Без своей собственной национальной аристократии, без такого меньшинства, которое была бы активное, сильное и авторитетное, чтобы организовать пассивное большинство нации внутри и тем защитить ее от всяких вражеских набегов извне, не может быть нации.
В'ячеслав Липинський, український політичний діяч, історик, теоретик українського консерватизму

Реформа в России осуществима

25 ноября, 1999 - 00:00


В публикуемой ниже статье речь идет о нашем северном соседе, но анализируемые проблемы, их причины и решения, предлагаемые им, вполне тождественны украинским.

Кто потерял Россию? Кто ответственен за экономический спад в России, начавшийся в 1990 году? Кто виноват — неуклюжие политики, жадные олигархи, коррумпированные аппаратчики, мафия или МВФ? Обвинения продолжают сыпаться, но факты остаются неясными. Простые россияне опустили руки, заранее считая каждого человека у власти испорченным. Однако новое исследование, проведенное консультантами Макинзи, проливает некоторый свет на этот вопрос.

Цель этого исследования (с которым можно ознакомиться в Интернете по адресу была простой: детально изучить состояние дел в десяти экономических секторах. Выводы были такими же простыми: во всех секторах средняя производительность составляет только 19% от уровня, превалирующего в Соединенных Штатах. Причина такой низкой производительности одинакова для всех секторов: сложная система российских замаскированных субсидий, сложные правила и искажение цен защищают государственные компании, чья производительность очень низка и мешает развитию новых фирм, чья производительность гораздо выше.

Изучение каждого из этих секторов позволяет лучше понять сущность системы субсидий. Иногда правила игры прозрачны, но и тогда выигрывают давно знакомые и некомпетентные стороны. Так, в строительном секторе, где проводятся открытые тендеры, в которых могут принимать участие любые компании, контракты подписываются со старыми, установившимися фирмами. Другие должны бесконечно бороться с миллиардами государственных авторитетов, чтобы получить разрешение на строительство или прояснить права на собственность на землю, на которой они хотят начать строительство.

Субсидии часто бывают скрытыми. Многие фирмы должны были бы закрыться, если бы они приобретали нефть, электричество и газ, которыми они пользуются, по рыночным ценам. В результате, они полагаются на бартер, используя товары низкой цены (такие как пустые жилые здания), чтобы расплатиться со своими поставщиками.

И это еще не все. Чтобы не дать поставщикам нефти продавать свои товары по рыночной цене, правительство тормозит нефтяной экспорт и развитие новых трубопроводов на Запад. Эти меры приводят к непродуктивности бизнеса, к недостатку «прозрачности», что приводит к еще худшим случаям злоупотреблений и коррупции, к потере потенциальной экспортной прибыли, которая на этой стадии неоценима для развития России.

Как объяснить эту систематическую, практически убийственную дискриминацию нового бизнеса? Может, дело в политическом влиянии бывших директоров государственных предприятий? Или, может быть, местные власти пытаются избежать повышения уровня безработицы, к которому приведет закрытие больших предприятий? Или это — результат широко распространившейся коррупции, когда каждый потенциальный предприниматель знает, что какую бы прибыль он не получил, она вся уйдет на оплату налогов и взяток?

Все эти объяснения содержат долю правды. И они подразумевают возможность определенных, ориентированных на реформу методов выхода из российского кризиса. Сейчас, из-за отношений между различными уровнями правительства, местные власти не видят выгоды от экономического подъема в регионах, которыми они управляют. Если позволить местным властям иметь больший вес в области регионального экономического развития, а значит, и иметь прямую выгоду от такого развития, то можно создать стимул для продвижения нового бизнеса, по крайней мере, пока он не несет угрозы рабочим местам в существующих местных фирмах. При этих условиях начала бы развиваться конкуренция.

Такая мера могла бы привести к сдерживанию коррупции на местном уровне. Исследование Макинзи показывает, как это уже было сделано в новгородском регионе. Результаты впечатляют и дают основание для надежды. Действительно, сейчас в России проходят реформы, которые являются политически и экономически жизнеспособными.

Проект Синдикат

Оливер БЛАНКАРД, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ