Стране нужны... политически чистые деньги
Чем или кем придется правительству пожертвовать ради этого?Конец января в очередной раз дал повод для беспокойства о ближайшем будущем Украины. Как сообщил Госстат, рост валового внутреннего продукта нашей страны в 2012 году составил всего 0,2%. Самое время воскликнуть: а был ли мальчик? Ведь даже и 2% — это в пределах статистической ошибки. А тут в десять раз меньше. И не случайно представитель МВФ в Украине Макс Альер считает, что у нашей страны резко возросла потребность во внешнем кредитовании. «Решение о том, предоставим ли мы помощь Украине, будет зависеть от экономической ситуации в стране, а также от того, выполнит ли украинская власть наши требования в сфере экономики», — подчеркивает представитель фонда.
Между тем у украинского правительства остается все меньше времени для размышлений и действий — до окончания командировки в Украину членов миссии Международного валютного фонда осталась ровно неделя. Сделаны ли эмиссарами МВФ какие-то выводы, видны ли хоть в первом приближении какие-то результаты этого визита для Украины? Ответов на эти вопросы пока нет. Правда, советник Президента Украины — руководитель главного управления по вопросам международных отношений Администрации Президента Андрей Гончарук очень осторожно отмечает: «Мы будем надеяться на определенный положительный выход из этой работы». Глава Минэконразвития и торговли Игорь Прасолов ранее сообщал журналистам, что нынешняя миссия МВФ и не собиралась принимать решение. «Сейчас основная задача миссии, — сказал министр, — это изучить ситуацию в Украине».
Тем не менее, в экспертных кругах считают, что для МВФ важнее всего добиться от Украины согласия на три его основные требования, изложенные еще в ноябре 2012 года. Это реформирование «Нафтогаза Украины», включая и введение экономически обоснованных тарифов на газ и коммунальные услуги, перестройка курсовой политики и сокращение дефицита государственных финансов. «Требования МВФ суровы, но это то, что нам, так или иначе, нужно делать, — настаивает руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский и продолжает: — Не ради денег, а ради нас самих. Потому что условия МВФ — это, по сути, перечень давно назревших реформ, требующихся Украине».
Но у украинских властей, как известно, на реформы свой взгляд, зачастую сфокусированный прежде всего на политической целесообразности. Разве в Вашингтоне этого не знали во всех подробностях из сообщений представительства МВФ в Киеве? К примеру, когда речь заходит о повышение цен на газ для населения, то в первую очередь учитывается, что это может осложнить и без того непростую социально-политическую ситуацию в стране практически накануне президентских выборов. И тут руководству МВФ следует отдать должное: оно, видимо, все же осознает, что позиции партнеров в ходе переговоров должны и могут меняться. Собственно, именно это и происходит сейчас. Если ранее, особенно до парламентских выборов, официальный Киев, как тогда представлялось, и слышать не хотел о повышении тарифов, то теперь, учитывая состояние экономики, с каждым днем приближающейся к рецессии, он явно сдает свои железобетонные позиции. Так, министр иностранных дел Украины Леонид Кожара в комментарии изданию The Wall Street Journal в конце января сообщил, что правительство Украины готово поднять тарифы на газ для некоторых потребителей. Таким образом, как намекнул министр, может быть устранено одно из главных препятствий на пути подписания Украиной соответствующего меморандума с МВФ.
Не создаст ли даже такое решение проблем для правительства Николая Азарова, которое могут сделать крайним и ответственным за принятие непопулярного решения. Критика в адрес дома на улице Грушевского обостряется. Так, экс-директор генерального экономического департамента Нацбанка Украины Игорь Шумило считает, что правительство идет на «заигрывание с малообеспеченным населением по тарифам на газ, электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги, по социальным льготам. Поскольку есть четкое понимание, что дальнейшее обворовывание бедных (а это практически большинство населения) при безумном обогащении маленькой кучки «своих» может быстро привести к социальному взрыву. Вместе с тем государственная машина абсолютно не готова к кардинальному изменению социальной политики по перераспределению десятков миллиардов гривен, исчезающих в пропасти «Нафтогаза», якобы в пользу незащищенных слоев населения». Он уверен, что власть не готова принести в жертву свои бизнес-интересы, а «только интересы простых людей, чужих или не настолько «своих» бизнес-групп». Он предполагает, что правительство ожидают сложные переговоры с МВФ и еще более сложное согласование во властной команде.
Глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко отмечает, что любой выбор украинских властей приведет к потерям: без финансирования МВФ возрастет риск долгового кризиса, а привлечение финансирования Фонда несет власти падение политического рейтинга. «Можно взять (деньги. — Авт.) у русских, предполагает эксперт, — Но это означает, возможно, не прямо и не сразу, но, безусловно, хотя бы частичную потерю экономического, а, вероятно, через определенное время и политического суверенитета». «Россия, скорее всего, будет играть на нашем сложном финансовом состоянии... Финансово-экономическое ослабление Украины в российских интересах», — подчеркивает Фесенко.
Его мысль хорошо иллюстрируется недавним заявлением экс-главы администрации президента Кучмы Виктора Медведчука. Отмечая, что украинское правительство большие надежды возлагает на успех переговоров с МВФ, политик, известный своими связями в российском руководстве, называет ситуацию в украинской экономике близкой к кризисной. Поэтому получение очередных траншей МВФ, по его словам, выглядит, на первый взгляд, выходом из сложного положения, поскольку фонд дает кредиты на выгодных условиях. В то же время Медведчук прогнозирует, что Украине придется дорого заплатить за эти низкие проценты. Он утверждает, что МВФ не предложит Украине никаких новых рецептов, а лишь жесткое ограничение бюджетных расходов, прежде всего, социальных, повышение тарифов на газ для ЖКХ и населения.
И все же мэйнстрим в экспертном сообществе — это мысль о том, что у Украины нет иного выхода, как добиваться возобновления сотрудничества с МВФ. Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин уверен, что «полноценное сотрудничество с МВФ, включая финансирование — это минимально необходимое условие для возрождения».
«Если мы не хотим сотрудничать с МВФ, то это означает, что мы не хотим реформировать экономику», — констатирует директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. Впрочем, он не надеется на легкий успех. По его мнению, для переговоров может потребоваться до четырех месяцев. Но отказ от денег МВФ, как считает эксперт, означает поиск других инвесторов. Осуществить его, по мнению Бураковского, будет крайне сложно. Как он считает, «в таких условиях возникает вопрос относительно перспектив возможности привлечения политически чистых денег».
Выпуск газеты №:
№20, (2013)Section
Экономика