Люди, у которых есть свобода выбора, всегда выберут мир.
Рональд Рейган, 40-ий Президент США

Тернополь: перевозчики против жителей

Что должен сделать муниципалитет, чтобы обеспечить город качественным общественным транспортом?
7 ноября, 2018 - 11:49
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В Тернополе протестуют перевозчики. Из-за того, что в результате массовых протестов мэр города должен был пойти навстречу тернополянам и отменить повышение тарифов на перевозку граждан.

Люди протестовали не только из-за того, что цену опять повысили, но и потому, что их хотели разделить на сорта — те, кто имеет карточку тернополянина, которую каждый должен приобрести, и те, кто не имеет.

Подобные противостояния могут произойти в ряде других городов, потому что проблема с общественным транспортом есть почти во всех крупных городах.

Нужно понимать, что общественный транспорт, чтобы быть рентабельным, должен иметь рыночную стоимость проезда. И здесь начинается проблема. Стоимость проезда, которую мы платим при пользовании общественным транспортом в Европе, которая может быть и 50, и 90 гривен за поездку, также не покрывает всех расходов на качественный общественный транспорт, потому его дотируют из бюджета.

Но при этом всему все эти взаимоотношения прозрачные и в интересах жителей городов, потому что там действует другая система:

1 Перевозчики зарабатывают деньги не с пассажиров, а c продажb транспортной услуги, которую город покупает, рассчитываясь за каждый наезженный перевозчиком километр.

2 Сбором средств за проезд занимается город, а не перевозчик.

3 Сумму, которой не хватает для покрытия расходов на транспортную услугу, город дофинансирует из бюджета. (В разных странах и в разных городах соотношения платы за проезд и доплаты из бюджета разное).

4 Маршруты устанавливает город и объявляет конкурс на эти маршруты, если в городе есть конкурентная модель с привлечением частного транспорта для перевозок (в Украине должна быть такая модель, поскольку наши города не способны обеспечить город качественным публичным транспортом на 100%)

5 Если есть конкурс на допуск частных перевозчиков, то город выставляет требования к виду транспортного средства (городской автобус и тому подобное...), его внешнего вида (какой должен быть цвет транспортного средства и принт на нем) и технического оснащения (трекеры и валидаторы).

6 При таких условиях город может иметь городскую политику мобильности, определять стоимость проезда в разное время, продавать абонименты, разовые билеты, предоставлять льготы определенным категориям на проезд и тому подобное.

Также сейчас начались в Европе эксперементы с бесплатным общественным транспортом, но не из социалистических мотивов, а из рациональных. Таким образом автовладельцев хотят пересадить на общественный транспорт, чтобы уменьшить траффик и давки в центральных частях городов, а также уменьшить вред окружающей среде. У нас пока это неактуально, потому что бюджеты украинских городов на порядки меньшие тех городов, которые с этим экспериментируют.

Близок к внедрению подобной системы в Украине сейчас Житомир, благодаря стараниям заместителя мэра по вопросам деятельности исполнительных органов рады Дмитрия Ткачука.

 

Руслан РОХОВ
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments