Сначала – реанимировать Днепр...
Как можно использовать европейский грант на создание международного водного пути для спасения рекиЗагрязнение, зарегулированность, обмеление, уничтожение, а также исчезновение малых рек — основные проблемы Днепра. Их, считают эксперты, следует решать быстро и безотлагательно, потому что можем потерять реку. Недавно в правительстве заговорили о создании Международного водного пути Е40 (Украина, Беларусь, Польша), которым суда смогут по Днепру проходить от Балтийского моря до Черного. По данным Центра транспортных стратегий, стоимость проекта 12 миллиардов евро, из которых Украине на подготовительные работы может быть выделено свыше 32 миллионов. Этим опять коснулись вопроса состояния Днепра. Эксперты говорят, что мы слишком прагматично используем реку, но от финансирования Европой этого водного пути можем иметь пользу.
«Днепр сегодня страдает от очень многих проблем. Мы изучали проблематику реки за последние 200 лет — антропогенного влияния, климата, других факторов, — и выяснили, что в результате строительства шести водохранилищ в 1976 году у нас сегодня полностью зарегулирован сток воды. Это образовало новую систему речно-озерного управления, такое себе искусственное формирование, и привело к тому, что энергия для самоочищения уменьшилась на 25%. Но страшнее всего то, что весенние паводки снизились втрое — а это тот период, когда идет водонаполнение Днепра. Снижение приводит к аккумуляции разных вредных веществ в реке. И эта проблема касается не только самого русла Днепра, а всей водосборной площади — малых рек. Общая площадь воды в Днепре в Украине — ориентировочно 700 тыс. гектаров, из них 40% — мелководье, и об этом следует помнить. Вскоре Днепр может превратиться в болото: не будет орошения, рыбы, вод, — рассказал профессор, заведующий кафедрой экологии Херсонского государственного аграрного университета Виталий ПИЧУРА.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
По его словам, в течение последних 20 лет количество малых рек в Украине сократились на 40% (исчезло 10 тысяч малых рек), это — 15 км в год. А это — те «артерии», которые наполняют Днепр водой. Они продолжают зарастать, мелеть, пересыхать и исчезать. Поэтому разве странно, что река за последние годы катастрофически обмелела? По данным Национального экологического совета, сегодня только в киевской акватории Днепра насчитывается 56 мелей, где можно стоять по колени в воде.
Стоит напомнить проблему со стоковыми водами, актуальную для всей Украины: по данным специалистов, у нас сегодня — свыше 2,5 миллиарда кубических метров разных стоков, и одна треть из них — неочищенные стоки. Сегодня человек влияет на состояние Днепра через промышленность и коммунальную сферу, а также сельское хозяйство.
«Фактически все моечные средства содержат фосфаты, и ими перенасыщены наши воды, в результате чего происходит цветение. Только в Киеве имеется 2,5 тысячи автомоек, которые врезаны в канализацию, и вся эта вода попадает в Днепр, — рассказал глава Национального экологического совета Александр ЧИСТЯКОВ. — Сельские советы, не придерживаясь норм водного и земельного кодексов, загрязняют водоемы химией с полей. Все это по малым рекам идет в Днепр, а для водных обитателей эта химия — как напалм. Погибает не только рыба, но и черепахи, утки и тому подобное».
По его словам, сегодня в Украине следует создать программу по спасению Днепра, принять новую водную стратегию, в которой обязать все местные советы привести свою хозяйственную деятельность в соответствие с Водным и Земельным кодексами.
«В Великобритании принят закон, который утверждает, что вода — это стратегический ресурс государства. Это — пример заботы о населении. Убежден, что нам тоже следует так сделать, — прибавил он. — Ведь в Украине сегодня еще есть ресурс. Это — 63 тысячи малых рек, 40 тысяч озер, столько же прудов, в целом — 1,3 миллиона кубов пресной воды. Но в Европе мы числимся как маловодная страна. Все потому, что уже загрязнили свои водоемы настолько, что не можем из них получать питьевую воду. Последнее исследование Всемирного банка показало, что из 180 стран мира мы по шкале обеспеченности питьевой водой — на 125-м месте между Нигерией и Чадом».
Поэтому, в рамках проекта Е40, по мнению эксперта, «рыть канаву посреди Днепра» — не метод улучшения экономических связей, особенно, если это убьет реку. Сначала следует оздоровить Днепр.
«За средства, которые нам, в соответствии с проектом могут предоставить, мы можем приступить к расчистке. Нужно требовать, чтобы под эту программу можно было вести комплексную программу по спасению Днепра: убрать все мели на реке, улучшить сток воды, снять все угрозы, которые там возникают. Вопрос относительно реки Припять, по которой будет пролегать водный путь: не нужно забывать, что расплавленное топливо после аварии на ЧАЭС остается разбросанным на пространствах, радиация никуда не делась. Если сейчас распрямлять, расчищать и углублять Припять, тогда вся эта радиационная «муть» поплывет вниз по Днепру», — сказал Виталий Пичура.
Также специалисты предлагают использовать европейские гранты, в частности, на модернизацию очистных сооружений, которые действуют еще с 50-х годов. Это было бы очень эффективной помощью на местном уровне. По данным специалистов Всеукраинской экологической лиги, в Украине имеющиеся системы очистки используют от двух до трех степеней очистки воды, в то время как в Европе — 8—12.
Выпуск газеты №:
№194, (2019)Section
Экономика