Тарифные скачки на транспорте
По этой причине автомобильных «упрощенцев» будут проверять
Антимонопольный комитет высказался против повышения тарифов на пассажирские перевозки. Такое заявление из уст главы антимонопольного ведомства Алексея Костусева стало прямым ответом на внезапное повышение стоимости проезда в маршрутных такси многих регионов страны. В результате исследования всех «за» и «против», рекомендации от АМК получили перевозчики десяти регионов страны. Более того, против четырех столичных перевозчиков возбуждены дела по признакам недобросовестной конкуренции. А вот семнадцати львовским и тридцати четырем сумским перевозчикам в открытых делах инкриминируют «признаки антиконкурентных согласованных действий».
Главную причину ценовых баталий на транспорте в Антимонопольном комитете списывают на отсутствие прозрачного механизма формирования тарифов. Мол, соответствующее министерство уже давно должно было бы позаботиться о его появлении. Вместо этого в Минтрансе отмалчиваются, продолжая осуществлять необоснованную тарифную политику. В этом вопросе АМК поддерживают даже сами перевозчики. Потому что сегодня тарифообразование полностью относится к компетенции местных органов исполнительной власти, и было бы проще, если бы в центре для них разработали единые правила, когда и как, по каким критериям следует пересматривать цены проезда на транспорте.
«Сегодня можно устанавливать любой тариф, потому что он не обоснован: не утверждены правила формирования тарифов, — говорит глава АМК Костусев и добавляет: — Не может тот, кто играет, сам для себя устанавливать правила. В цивилизованных странах эти пункты разделены... Сегодня есть две стороны: пассажиры и транспортники. Но правила наших отношений устанавливает почему-то одна сторона...»
Добавить прозрачности процессу ценообразования на пассажирские перевозки возможно, если в стране появится независимый регулятор. Для тарифного спасателя национального масштаба уже и название придумали — Национальная комиссия регулирования транспорта. Хотя дальше названия дело за последние десять лет так и не пошло. То ли чиновники не слишком озабочены этими проблемами, ездя в основном на своих «мерседесах», то ли у них времени на подробное изучение транспортных ситуаций не хватает...
Между тем, антимонопольное руководство все стрелки за сегодняшние проблемы переводит в сторону Минтранса, который уже должен был бы разработать методики тарифных расчетов. Пока этого не произошло. А Костусев прогнозирует: все тарифы будут «высосаны из пальца», и его ведомство предлагает свои рекомендации для наведения порядка. Среди них заметно выделяются советы для Государственной налоговой администрации, которой предлагают безотлагательно провести комплексные проверки автоперевозчиков, работающих на «упрощенке» (почти 70% перевозчиков).
Для характеристики такого предложения председателю правления общественной организации «Союз водителей» Сергею Овчинникову сначала даже слов не хватало. «Упрощенная система налогообложения предполагает, что за день автоперевозчик должен всю общую выручку записать в журнал учета доходов и расходов. Каким образом проверить эту конкретную сумму? Работнику налоговой нужно сесть в машину к перевозчику и с утра до ночи ездить, чтобы точно знать, сколько людей зашло, сколько проехало бесплатно... Это настолько проблематично, что такая проверка не будет реалистичной», — комментируя «Дню» ситуацию, говорит Овчинников. Аналогичное отношение и к предложению установления налоговиками вместе с Минтрансом действенного контроля за действительным обращением билетно-кассовой документации на автотранспорте. «Если поставить перевозчиков в специфические условия, отличные от традиционного учета и налогообложения, то это в принципе возможно, — говорит лидер общественной организации, но ведь это дело не одного дня и не одного решения.
Выпуск газеты №:
№63, (2008)Section
Экономика