Таможня дает «добро»
Игорь КАЛЕТНИК: Импорт выходит из тени, а бизнес начинает играть по «белым» правиламГраница и все, что с ней связано, традиционно вызывает в обществе живой интерес. Контрабандные потоки, незаконное перемещение культурных ценностей, наркотраффики — постоянные темы для дискуссий. Но в последнее время деятельность стражей закона подогревалась рядом «горячих» вопросов. В частности, предмет особых дискуссий — оформление газа для компании «РосУкрЭнерго», импорт одной компанией нефтепродуктов без уплаты налогов, проблемы с растаможиванием грузов в морских портах. Часто таможенников обвиняют и во взяточничестве. Однако в любой ситуации есть две стороны медали. Если на границе происходят позитивные изменения в вопросах, например, борьбы с контрабандой, то их могут не все заметить. Ведь всегда найдутся критики и оппоненты, недовольные «осветлением» границы. Но приводить украинскую границу в порядок нужно — и как можно скорее. Главный стимул для этого не только своевременное наполнение бюджетной казны. Без четких, прозрачных и понятных таможенных процедур Украине будет сложно продвигаться к европейскому сообществу, курс на которое уже взят. Поэтому о «горячих» вопросах сегодняшнего дня на границе в эксклюзивном интервью «Дню» рассказал глава Государственной таможенной службы Украины (ГТСУ) Игорь КАЛЕТНИК.
— Довольны ли результатами работы таможни за 2010 год?
— Год был непростым, потому что пришлось приводить в порядок разбалансированную таможенную систему, обремененную избыточным количеством региональных подразделений (в отдельных регионах насчитывали и по три-четыре таможни). В 2010 году таможня дала бюджету 86 миллиардов гривен по сравнению с 63 миллиардами в 2009 году. При этом из общего объема всех взысканных в 2009 году налогов и таможенных сборов 22% составляли платежи от импорта природного газа, а в 2010 году — только 2,5% (поскольку в апреле правительство отменило взыскание НДС при растаможивании газа). Поэтому дополнительные 21 миллиард гривен в бюджет поступили от закрытия контрабандных схем и декларирования реальной стоимости товаров.
А теперь давайте сравним динамику темпов роста поступлений таможенных платежей и темпов общего роста импорта в январе 2010 и 2011 года. В январе прошлого года общий объем всех завезенных в Украину товаров в денежном измерении составлял 3,4 миллиарда долл., а в 2011 году — 4,5 миллиарда долл.. Однако обложенный налогом импорт в 2010 году был 3,1 миллиарда долл., а в 2011 году — только 2,8 миллиарда долл. Это произошло, потому что импорт целого ряда товаров по украинскому законодательству сегодня имеет льготы относительно налогообложения.
По льготному налогообложению завозят природный газ, энергосберегающее оборудование, товары из стран, с которыми у нас заключены соглашения о Зоне свободной торговли (общая сумма льгот только в январе 2011 составила 2,7 миллиарда гривен).
Поэтому подсчитывать реальные достижения таможни нужно исходя из этого. Без платежей при растаможивании газа (что в предыдущие годы давало значительную часть таможенных платежей) прошлогодний рост импорта в январе составил 2,5 миллиарда долл., а в 2011 — 3,4 миллиарда долл. Поэтому фактический прирост таможенных платежей в этом году составляет 54%, а рост обложенного налогом импорта — 40%. То есть импорт выходит из тени, а бизнес начинает играть по «белым» правилам.
«В 2010 ГОДУ ВСЕ ТАМОЖНИ УВЕЛИЧИЛИ ПОСТУПЛЕНИЯ НА 20—50%»
— Какие региональные таможни дали больше всего доходов в 2010 году?
— В два раза увеличила отчисления Южная таможня (8 миллиардов гривен): в апреле 2010 года с одного судна в бюджет поступало 500 тысяч гривен, а в мае — уже 4 миллиона гривен, то есть в 9—10 раз больше. Аналогичная ситуация по контейнерному оформлению в портах. Почти в полтора раза больше сборов дала Киевская региональная (19,6 миллиарда гривен) и областная таможни. Довольно существенный рост зафиксирован в Днепропетровской таможне. В целом же в 2010 году все таможни увеличили поступления на 20—50%, кроме Энергетической региональной таможни.
— Кстати, что будет с Энергетической региональной таможней: ее аппарат в соответствии с административной реформой просто сократят или вообще ликвидируют?
— Мы инициируем ее ликвидацию и уже направили соответствующие предложения главе государства, потому что этот орган создавался по поручению президента Украины в 1996 году. Сегодня Энергетическая региональная таможня — громоздкая структура, имеющая раздутый чиновнический аппарат с центром в Киеве и с огромным количеством региональных отделений (по три-пять человек). Наряду с этими энергетическими отделениями существуют региональные таможни, осуществляющие таможенное оформление всех товаров в том же порядке, что и Энергетическая таможня. Поэтому в рамках проведения административной реформы возникла потребность оптимизировать расходы, ведь ГТСУ должна сократить свой аппарат на 30%, или на 5200 человек. Вместо Энергетической таможни растаможиванием энергоресурсов будет заниматься соответствующее подразделение Киевской региональной таможни в составе 15 человек, а не 150. Кроме того, недавно внутренняя проверка Энергетической таможни выявила нарушения при оформлении азербайджанской нефти, нанесшие ущерб госбюджету в размере около 58 миллионов гривен. Зафиксированы и другие нарушения.
«НАК «НАФТОГАЗ УКРАЇНИ» ЗАДОЛЖАЛА ГОСТАМОЖСЛУЖБЕ 3,2 МИЛЛИАРДА ГРИВЕН»
— Говоря об энергоресурсах, не могу не спросить, подал ли уже НАК «Нафтогаз України» документы в таможенные органы об оформлении газа в пользу компании «РосУкрЭнерго» в рамках выполнения решения Стокгольмского арбитражного суда?
— Мы завершили таможенное оформление газа для «РосУкрЭнерго» (РУЭ) в соответствии с решением Стокгольмского суда. Газ (в режиме транзит) отдан в полном объеме РУЭ, потому что он прошел таможенное оформление.
Но сегодня у нас существует другая проблема: НАК «Нафтогаз України» до сих пор не оплатила Гостаможслужбе 3,2 миллиарда гривен за газ, растаможенный еще в 2010 году до вступления в действие закона об освобождении от НДС импорта газа. Конечно, мы надеемся на бессудебный способ решения этого вопроса, поэтому направили первому вице-премьеру наше обращение по поводу задолженности. В ближайшее время состоится заседание под его руководством по данному вопросу.
— Вернемся к годовой оценке деятельности таможен. Вы назвали лучших, а к кому у вас возникли вопросы?
— Серьезные замечания есть к работе Ивано-Франковской таможни. И уже подписан приказ о смене ее руководителя. Основанием для этого стало возбуждение СБУ уголовного дела о контрабанде в Российскую Федерацию при участии руководства этой таможни: так, на Львовщине оформлялся груз, водитель получал документы на трехдневную доставку определенного вида товара на украинско-российскую границу, но по пути он заезжал на Ивано-Франковскую таможню, там ему выдавали разрешение на продление срока доставки товара. За это дополнительное время по пути до границы с машины снимались пломбы, заменялся товар. Эту контрабандную схему мы прекратили.
Недавно сменился руководитель Львовской таможни, поскольку некоторые серьезные нарушения там зафиксировала Генпрокуратура. Год назад это была одна из самых коррумпированных таможен в стране. Через нее проходило огромное количество контрабанды. Однако сейчас ситуация на западной границе изменилась. Этому способствует и совместная работа с польскими таможенниками. Так, сегодня в пункте пропуска «Рава-Русская» внедрен новый способ борьбы с минимизацией налогов и контрабандой путем обмена информацией. Польские таможенники посылают нам электронные сообщения с данными относительно товаров (их наименование, количество и тому подобное) и транспортных средств, пересекших их границу. Таким образом, украинские таможенники по прибытии автомобиля к пункту пропуска уже имеют информацию о том, какой груз должен в нем находиться. Соответственно, скрыть какую-то его часть, подать неправдивые документы или не задекларировать товар будет очень сложно. Такую практику в ближайшее время распространим на пункты таможенного пропуска в Краковце, Шегинях, Ягодине.
«В БЮДЖЕТ НУЖНО ДАТЬ 93,4 МИЛЛИАРДА ГРИВЕН»
— Какие цели ставите перед собой на 2011 год?
— В 2011 году Гостаможслужбе поручено перечислить в бюджет 93,4 миллиарда гривен. В среднем таможенные платежи должны вырасти на 8,7%. Полагаю, что эту задачу мы успешно выполним, потому что экономическая ситуация стабилизировалась, бизнес выходит из тени, потоки «черной» контрабанды уже перекрыты, последние действия правоохранительных органов совместно с таможенниками на юге страны (в Одесском и Ильичевском портах) помогут закрыть многие контрабандные схемы, остается лишь следить за правильным декларированием товаров. Хочется кому-то или нет, но получать в 2011 году 100—300% сверхдоходов благодаря минимизации налогов не удастся. Уклониться от уплаты налогов на границе не дадим никому.
«ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРОДУКЦИИ КОМПАНИИ «ЛИВЕЛА» НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ»
— Решен ли вопрос с налогообложением нефтепродуктов, которые завозит в Украину компания «Ливела»?
— Таможня была вынуждена проводить таможенное оформление нефтепродуктов этой компании без уплаты налогов на основании целого ряда решений судов различных инстанций, выданных еще много лет назад. Однако, как только эта проблема актуализировалась, ГТСУ обратилась в Генпрокуратуру и Высший административный суд с просьбой пересмотреть эти решения. Сейчас таможенное оформление продукции компании «Ливела» не производится. Параллельно компании выставлены налоговые уведомления о взыскании в бюджет неуплаченной суммы налогов при растаможивании, но юридического решения проблемы еще нет. Мы ждем решения суда и надеемся, что оно будет в пользу государства.
— Вы упомянули о ситуации с задержкой оформления грузов на Южной таможне. Бизнес уверяет, что они возникли из-за давления таможенников и вымогания взяток. Ваше виденье главной причины контейнерных задержек в портах.
— Ситуация на Южной таможне подогревается как некоторыми политическими силами, так и бизнесом, который не хочет честно платить все налоги в бюджет и стремится и в дальнейшем получать сверхдоходы. Сейчас ГТСУ ведет переговоры с Министерством инфраструктуры и СБУ, чтобы провести аудит и ревизию всех грузов в портах Южной таможни. Это поможет обнаружить теневые схемы поставок товаров.
Сейчас порты Одесского региона работают ритмично. С начала года в них прибыло 26 500 контейнеров. Вывезено более 22 000 контейнеров. А вот почти 4 500 до сих пор остаются в порту. И не по вине таможенников. Мне кажется странной ситуация, когда в портах целый год стоят контейнеры и не растаможиваются. Есть подозрение, что это контрабандная схема. И это только один пример.
Чтобы не создавать «заторов» в портах, мы опломбировали контейнеры, направлявшиеся на внутренние таможни, и отправили их в таможенные органы назначения. А уже там они пройдут все необходимые процедуры. В том числе, если будет нужно, и углубленный досмотр. С нашей стороны все делается прозрачно.
Но хочу подчеркнуть: 500 из контейнеров, прибывших на внутренние таможни, сразу были размещены на складах временного хранения. А более 900 на таможенное оформление вообще не подавались. Возникает вопрос: почему? И ответ на него очень простой. Потому что никто из этих импортеров не собирался платить налоги в полном объеме.
Я хочу навести порядок в этих вопросах, потому что граница не должна быть инструментом для бизнесменов, которые хотят нажиться, нанося при этом экономический ущерб государству.
— То есть команды сдавать деньги в киевский «общак» не было?
— Все это бред. Который, повторяю, распространяют политики, желающие пиара за счет Гостаможслужбы, и дельцы, чьи контрабандные схемы мы обнаружили и прекратили.
Если у кого-то есть факты давления со стороны таможенников или вымогания взяток, то основанием для реагирования может быть лишь официальное заявление — пишите и передавайте в правоохранительные органы. Во время встречи с импортерами в Одессе мои заместители предложили задокументировать такие жалобы и сразу же разобраться с ними. Но заявления так и не поступили. Кроме того, предпринимателям, товар которых якобы не выпускают с таможни без взятки, предложили в сопровождении журналистов и под объективами телекамер провести процедуру растаможивания. Но опять же — желающих почему-то не было. Очевидно, не хотят честно платить все налоги...
— Но ведь нельзя говорить, что только бизнес плохой. С другой стороны, нередко встречаются и коррумпированные таможенники?
— Такие люди есть во всех государственных ведомствах. К сожалению, таможня не исключение. Я уже неоднократно говорил: коррупцией болеет вся страна. Однако руководство государства и таможенной службы заняло бескомпромиссную позицию относительно искоренения коррупции. Сегодня в силу имеющихся у нас методов максимально боремся с этим явлением и выявляем таких людей. Я уже упоминал о руководителях некоторых региональных таможен, относительно которых приняты кадровые решения. Скажу еще одно: за прошлый год из рядов таможенных органов уволено более 400 человек за различные нарушения, в том числе за коррупцию и содействие в покрывании контрабанды товаров через границу (на Львовщине, Волыни, Закарпатье, Одесщине, в Черкассах, Сумах, Глухове).
«НА СИСТЕМУ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ НА ГРАНИЦЕ НЕОБХОДИМО 500 МИЛЛИОНОВ ГРИВЕН»
— В прошлом году на заседании коллегии Гостаможслужбы прозвучал тезис об оборудовании видеокамерами таможенных пунктов пропуска. На каком этапе пребывает реализация данной идеи?
— Создание системы видеонаблюдения на границе действительно минимизирует коррупцию и сделает таможенные процедуры проще. Сегодня в Украине действуют 244 пункта пропуска и 288 мест таможенного оформления внутри страны. По предварительным подсчетам, для установки видеокамер на них и создания мониторингового центра, который будет фиксировать и передавать в интернет видеоинформацию с границы, необходимо 500 миллионов гривен. Сейчас этих средств нет: в 2011 году на информационно-технические потребности таможни выделено всего 20 миллионов гривен. Но мы рассчитываем, что в рамках международной технической помощи этот вопрос частично удастся решить.
— Остался год для тщательной подготовки Украины к Евро-2012. Какие задачи в этом направлении должна выполнить ГТСУ в 2011 году?
— Мы находимся на завершающей стадии. Правительство рассматривает разработанный нами проект упрощенной таможенной декларации для футбольных болельщиков. Кроме того, вместе с польской стороной договорились, что на время чемпионата будем проводить совместный контроль во всех пунктах пропуска (на польской стороне). То есть человека будут останавливать только в одном пропускном пункте, где он будет проходить одновременно польский и украинский таможенный контроль. Планируется создать и специальные коридоры «Евро-2012» для болельщиков, пройти по которым можно будет по билету на футбольный матч.
Кроме того, парламент уже поддержал законопроект о передаче таможенникам на границе функций осуществления предварительного документального контроля. Поэтому теперь контрольных служб на границе станет меньше. Это также ускорит процедуры таможенного оформления.
— А не боитесь отставки, которую сегодня, судя по заявлениям некоторых политических сил, вам активно готовят?
— Меня мечтают уволить со дня назначения, потому что не всем нравится работать по-честному. Прошел почти год, а эти люди до сих пор не поняли — по-другому не будет. И давление, и грязные сплетни им не помогут. А давать оценку моей профессиональной деятельности может лишь глава государства.
Выпуск газеты №:
№27, (2011)Section
Экономика