Не знать истории - значит всегда быть ребёнком.
Цицерон, древнеримский политический деятель, выдающийся оратор, философ и литератор

Станет ли летать дешевле?

Антимонопольный комитет нашел на внутреннем рынке авиаперевозок признаки ценового заговора
18 июля, 2011 - 21:26
ПО ДАННЫМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА, ТАРИФЫ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВНУТРЕННИЕ РЕЙСЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВИАКОМПАНИЙ СЕГОДНЯ В УКРАИНЕ ВЫШЕ, ЧЕМ У МЕЖДУНАРОДНЫХ, — НАПОЛОВИНУ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

 

Летать в Украине скоро может стать доступнее. О крайней необходимости установления конкурентных цен и добросовестных и прозрачных правил взаимодействия на внутреннем рынке авиаперевозок на прошлой неделе во время круглого стола с топ-менеджментом авиационной отрасли заявил первый заместитель главы Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Рафаэль Кузьмин.

Как подчеркнул Кузьмин, результатом сотрудничества участников внутренних рынков авиаперевозок и аэропортовых услуг должно стать установление конкурентных цен на авиаперевозки, прежде всего внутреннего сообщения. По его словам, введение честных, добросовестных и прозрачных правил взаимодействия между авиакомпаниями и аэропортами должно привести к снижению стоимости авиабилетов. «Если все эти этапы пройдут успешно, Антимонопольный комитет не будет применять к нарушителям конкурентного законодательства на рынках авиаперевозок максимальные штрафы», — отметил Кузьмин.

Как сообщили «Дню» в АМКУ, сегодня комитет ведет расследование на рынке отечественных авиационных перевозок на предмет соблюдения его участниками требований конкурентного законодательства. Ведь, по предварительным результатам анализа имеющихся в АМКУ документов, установлено, что тарифы на маршрутах, где есть конкуренция, ниже, чем тарифы на авиаперевозки на маршрутах, где отсутствует состязательность между авиакомпаниями, сообщили «Дню» в пресс-службе ведомства. В частности, если принимать во внимание тариф из расчета на один километр, то, например, стоимость авиаперелета по направлению Киев — Симферополь — Киев, который предлагают больше трех авиаперевозчиков, была ниже на 33,8% (эконом-класс) и на 39,6% (бизнес-класс), чем стоимость на маршруте Киев — Ивано-Франковск — Киев, где отсутствует конкуренция.

Более того, как выяснил АМКУ, тарифы на внутренние рейсы отечественных авиакомпаний выше, чем у международных авиаперевозчиков. Так, по имеющейся информации, по состоянию на 9 июля 2011 года (с датами вылета и прилета 9-12 июля 2011 года) наиболее доступный тариф из расчета на один километр по маршруту Киев — Париж — Киев (перевозка осуществляется авиакомпанией «Эр Франс». — Авт.) был ниже на 51,8%, чем тариф по маршруту Киев — Днепропетровск — Киев, осуществляемому одной из украинских авиакомпаний.

Сейчас АМКУ, как сообщили «Дню» в пресс-службе, ожидает от участников рынка авиаперевозок и аэропортовых услуг действенных предложений по приведению стоимости авиабилетов к экономически обоснованному уровню. В соответствии с этими предложениями и будет формироваться упомянутый план совместных действий.

А вот в профильном министерстве, курирующем рынок авиаперевозок, «День» уверили: авиакомпании в Украине работают в рыночных условиях и не являются монопольными структурами. Что же касается ценообразования на внутренние авиаперевозки, то оно, говорят в Министерстве инфраструктуры Украины (МИУ), в соответствии с законодательством Украины не регулируется государством и устанавливается в зависимости от коммерческой политики авиакомпании, ее финансово-экономического положения и ситуации на рынке авиаперевозок.

Что же касается подозрений АМКУ относительно завышения авиакомпаниями цен на билеты внутренних маршрутов, то в МИУ говорят: для понимания полной ситуации необходимо учитывать среднюю загруженность рейсов. Ведь утверждение, что самолеты почти всегда летают полными, по факту не соответствует действительности — в отдельные дни недели, а также в зависимости от времени суток, сезона нагрузки бывают крайне незначительными, но авиакомпания все равно вынуждена выполнять рейсы. А следовательно, чтобы перекрыть убытки от таких незагруженных рейсов, компаниям приходится ставить более высокие цены.

Так, в соответствии с расчетами одной из авиакомпаний, предоставленными «Дню» пресс-службой МИУ, полная себестоимость выполнения рейса, например, по маршруту Киев — Донецк — Киев составляет 15,273 тысячи долл. В эту сумму включены все расходы авиакомпании (стоимость топлива, аэропортового и аэронавигационного обслуживания, бортпитания, содержание экипажа, все расходы по лизингу самолета, страхование, расходы сбыта, административные расходы) — то есть все расходы, которые позволяют рассчитать ориентировочную стоимость тарифов. Чтобы рассчитать, во сколько авиакомпании обходится один пассажир рейса Киев — Донецк — Киев, нужно разделить эту сумму на количество клиентов одного борта. Так, в соответствии со статистическими данными, предоставленными «Дню» пресс-службой МИУ, в среднем авиакомпания обеспечивает на этом направлении 46 пассажиров. Таким образом, средние расходы авиакомпании на перевозку одного пассажира по маршруту Киев — Донецк — Киев, подсчитали в МИУ, составляют 340 долл. Если перевести эту сумму в национальную валюту, то в среднем билет туда и обратно из Киева в Донецк обойдется почти в три тысячи гривен (2720 гривен. — Авт.).

Чуть дешевле обойдется билет тому, у кого в планах посетить Симферополь. В соответствии с проведенным в МИУ аналогичным анализом стоимости авиационных перевозок на маршруте Киев — Симферополь — Киев общая стоимость рейса составляет 19,713 тысячи долл. А при средней загруженности рейсов на уровне 80 пассажиров средние расходы авиакомпании на перевозку одного пассажира по маршруту Киев — Симферополь — Киев составляют 246 долл. (1968 гривен).

Удешевить билет на внутренние рейсы, кроме как увеличением пассажиропотока, вряд ли получится, говорят в МИУ. Ведь себестоимость услуг авиатранспорта сегодня очень высока. В частности, уровень доли расходов на авиационное топливо в себестоимости внутренних авиаперевозок составляет от 30% до 50%, что существенно превышает удельный вес регулируемых государством аэропортовых и аэронавигационных сборов в себестоимости перевозок (до 15%). Для сравнения: по данным российских авиакомпаний за 2009 год, доля авиационного топлива в структуре расходов составила от 19,5% до 28,9%, а аэропортовые сборы, наземное обслуживание, аэронавигация — от 15,5% до 20,9%. Именно рост цен на авиационное топливо и является основной причиной увеличения стоимости авиаперевозок, комментируют «Дню» в пресс-службе МИУ. Кроме того, замечают там, цены на авиабилеты зависят не только от структуры расходов. Авиакомпании используют сложные схемы расчета операционных расходов относительно пассажиропотоков на целый год. На цену билета для потребителей влияет большое количество факторов, включая время покупки билета, бренд, расписание, сезон, количество конкурентов на маршруте.

Между тем участники рынка внутренних авиаперевозок поддерживают позицию АМКУ. Они согласны с тем, что цены на авиаперевозку в Украине сегодня нужно снижать. Поэтому в соответствии с достигнутыми во время круглого стола договоренностями авиакомпании в ближайшее время должны подать в АМКУ предложения относительно совершенствования тарифообразования на авиаперевозки.

А пока отечественный авиабизнес готовит предложения, отраслевые эксперты уже нашли рецепт удешевления авиабилета на внутренние рейсы. Им, по словам директора авиационного агентства Елены Битюковой, может стать присоединение страны к европейской программе «Открытое небо». Ведь последняя предусматривает равную конкуренцию всех авиакомпаний стран, присоединившихся к соглашению. То есть любой перевозчик может предоставлять авиа-услуги в стране, не получая специальных разрешений, а в порядке предварительного уведомления. Таким образом, надеются эксперты, на украинский рынок зайдут европейские игроки, работающие в настоящих рыночных условиях. Основным показателем чего является цена на их услуги. Ведь в то время как для украинца, по данным авиационного агентства, минимальная стоимость билета на внутренний рейс составляет 60—70 евро, европеец может летать и за...25 евро.

Алла ДУБРОВЫК, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ