Перейти к основному содержанию

«Разделить» небо

Почему Украина хочет выпускать боевые беспилотники с Турцией
08 декабря, 19:04

Осенью этого года Украина и Турция подписали ряд соглашений, которые должны углубить военно-техническое сотрудничество — рамочное военное соглашение между правительствами стран, меморандум между двумя министерствами обороны и тому подобное. Военно-техническое сотрудничество имеет несколько аспектов. Однако наиболее перспективным сейчас выглядит совместное производство оперативно-тактического беспилотного летательного аппарата (БПЛА) Bayraktar TB2, который поражает цели высокоточными управляемыми бомбами. Среди преимуществ этой «железной птицы» — то, что она держится в воздухе в течение суток, причем 2014 TB2 побил мировой рекорд по продолжительности полета среди тактических средневысотных БПЛА, продержавшись 24 часа 34 минуты.

Несомненно, подобные боевые БПЛА необходимы украинской армии. Тем более, что наши Военно-воздушные силы требуют обновления, а истребители, штурмовики и бомбардировщики самостоятельно мы не выпускаем и вынуждены пока модернизировать самолеты российского производства. До 2035 года практически всю устаревшую боевую технику из состава Воздушных сил планируется вывести и заменить самолетами зарубежного производства. Еще неизвестно, кто же будет производителем и как дорого будет стоить единица. В любом случае, это будет длительный и дорогостоящий процесс. Да, боевые дроны самолетов не заменят, но это уже какой-то вклад, который можно сделать уже сегодня.

Более того, Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» им. А. Г. Ивченко ранее уже начало совместную работу с Baykar Makina. Следующий этап — ударный беспилотник Bayraktar Akinci, который называют беспилотным ударным самолетом. Он больше, чем TB2, — длина 12,5 м против 6,5 м, размах крыльев 20,6 м против 12 м. А главное — сможет нести 900 кг вооружения, в том числе и крылатые ракеты (для сравнения, у Bayraktar TB2 это всего 150 кг). Поднять в воздух такой вес под силу турбовинтовым двигателям АИ-450 украинского производства. Во время испытательного полета Akinci на высоте 9 км пробыл почти 4:00, но разработчики планируют добиваться «потолка» в 12 км, где его не достанет большинство зенитных комплексов.

Поэтому недаром Президент Украины Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ отметил: «Запуск совместного предприятия — естественный шаг, ведь Турция демонстрирует серьезные успехи в этом направлении, и мы покупаем эту продукцию. Украина, в свою очередь, выпускает двигатели для беспилотников».

На украинской территории должна быть организована крупноузловая сборка Bayraktar TB2. «Нас интересует развитие ударных беспилотных авиационных комплексов Bayraktar TB2, поскольку Минобороны Украины, согласно видению развития ВСУ, планирует закупить от 6 до 12 таких ударных комплексов в ближайшее время, а в комплекс входят четыре беспилотника и одна базовая станция. Итак, Украина планирует получить 48 беспилотников, которые Минобороны планирует поставить на вооружение в ВСУ. И это уже совместное производство, крупноузловая сборка на территории Украины, при этом стоимость каждого комплекса в таком случае уменьшится на 35%», — сообщил руководитель ГП « Укрспецэкспорт» Вадим НОЗДРЯ. По его словам, для создания совместного предприятия «Укрспецэкспорт» с турецкой компанией Baykar Makina уже выполнил соответствующие юридические процедуры.

«Турецкая сторона выразила свое видение: она готова инвестировать в строительство производственных мощностей на территории Украины и, соответственно, просит определенные преференции от правительства Украины, а именно: предоставление земельного участка и налоговых льгот», — сообщил, в свою очередь, вице-премьер и глава Министерства стратегической промышленности Олег УРУСКИЙ.

«Организация производства боевых беспилотников в Украине должен начать успешную историю развития отечественного ОПК. Здесь есть понимание того, как наладить взаимовыгодное сотрудничество, прогресс, но работа еще продолжается», — говорит председатель подкомитета по вопросам оборонной промышленности и технической модернизации в комитете Верховной Рады по нацбезопасности, обороне и разведке Игорь КОПЫТИН.

И замечает: должен быть баланс интересов. «Если армия нуждается в конкретных видах вооружения как можно скорее, их нужно покупать независимо от того, частный это производитель или государственный, отечественный или иностранный. Однако вместе с тем, если речь идет о закупке большого количества техники, государство должно настаивать на локализации», — объясняет он.

"Успешное применение турецких боевых БПЛА Азербайджаном в Нагорном Карабахе только подтвердило важность подобного оружия в современных боевых действиях. БПЛА могут принимать как точностью, так и количеством, ведь возможности по перехвату даже в современных ПВО не безграничны. Поэтому иметь на вооружении боевые беспилотники нам стоит" , - добавляет он.
 
Конечно, эффективность боевых беспилотников была в этом конфликте обеспечена и тем, что они действовали против армии Армении, имеет устаревшие ПВО, не готовы к мелким целям. Bayraktar действует выше зоны поражения таких ЗРК. Силами Bayraktar TB2, дронов-камикадзе и т.д. было практически уничтожено первую линию ПВО. Однако БПЛА эффективны не только в таких случаях.

По большому счету, Украина имеет все шансы самостоятельно выпускать боевые БПЛА. Дроны, которые предназначены для разведки и других целей, украинские производители уже сегодня поставляют и военным, и пограничникам, и Нацгвардии. Например, БПЛА Spectator-M1 производства киевского госпредприятия «Меридиан», который покрывает радиус в 30 км и успешно противостоит воздействию средств радиоэлектронной борьбы. Или БПАК А1-С «Фурия» разработки научно-производственного предприятия «Атлон Авиа», который применяется для тактической воздушной разведки и корректировки артиллерии.

Боевой беспилотник, который может наносить удары, — это уже сложнее. Но КБ им. А. Антонова уже разработало ударный беспилотник «Горлица», который относится к тому же классу, что и Bayraktar TB2. Он не такой «выносливый», потому что может непрерывно лететь 7 часов. Аппарат работает на высоте 5000 м, радиус действия — 120 км, дальность полета — 1050 км, скорость — 250 км / ч. И способен работать в условиях активного противодействия со стороны средств РЭБ и ПВО.

Работа над «Горлицей» продолжается, в том числе — над увеличением взлетного веса БПЛА с 200 до 250 кг для того, чтобы перейти к реализации ударного варианта «Горлица»-2, демонстрационный образец которой уже собирают. Причем такое производство обеспечивает кооперацию с другими отечественными разработчиками и производителями.

А сейчас еще одна разработка — уже от КБ «Луч». В «Укроборонпроме» называют ее аналогом турецкого БПЛА. И говорят, что может появиться в украинской армии через год. Директор концерна «Укроборонпром» Игорь ФОМЕНКО в интервью «РБК-Украина» отметил, что главной особенностью БПЛА «Сокол»-300 является то, что конструкторское бюро «Луч», как разработчик высокоточных ракетных систем, может идеально адаптировать его под свои разработки .

Впрочем, Bayraktar TB2 был разработан, прошел испытания и другие этапы до того, как «Горлица» поднялась в небо — Турция это сделала в 2014 году, «антоновцы» — в 2017 году. Это уже не говоря о «Соколе», который был представлен недавно.

Если совместное производство с Турцией таки стартует на нашей территории, это может быть положительным именно потому, что вскоре армия получит боевые беспилотники. При этом отличительная деталь: сейчас Канада официально объявила, что приостановила выдачу разрешений на экспорт вооружений для Турции, поскольку эти технологии могут быть использованы Анкарой в военном конфликте между Азербайджаном и Арменией. И к внешнему давлению (введение разными государствами эмбарго на поставки военных технологических решений и т.п.) это государство готово, ведь на сегодняшний день смогло добиться значительных успехов в оборонной промышленности благодаря значительным инвестициям и сотрудничеству с иностранными корпорациями, которые имеют хороший опыт, разработки и другие преимущества. И сможет перейти на использование двигателей производства собственной Turkish Aerospace Industries.

Для нас это должно быть сигналом: в дальнейшем в производстве боевых БПЛА Украина должна полагаться все-таки на собственные силы. Да, обеспечивать свои потребности быстро. Да, получить максимум от военно-технического сотрудничества. Но заботиться о том, чтобы как можно меньше зависеть от зарубежных комплектующих.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать