое распоряжение №1025-р под названием «Вопросы предоставления частичной финансовой помощи сельскохозяйственным предприятиям». Немного странное название, но суть не в нем. Важно, что это было, по существу, судьбоносное решение для многих хозяйств. В документе черным по белому было отмечено, что «невозвращенные по состоянию на 28 июля 2008 года средства не подлежат возврату в государственный бюджет в объеме согласно дополнению». А в дополнении перечислялись все десять областей и суммы, которые по предыдущему распоряжению должны быть уплачены в бюджет. В целом этот долг составлял более 116 миллионов гривен. Самые большие долги приходились на хозяйства Кировоградской, Николаевской, Одесской, Херсонской областей — от 13 до 40 миллионов.
Поэтому можно только представить себе радость руководителей хозяйств, которые узнали об этом спасительном круге Кабинета Министров. Но как выяснилось впоследствии, радость была преждевременной. Точнее, никто и не собирался выполнять это распоряжение, в частности, Минфин которому поручалось подготовить предложения о внесении соответствующих изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». Но в министерстве решили по-своему. Поскольку за последний год государственный бюджет ощутимо похудел, то там считали, что идти на уступки крестьянам не обязательно. Тем более, что в стране возник всем известный кризис. А за ним, как за каменной стеной, можно позволить себе вертеть законами, указами, распоряжениями, как дышлом. Поэтому и повернули оглобли, а вместе с ними и кабминовский воз в противоположную от крестьянских проблем сторону. Причем, сделали это в ручном режиме и не публично. Поэтому узнать о том, кто, кому и когда давал указания об игнорировании Минфином распоряжения правительства, все равно, что найти иголку в стоге сена.
Поэтому вследствие нечестной и двойной игры, которую затеяли Минфин вместе с Государственным казначейством, тысячи сельхозпредприятий в очередной раз, причем не по своей вине, оказались в тупике, а точнее попали в государственную ловушку. Дело в том, что никто из так называемых должников не может сегодня заключить форвардный контракт с государственным Аграрным фондом на продажу зерна от урожая 2009 года и получить под него соответствующий аванс по 1 300 гривен за тонну. Потому что такое возможно только при наличии справки из Казначейства об отсутствии долга. А поскольку средства никто не списывал, и они до сих пор числятся за хозяйствами, которым в 2007 году была предоставлена «частичная финансовая помощь», то местные структуры Госказначейства неприступны. Точнее они могут выдать справку, но такую, с которой в Агрофонд нечего заходить. Одним словом, чиновники искусственно создали замкнутый круг, по которому и заставляют сегодня ходить крестьян.
— И как быть? Возвращать долг? Но финансовое состояние моего фермерского хозяйства сегодня не позволяет этого, — рассуждает фермер Владислав Сергиенко из Васильевского района Запорожской области. — Я, как и тысячи таких, как сам, смог бы это сделать после жатвы, продав зерно нынешнего урожая. Например, я планирую продать государству не меньше 150 тонн. Но отсрочки никто не дает. Почему? Тем более, что согласно последнему распоряжению, у нас официально долга якобы нет. А если Минфин не успел или не захотел внести изменения или разработать какой-то порядок о списании долга, то он должен нести за это ответственность. Почему зернопроизводители снова крайние? Неужели государству не нужно наше зерно? Это, во-первых. А во-вторых, неужели распоряжение Кабмина имеет меньшую законную силу, чем указания руководства Минфина? Тогда о каком доверии к правительственным постановлениям, решениям или распоряжениям может идти речь? О какой защите наших интересов можно говорить, если они существуют только на словах и на бумаге? Ведь почти год нам никто не напоминал о долгах. И вдруг за два-три месяца до жатвы нас поставили перед фактом. Разве это по-государственному? Это говорит о том, что на самом деле крестьян держат за терпеливых простаков, на проблемы которых можно и не обращать внимания. Пусть сами как хотят, так и решают. Надеялись, что эту ситуацию поможет решить нам министр Минагрополитики Юрий Мельник, к которому мы обратились во время всеукраинского совещания при участии премьер-министра. Но нашего голоса, к сожалению, никто не услышал.
Ситуация такая смешная, странная и возмутительная, что и комментировать ее сложно, тем более, после слов фермера. По существу, маленькая частица «не» стала для Кабинета Министров тем барьером, который не удалось преодолеть. А с другой стороны, чем руководствовались должностные лица в июле прошлого года, принимая такое решение? Ведь при условиях прошлогоднего высокого урожая финансовое состояние большинства хозяйств позволяло им, если не полный возврат долгов, то определенную их часть. И правительству это стоило бы учесть, идя только на частичное погашение ссуды со стороны государства. Тогда и проблем было бы меньше. Но как всегда взяла верх политическая целесообразность. Очень уж хотелось нынешнему правительству, мягко говоря, «утереть нос» предыдущему своим благотворительным широким жестом и показать, кто из них больше заботится об интересах крестьян. Но, к сожалению, этот выстрел, как и многие другие, получился популистским, а, следовательно, холостым.
Выпуск газеты №:
№85, (2009)Section
Экономика