Третья СЫРрова победа?
Украинские сыровары говорят, что поверят в «конец войны», только когда увидят подписанные официальные договоренности
Украина в третий раз анонсировала победу в «сырной войне» с РФ. Убедить россиян в «полезности» украинского сыра снова удалось министру экономического развития и торговли Петру Порошенко. Будем надеяться, на этот раз «убежденность» и договоренности не исчезнут за неделю и российскую границу для украинских сыроваров действительно скоро откроют.
Три из семи украинских заводов, по результатам переговоров главы украинского МЭРТ с главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко в Москве, уже вскоре возобновят поставки сыра в Россию, пообещал глава МЭРТ. Речь идет о ЧП КФ «Прометей» (Черниговская область), АО «Пырятинский сырзавод» (Полтавская область) и ООО «Гадячсыр» (Полтавская область), которые, напомним, уже прошли проверку Роспотребнадзора. «Сегодня принято решение, то, которое зависело от власти обоих государств: выписаны требования к производителю, и мы сказали, что ограничение в случае соблюдения этих требований относительно поставок продукции в РФ снято», — сообщил Порошенко на брифинге в Москве. По его словам, дальше дело за производителем, который должен осуществлять соответствующий контроль качества. Ведь, как подчеркнул Порошенко, стороны договорились, что каждая партия сыра, отправляемая на российский рынок, будет отдельно контролироваться.
Между тем в соцсетях уже дискутируют: по какому же принципу избирались три первых сырных «счастливчика». «Непонятно, как были выбраны три сырзавода, которые благодаря переговорам Петра Порошенко снова пустили на российский рынок», — пишет на своем блоге Александр Данилюк. — «Гадячсыр» принадлежит харьковскому олигарху Александру Ярославскому, АО «Пырятинский сырзавод» — Федору Шпигу (бывшему владельцу банка «Аваль»), ЧП КФ «Прометей» — Анатолию Юркевичу (24 номер в украинском списке «Форбс»). Александр Ярославский (вместе с братом Алексеем) и Федор Шпиг в 2002-ом были избраны в ВР от «Нашей Украины», Анатолий Юркевич в 2005-ом был назначен заместителем главы Киевской областной администрации».
Помощник Порошенко Ирина Фриз в комментарии «Дню» уверила: никакого политического подтекста в выборе трех заводов нет, и искать его не стоит. Границы открылись тем сыроварам, которые первыми прошли проверку Роспотребнадзора. Хотя и не отрицает, что Украина была заинтересована в возобновлении доступа к российскому рынку именно этим трем игрокам. Ведь они обеспечивали 60% всего проданного россиянам украинского сыра.
Приоритетность этих заводов отметил журналистам и министр аграрной промышленности и продовольствия Николай Присяжнюк. По его словам, если Россия откроет заводы для этих трех игроков, то это «будет позитивным сигналом» и для других сыроваров. Поэтому можно сказать, что «Пырятин», «Гадяч» и «Прометей» фактически проложили мостик к российскому рынку для остальных сырных non-grata.
Напомним: Роспотребнадзор пообещал продолжить проверки украинских производителей сыров, которым запрещен экспорт продукции в РФ, уже в ближайшее время. Так, в частности, на четвертый сырзавод «Дубномолоко» российские инспектора пообещали отправить повторную инспекцию уже на следующей неделе.
О том, как к новости об окончании «сырной» войны отнеслись производители, которым уже в ближайшее время пообещали открыть границу, — в интервью «Дню» директора холдинга «Молочный альянс» (в состав которого входит Пырятинский сырзавод) Сергея Вовченко.
— В первую очередь, поздравляем вас с победой в «сырной войне» и возобновлением доступа на российский рынок. Кстати, для вас результаты последних переговоров Онищенко и Порошенко в Москве — это победа?
— Мы считаем, что да.
— А требование, чтобы все партии украинского сыра, которые будут приходить на российскую границу, проходили повторную инспекцию, вас не смущает?
— Пока нет. История отношений с российской стороной научила — пока не будет документа, подписанного кем-то из уполномоченных руководителей, делать какие-либо выводы нельзя. Какой регламент по контролю применят к каждой партии, пока неизвестно. У нас еще даже нет информации от российской таможни о том, в каком режиме начнут пропускать наш сыр на территорию России...
Да и раньше каждую партию сыра, которую мы отправляли в Россию, проверяли в лаборатории института ветмедицины на антибиотики и растительный жир. Поэтому я думаю, что никакой новой дополнительной нагрузки для нас не будет в связи с проверкой на российской границе. Хотя, конечно, могут требовать и проведения углубленных анализов.
— Не боитесь ли, что с результатами этой обязательной инспекции может случиться такая же ситуация, как с пальмовым маслом на «Гадячсыре» — когда российские инспекторы пальмового масла не нашли, зато широко «разрекламировали», как украинские сыровары не придерживаются технических и санитарных норм. Готовы ли вы к риску, что с первой же инспекцией на российской границе украинскому сыру снова подмочат репутацию?
— Российские инспекторы были у нас на заводе, они дали высокую оценку нашему производству. Из всех озвученных впоследствии замечаний лишь два касались нашего Пирятинского сырзавода. Мы их в оперативном режиме решили. Комиссия еще не успела с завода уехать, а на следующий день уже все было исправлено.
— А какие это были замечания?
— Первое — отдельные компоненты поступали в сыроваренный цех в транспортной таре. Условно говоря, мешок с ароматизаторами не пересыпали в специальный контейнер, а заносили в цех со склада. Мы уже поставили специальный контейнер из нержавеющей стали, и теперь ароматизаторы на складе пересыпаются в него и только потом доставляются в цех.
Второе замечание — транспортерная лента, которая перемещает головки сыра от формовщика к прессу, у нас была без крыши. Российские инспекторы выставили требование — оборудовать транспортер таким навесом. Это мы тоже элементарно устранили.
— А остальные замечания?
— Они касались общеукраинских проблем. Это, в частности, — технические требования к изготовлению сыра «Российского». Онищенко заявил, что мы можем делать какой угодно сыр по украинским стандартам и продавать его на российский рынок, но сыр «Российский» должен выпускаться только по российским стандартам, то есть созревать не менее двух месяцев.
В Украине сейчас так долго могут созревать лишь пармезаны (шесть-девять месяцев). А обычные сыры зреют меньше одного месяца. Ведь наши сыровары используют новые технологии, новые импортные заквасочные культуры. Мы уже давно не работаем на так называемых производственных заквасках, потому что это очень длинная технология, которая дает нестабильное качество.
Но если российская сторона будет отказываться признавать наш «Российский сыр» по такой технологии, тогда будем продавать другие сыры, у нас ассортимент широкий. Хотя потери безусловно будут. 50% украинских сыров, которые идут на российский рынок, — это «Российский» сыр.
— То есть возвращаться к старой технологии в угоду россиянам вы не собираетесь?
— За два месяца дозревания при нынешних заквасках этот сыр просто разорвет, он перезреет. А возвращаться на старые закваски мы не будем. Наши специалисты уже давно убедились: «старые» закваски — это нестабильность качества и бактериального содержимого.
— А сами российские сыровары варят «Российский» еще по старым технологиям?
— Наши российские партнеры, которые продают наши сыры, имеют свой завод. И они уже давным-давно варят «Российский» на европейских заквасках.
БЕЗ АЛЬТЕРНАТИВЫ?
— Пирятинский завод из-за всей этой российско-украинской сырной истории остановил производство 9 февраля. И вы все это время (прошло уже больше двух месяцев) не варили сыры?
— Нет, не совсем так. 9 февраля мы остановились, и до 1 марта наш завод не выпускал сыры совсем, потому что склад был переполнен. Потом мы распродали продукцию на внутреннем рынке и начали работать на 45% мощности. Так работаем и в настоящий момент. Мы же надеялись и верили в то, что российскую границу откроют, потому и готовились. Чтобы не получилось так, что россияне дали нам зеленый свет, а мы им — подождите, мы еще сыра наварим.
— Подсчитали, какие убытки понес Пирятинский в «сырной войне»?
— В неделю мы недополучали около одного миллиона долларов. Вот и выходит, что в феврале мы не поставляли три недели, в марте — четыре, и в апреле — две. Девять недель — это восемь-девять недополученных миллионов долларов. Это для нас очень большая сумма.
Пирятин у нас всегда работал в таком режиме, что 2/3 продукции мы поставляли на российский рынок, а 1/3 — продавалась в Украине.
— Почему такая острая ориентация именно на российский рынок? Учитывая непостоянство российского партнера, возможно, надежнее было бы переориентироваться на другие рынки, или хотя бы сделать диверсификацию сбыта?
— Мы продаем наши сыры и в Казахстане (второе место по экспорту наших сыров), Армении, Азербайджане, Молдове (третье место)... Недавно мы законтрактовали небольшую партию сыра в Израиль. Но это мизерные объемы в сравнении с российским рынком. Только Пирятин мог тысячу тонн в месяц отправлять на РФ. Азия никогда столько не «съест». Возьмем, к примеру, аналитику по Китаю: полтора миллиарда населения, а потребляют всего 20 тысяч тонн сыра в год. У них нет культуры потребления этого продукта. Европейский рынок переполнен своими сырами. Европейцы сами пытаются поставлять на российский рынок. Германия, кстати, на втором месте среди продавцов сыра для России (на первом — Беларусь, на третьем — Украина).
СЕБЕ ЖЕ ДОРОЖЕ
— В борьбе за российский рынок не теряют ли украинские сыровары внутреннего потребителя? Речь идет о том, стали ли украинцы после всей этой истории с пальмовым маслом сомневаться в качестве отечественных сыров и меньше их покупать?
— Теряют. И российский и украинский потребитель очень чувствителен к информации, которая звучит из уст чиновников. Если бы не критиковали власть, все равно люди очень доверяют ее слову. Прозвучало, что сыр плохой, значит он плохой.
Были даже инциденты в российских торговых сетях. Клиенты устраивали скандалы администратору, мол, почему магазин продает сыр украинского производства.
В Украине люди тоже смотрят телевизор, слушают чиновников... А нам, производителям, после такой «рекламы», попробуй одним словом докажи, что ты не кладешь в свой сыр ни капли пальмового масла.
— Как же вы все-таки собираетесь возмещать свои репутационные потери? Будете идти в суд?
— Нет. Судиться мы не будем. Потребителю необходимо доносить информацию через другие источники. Мы запланировали рекламные акции, будем заниматься пропагандой.
Нужно донести до потребителя, что для производителя есть смысл замещать животный жир в составе сыра не менее чем на 75%. И ничуть не меньше, ведь теряется экономика процесса, выгоднее уже тогда варить натуральный сыр. Фальсифицировать сыр и домешивать 5% растительных жиров — только сделать продукт дороже.
— А почему вы все-таки не хотите судиться, если правда на вашей стороне?
— С кем судиться? Мы думали над этим, советовались с юристами... Нам сказали, что судиться — себе же дороже будет. Ведь получается, что мы будем воевать с другим государством... А что нам это даст?
Поэтому мы решили, что лучше потратить деньги, которые придется выложить за суды, на работу с потребителем.
Выпуск газеты №:
№69, (2012)Section
Экономика