Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Транзитный цуцванг «Нафтогаза»

Эксперт: «Контракт с «Газпромом» — это не только 2-4 миллиарда долларов дохода для госбюджета, но и вопрос эксплуатации нашей ГТС»
04 октября, 11:53
ФОТО РЕЙТЕР

Третий раунд «конструктивного» провала — таким стал итог трехсторонних консультаций при участии руководителей минэнерго Украины и России, представителей Еврокомиссии, а также руководителей  «Нафтогаза» и «Газпрома», которые 19 сентября прошли в Брюсселе с целью подписания  нового долгосрочного контракта на транзит российского газа через Украину после 2019 года.

«Украина должна готовиться к прекращению транзита российского газа. Российская сторона пока не принимает консолидированную позицию европейской и украинской сторон относительно выполнения решения Стокгольмского арбитража. До переговоров так и не дошли», — написал  исполнительный директор НАК  «Нафтогаз України» Юрий Витренко на своей странице в Facebook.

Но на самом ли деле так безнадежно вырисовывается перспектива транзитного газопровода, который ежегодно формирует для Украины доход за прокачку российского газа в страны Европы около $2,5-3 млрд? Похоже, что нет, ведь Россия все-таки рассчитывает на услуги украинской газотранспортной системы (ГТС) после 2019 года. Вопрос в том, на каких условиях будет пролонгировано сотрудничество.

Российская сторона продолжает настаивать: предпосылкой начала переговоров о новом контракте на транзит должен стать отказ Украины  от выполнения решения Стокгольмского арбитража.

Но украинская сторона с этим не соглашается, зато рассчитывает выиграть еще одно начатое дело в Стокгольмском арбитраже на $12 млрд, рассмотрение которого запланировано в октябре 2020 года.

Суть иска «Нафтогаза» заключается в том, чтобы заставить «Газпром»  возместить обесцененную стоимость и полную амортизацию украинской ГТС, но  при условии, что с 2020 года не будет транзита российского газа.

«Газпром» понимает, что не успеет достроить газопровод «Северный поток-2» в обход Украины до 1 января 2020 года, когда завершится действующий транзитный контракт с Украиной.  Если же учесть еще и выгодное Украине и Польше решение суда ЕС (принятое 10 сентября с.г.)  об отмене права монопольного использования «Газпромом» газопровода Opal, то его потребность в прокачке газа через Украину в 2020 году достигнет 80 млрд куб м, то есть почти в таких же объемах, что и в 2018 году — было почти 87 млрд куб м. Раньше «Газпром» настаивал  на продлении текущего контракта между «Нафтогазом» и «Газпромом», но с 2020 года его партнером должен стать новый оператор ГТС — ПАТ «Магистральные газопроводы Украины». Который до сих пор не создан.

За несколько дней до встречи в Брюсселе вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчевич в телефонном разговоре с министром  энергетики и защиты окружающей среды Алексеем  Оржелем напомнил о необходимости как можно быстрее завершить реформу под названием «анбандлинг», то есть провести  реструктуризацию НАК «Нафтогаз України» и отделить из его состава газотранспортную систему, которой в настоящее время управляет дочерняя структура НАК — «Укртрансгаз». Киев  прислушался и ровно за день до встречи в Брюсселе Кабинет Министров постановлением №840  утвердил новую   модель анбандлинга — отличающуюся от той, которую три года подряд пыталось внедрить  предыдущее правительство, но не вышло из-за противодействия главы «Нафтогаза» Андрея Коболева.

Теперь новая  модель учитывает позицию Коболева. «Базой для формирования нового оператора является ООО «Оператор газотранспортной системы Украины» («ОГТСУ») — это дочерняя компания «Укртрансгаза» — в нее мы уже перевели задействованный при транспортировке газа персонал, передали нужные для этой деятельности активы, IT-системы и наладили необходимые бизнес-процессы. Именно она должна пройти сертификацию НКРЭКУ и Энергетического содружества», — сообщил Коболев в «Фейсбуке».

Но новый оператор «ОГТСУ» остается структурой, связанной с «Нафтогазом України», а это противоречит  европейскими правилам. Поэтому в новой модели правительство учло наработку  предыдущего правительства, которое еще в 2017 году создало государственное  ПАТ «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ) — именно эта компания должна подписать контракт с «Газпромом» на транзит газа с 2020 года.

«Согласно решению правительства, ПАТ «Магистральные газопроводы Украины» выкупит ООО «Оператор газотранспортной системы Украины» и с 1 января самостоятельно будет управлять новым оператором. До перехода «ОГТСУ» в собственность МГУ, государство передаст газотранспортную систему в хозяйственное ведание нового оператора. Управление корпоративными правами МГУ правительство передало Министерству финансов», — сообщил Коболев. До 1 декабря правительственный план нужно завершить.

Утвержденный правительством план работ обязывает: разработать специальный закон об анбандлинг; увеличить уставный капитал ООО «Оператор газотранспортной системы Украины»; осуществить инвентаризацию и переоценку государственного имущества, которое обеспечивает транспортировку газа; разработать и подать в КМ проект договора покупки-продажи части в уставном капитале ООО «ОГТСУ» (100% уставного капитала)  между АО «Укртрансгаз» и ПАТ «Магистральные газопроводы Украины» с рассрочкой платежа на 15 лет и т.д.

«Три года предыдущим правительствам не удавалось достичь компромиссов, а новое правительство за три недели нашло решение, которое приняли все стороны процесса и поддержали европейские партнеры», — поспешно сделал вывод министр Оржель на своей странице в «Фейсбуке».

Комментируя «Дню» Программу нового правительства, эксперт по энергетике и инвестициям Украинского института будущего Наталья Кацер-Бучковская отметила, что, по ее мнению, продолжение транзитного контракта с РФ в ЕС должно быть одним из первых приоритетов правительства.

«В 2019 году заканчивается транзитный договор, и это не только 2-4 млрд дол США дохода для госбюджета, но и вопрос поддержки эксплуатации ГТС, технической возможности обеспечения реверса газа из ЕС, функционирования газохранилищ и физической безопасности территорий государства. Поэтому крайне важно, чтобы до конца года был заключен долгосрочный договор транзита с годовым объемом транзита не менее 70 млрд м3 газа, по праву Украины и ЕС и с рыночной ценой формулы транзита. Важным достижением переговорной группы будет перенесение точки приема-передачи газа на восточную границу Украины. Это позволит европейским компаниям продавать газ в Украине на оптовом рынке не по цене «хаб плюс», как в настоящий момент, а «хаб минус», то есть значительно дешевле. Необходимо также предусмотреть возможности виртуального реверса газа. И, самое главное, деполитизировать процесс переговоров, чтобы газ не достался нам ценой предательства государственных интересов, сдачи территорий или части суверенитета государства, как это неоднократно было в истории», — говорит Кацер-Бучковская.

Более того, власть Украины должна была бы сосредоточиться на противодействии Nord Steam II — политически обусловленного проекта РФ построения газопровода в обход Украины.  Кабинету Министров также, по мнению экспертов, следует позаботиться о привлечении стратегического партнера для управления и инвестиций в ГТС для обеспечения высокого уровня загруженности ГТС, инвестиций и модернизации системы.  Кроме того, говорит Кацер-Бучковская, необходимо провести конкурс УРП на шельфе Черного моря. «Стратегическое задание для нового правительства, а также вопрос политики и безопасности, поскольку граничит со временно-оккупированными территориями. Поэтому для успешной реализации проекта необходимо провести масштабный конкурс с амбицией на привлечение мировых лидеров добычи с достаточным опытом работы, финансовыми возможностями и политическими гарантиями», — резюмирует эксперт.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать