Прошлое не исчезает. Героически пролитая кровь не исчезает. Она трансформируется в новую форму духовной энергии, порождает человека, который должен его опеть. Прошлое воскрешается и расцветает в гении.
Евгений Сверстюк, украинский писатель, доктор философии, президент Украинского пен-клуба

Способ выживания для «жертв людоеда»

Средний класс, малый и средний бизнес добиваются разблокирования реформ
3 октября, 2011 - 20:14

Почти одновременно с саммитом Восточного партнерства в минувшую пятницу в польском городе Сопот Еврокомиссия проводила бизнес-форум, посвященный поддержке Евросоюзом малых и средних предприятий в странах партнерства и, в частности, в Украине. Европа, видимо, понимает, что малому и среднему бизнесу в нашей стране живется несладко.

ТРЕБУЕТСЯ ПАРТНЕРСТВО

Анализируя последствия ввода в действие нового Налогового кодекса Украины, Украинский союз промышленников и предпринимателей, в частности, отмечает, что наряду с бравурными рапортами налоговой службы в УСПП приходят обращения предпринимателей, сообщающих о свертывании бизнеса, об уменьшении в регионах количества физических лиц-предпринимателей и нанятых ими работников, об уходе малого и среднего бизнеса в теневую сферу. Как отмечают в УСПП, самой большой проблемой нового налогового законодательства является не содержание его норм, конечно же, требующих дальнейшего совершенствования, а фискальная политика государства. Оно далеко не всегда их придерживается, а главное — не уважает бизнес и не нацелено на установление с ним партнерских отношений.

«Не сделать выводы из кризиса 2008 года — значит, не только не учиться на собственных ошибках, но и признать свою неспособность учиться в принципе», — сказала, выступая на дискуссии «Малый и средний бизнес: развитие через инновации и интернациоанализацию», организованной Медународной ассоциацией сертифицированных бухгалтеров (АССА), народный депутат Украины, глава парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталия Королевская. Она считает новую волну кризиса очень опасной для Украины, потому что за последние три года «не были созданы условия для диверсификации экономики, для стабильного развития малого и среднего бизнеса, а также стимулы для людей, чтобы они проявляли инициативу, брали на себя ответственность и создавали рабочие места».

КАРИКАТУРНАЯ МОДЕЛЬ

В то же время народный депутат уверена, что малый и средний бизнес в Украине состоялся. Датой его настоящего рождения в нашей стране она считает конец прошлого года, когда предприниматели «самоорганизовались и вышли на налоговый Майдан». «Люди понимали, — продолжает Королевская, — что только принуждение власти к принятию адекватных решений способно защитить их самостоятельность и экономические свободы». По ее мнению, затянувшееся в Украине на двадцать лет отсутствие диалога между властью и бизнесом привело к тому, что 60% экономики страны находится в тени. В этом же, как считает народный депутат, причина полной потери доверия среднего класса к правительству. А без него (доверия), говорит Королевская, «не будет у нас ни инноваций, ни предпринимательского бума».

Именно малый и средний бизнес в мире — «самые мобильные, самые прогрессивные люди, рискующие и принимающие на себя ответственность» — глава комитета называет «проводником инноваций». «А в Украине, к сожалению, малый и средний бизнес в инновациях представлен минимально, — утверждает Королевская, — бизнес за все эти годы не получил предложения государства и условий, при которых он мог бы вкладывать деньги в инновационные проекты».

Говоря о социально-рыночной экономике, якобы построенной в Украине, народный депутат вспоминает анекдот о морской свинке, которая на самом деле не имеет никакого отношения ни к морю, ни к свиньям. Так и наша экономика, по ее мнению, не имеет никакого отношения ни к рынку, ни к социальным гарантиям для людей. «У нас сегодня, — отмечает Королевская, — самые высокие налоги на европейском пространстве и самые низкие социальные гарантии». «Капитализм в Украине, — по ее мнению, — построен по карикатурной модели. И либо у нашего бизнеса и всего общества хватит силы и политической воли подвести черту под псевдоэкономической политикой, якобы направленной на развитие малого и среднего бизнеса, и сформировать меню диалога с властью и повестку дня реформ, либо будет окончательно дискредитирована сама идея достижения экономической независимости с опорой на малый и средний бизнес».

БЮРОКРАТИЯ СТАВИТ БЛОК

А главная наша задача, — говорит Королевская, — это борьба с коррупцией, потому что сегодня коррупционный налог на бизнес в стране куда больше любого другого налога». Она также отмечает, что в стране сейчас принято немало позитивных налогов, направленных на дерегуляцию бизнеса, но утверждает, что их применение практически заблокировано бюрократией. В любой другой стране после принятия такого пакета законов уже достигли бы 60% уровня занятости в малом и среднем бизнесе. В наших реалиях, утверждает Королевская, «бизнес все еще вынужден выживать и быть постоянно зависимым от воли чиновников и отстаивать свое место под солнцем. А часто пассивная позиция малого и среднего бизнеса, среднего класса вообще, когда люди смирились с экономической политикой властей, и позволяет этому «людоеду» поедать с каждым разом все больше и больше бизнесменов».

Президент Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины Вячеслав Быковец называет малый и средний бизнес основой, корнями, питающими экономику, но отмечает, что малый бизнес в нашей стране — это всего лишь «способ выживания». На первый взгляд, ситуация вроде бы и неплохая. Но по качественным показателям, как считает глава этой общественной организации, предпринимательство в нашей стране существенно отстает от европейских и мировых стандартов. По его мнению, это тот резерв и ориентир, к которому необходимо стремиться. Но реально ли это, если малое предприятие сегодня — это, в большинстве случаев, «офис на кухне с бухгалтером в халате и домашних тапочках»? «Прозрачных правил игры, — утверждает Быковец, — сегодня нет. Для тех, кто владеет контактами и знакомствами во властных структурах, все прозрачно и понятно, а для остального бизнеса существуют законы, которые никто во власти не собирается выполнять. Существует множество ситуаций, когда предприниматели не знают, как себя вести, как действовать». Это, в том числе, результат «прекрасного» Налогового кодекса, про уникальность которого говорит то, что его от рождения постоянно изменяют и дополняют, считает Быковец. «До конца года от него не останется ничего из того, что было в первоначальном варианте, — уточняет эксперт и призывает все предпринимательские союзы действовать в одном направлении: — В таком случае мы сможем сделать очень много».

ВЫСОКИЙ ПРИОРИТЕТ

Как видится положение малого и среднего бизнеса в Украине из столицы Евросоюза Брюсселя? Рассказывая об этом, специалист по вопросам Украины и Восточного партнерства Европейской комиссии Фолькер Генетцки отметил, что 58% европейского ВВП нарабатывают малый и средний бизнес, они же создают 87% рабочих мест. Это показывает, уверен Генетцки, что малые и средние предприятия являются движущей силой экономического роста, предпринимательства и инноваций в Евросоюзе. Ситуация в странах Восточного партнерства и, в частности, в Украине, по его мнению, в корне отличается. Вклад в ВВП составляет 35%, а в рабочие места — 50%. По мнению Генетцки, это является большим резервом повышения благосостояния граждан страны.

Поддержка малого и среднего бизнеса в рамках Восточного партнерства определена как высокий приоритет. И это не только слова. По данным Генетцки, Еврокомиссия уже приступила к осуществлению одной из главных своих платформ — диалога со странами Восточного партнерства. Его цель — поддержать развитие малых и средних предприятий, улучшая их доступ к капиталу. На продвижение инвестиций и улучшение условий для торговли Евросоюз выделяет семь миллионов евро. Столько же — для поддержки ассоциаций малого и среднего бизнеса и отдельных предприятий. Начинается также проект консультативной помощи для улучшения управления малыми и средними предприятиями и адресной технической помощи предприятиям, осуществляемый ЕБРР на средства Еврокомиссии с бюджетом в пять миллионов евро. Генетцки не сказал, каким образом деньги ЕК будут распределяться между странами Восточного партнерства. Но не случайно один из ее проектов, о которых он рассказал, предусматривает создание специального индекса для этих стран, по которому будет определяться наличие и эффективность политики государства, направленной на поддержку среднего класса, малого и среднего предпринимательства, инноваций и интернационализации.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ