Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тариф – поднять, качество – нет

В Херсоне состоялись общественные слушания относительно увеличения цены за проезд в городских маршрутках
04 октября, 19:24
ФОТО KHERSON.UA.CITY

Транспортный кризис, который длится в Херсоне уже не первый год, может и в дальнейшем углубиться. Такой короткий вывод можно сделать из посещений общественных слушаний относительно поднятия цены на проезд в маршрутных такси, которые состоялись в городе 2 октября. Сам процесс под демократическим названием «общественные слушания» превратился в балаган с криками, обвинениями, обидами и претензиями, среди которых иногда звучали серьезные предложения и здоровые идеи.

Суть собрания сводилась к рассмотрению одного вопроса — рекомендация или отклонение проекта решения исполнительного комитета городского совета о поднятии тарифа до 6 гривен за одну поездку.

Несмотря на массовое недовольство херсонцев работой городского транспорта в соцсетях, на общественные слушания пришли всего несколько десятков активистов. Зато представители фирм-перевозчиков, традиционно, мобилизовались значительно лучше. В результате 107 человек проголосовали за рекомендацию исполкома поднять тариф. И только 37 собравшихся высказалось за поднятие цены исключительно с улучшением сервиса и выполнением перевозчиками ряда условий.

ДЫРЯВОЕ ДНО

Транспортные проблемы херсонские активные пользователи «Фейсбука» обсуждают в отдельной группе. Здесь публикуют жалобы на работу маршрутных такси, на их техническое состояние, говорят о спорах с водителями, транспортные новости из других городов и другое. Дыры в полу, изодранные кресла, грязь в салоне и отваливающиеся на ходу колеса — это реальные картины, которые херсонцы часто видят в маршрутках. Конечно, есть и приличные большие автобусы, где объявляют остановки, следят за чистотой и своевременным ремонтом. Однако такие — скорее, исключение.

Впрочем, не больше всего ли претензий горожане выражают относительно графика движения. В Херсоне проживает больше 300 тысяч жителей. Город компактен, однако есть достаточно районов, куда без транспорта достаться сложно. В сегодняшних реалиях сделать это после 20:00 по некоторым направлениям — невозможно. Сесть на маршрутку в центре в приблизительном направлении своего района в 21:30 — это большая удача для херсонца, о которой извещают в соцсети как о чуде.

В январе прошлого года горисполком в закрытом формате принял решение о поднятии тарифа с 3 до 5 гривен. Это актуализировало проблему в публичном пространстве. Были иски в суд, протесты, отмены этого решения городским советом, новые договоренности с перевозчиками и принятие компромиссного тарифа — 4 грн.

УЛУЧШЕНИЕ НА БУМАГЕ

Активные представители общественности были включены в рабочую группу, которая исследовала транспортную проблему. Совместно с управлением транспорта даже проводились тайные обследования — для реальной оценки ситуации и расчета пассажиропотока.

Были разработаны предложения относительно совершенствования маршрутной сети, дифференциации цены и протяженности маршрутов, постепенного перехода на большие автобусы, предложения относительно работы в вечернее и ночное время, расширение парка коммунального транспорта, внедрения электронного билета и много другого.

Представитель рабочей группы от общественности Ярослав Концевой отмечает важный момент. По его словам, большинство активистов и он лично никогда не выступали против повышения тарифа. Идет речь именно об улучшении качества пассажирских перевозок и обоснованном росте цены за билет.

Впрочем, теперь все предложения рабочей группы и результаты обследований остаются на бумаге. Перевозчики и представители управления транспорта традиционно обещают учесть мнения недовольных. По факту же неутвержденным остается даже главное условие, на котором настаивали активисты, — установление GPS-трекеров в каждом автобусе. Это дало бы возможность управлению транспорта и всем херсонцам открыто отслеживать соблюдение перевозчиками графиков движения и других условий, предусмотренных договорами. Соответственно — обосновывать претензии относительно работы в вечернее время и относительно количества автобусов на линиях.

«В проекте решения, который будет рассматривать исполком, написано, что перевозчики, транспортные средства которых оборудованы GPS-трекерами, должны предоставить доступ к их данным управлению транспорта. И все. А те, что не оборудованы, получается, могут ездить дальше как угодно? Никаких дополнительных условий или намека на улучшение качества перевозок. Просто поднятие до 6 гривен, — комментирует Ярослав Концевой. — Я просил внести правки, прописать обязательность  GPS-трекеров. Но пока безрезультатно. Я разочарован такими общественными слушаниями. Мы просили многих людей прийти, распространяли информацию, что это важно, но люди не нашли на это время. Результат соответствующий».

ПЕРЕВОЗЧИКИ И ВЛАСТЬ НИЧЕГО НЕ ОБЕЩАЮТ

После каждого повышения тарифа и дискуссий по этому поводу херсонские перевозчики обещают улучшить качество обслуживания и учесть претензии, которые выражают граждане. Но ничего кардинально не изменяется.

Похожая картина была и на предыдущих общественных слушаниях. Перевозчики говорили преимущественно о своих проблемах. Их, безусловно, тоже нужно понимать. Это рост цены на горюче-смазочные материалы и запчасти, объективный износ техники в результате эксплуатации, отсутствие выгодных кредитов и запасов средств для покупки новых автобусов, нехватка водителей, низкие заработные платы за тяжелый труд и другие. Однако из уст ни одного спикера от перевозчиков не прозвучали даже обещания или гарантии о том, что ситуация улучшится после поднятия тарифа.

Преимущественно о проблемах перевозчиков говорил и заместитель начальника управления транспортной, дорожной инфраструктуры и связи, начальник отдела дорог Херсонского горсовета Вячеслав Никитенков.

«Проблема заключается в недостаточном количестве автобусов. Работало в среднем 390 машин, а теперь — 330. Владельцы продают технику, ежедневно на линию не выходит 150-160 маршруток. Но основной проблемой остается нехватка водителей, — отметил Никитенков. — Вечером необходимо 700 водителей, а сейчас их 350. Следующая проблема — перевоз льготной категории пассажиров... Даже рекомендованный тариф в 6 грн не решит проблему перевозов в городе».

ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЗЯЙСТВЕННИКОВ» И ПОПУЛИЗМА

Разобраться в многолетней комплексной проблеме перевозов в Херсоне — непросто. Еще сложнее — найти виновного в том, почему случилось так, что ситуация не устраивает никого: ни пассажиров, ни перевозчиков, ни городскую власть.

Но если описать ситуацию коротко, то получается приблизительно такая картина. За период работы нескольких предыдущих созывов городского совета и председателя Владимира Сальдо (2002-2012) в Херсоне в разы уменьшился парк коммунальных автобусов и троллейбусов. В результате договоры на обслуживание городских маршрутов получали «свои» люди. Новые троллейбусы и коммунальные автобусы город не покупал, ведь все держалось на политических и выгодных экономических договоренностях.

После 2014 года частные перевозчики начали шантажировать городскую власть: не поднимете тариф — не выйдем на маршрут. Контраргументов у города было немного: соглашаться на новые условия или город будет ходить пешком. Такие акции протеста были, и  перевозчикам всегда были в выигрыше.

В то же время городская власть за последние годы предпринимала неуверенные шаги, чтобы нарастить «мышцы» в виде коммунального транспорта и жесткого контроля над перевозчиками относительно соблюдения условий договоров. С другой стороны, городской совет, мэр и исполнительные органы не могли прийти к согласию относительно своевременного повышения тарифа. Поэтому популистские лозунги  беспокойства о  населении могут обернуться очередным обострением транспортной проблемы и отсутствием качественного сервиса в ближайшей перспективе.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать