Украинцы – миллионеры!
Александер КОВАЛИВ: «То, что нам предлагают под видом «земельной реформы», таким не является»Ученые Национальной академии наук Украины подсчитали: реальная стоимость природного капитала как национального богатства нашего государства еще 10 лет назад достигла отметки в 320—380 триллионов долларов США. И 83—88% из них — это природно— ресурсные богатства.
Конституция Украины, которую сегодня так упорно предлагают переписать, декларирует «земля и ее природные ресурсы (сокращенно) как природный капитал и основное национальное богатство, находящееся под особой охраной государства, — является объектами права собственности Украинского народа».
То есть получается, что в среднем каждый украинец сегодня является владельцем ресурса на 8 миллионов долларов(!)? Почему же тогда украинцы — большинство — и живут как бедняки, и чувствуют себя бедняками?
О перекосах земельной реформы, миллионерском стандарте для украинского гражданина и «национальной кладовой» как способе преодоления неравенства «День» беседовал с доктором экономических наук, главным научным сотрудником Института агроэкологии и природопользования НААН Украины, автором научной монографии «Звершення земельної реформы в Україні: нова парадигма» Александером КОВАЛИВЫМ.
— В Украине проблема не с рынком земли или мораторием на нее, а с первоочередной необходимостью преодолеть гибридную ложь относительно сути и адресного применения самого слова «земля» и понять, что желаемая аграрная реформа является лишь особой составляющей полноценной земельной реформы.
Для становления украинцев богатыми и полноправными гражданами унитарного, суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства Украина, территория которой в пределах существующих границ является (должна быть) целостной и неприкосновенной, — мы должны в первую очередь безапелляционно воспринимать и адресно применять слово «земля» — в двух его основных значениях конституционного права собственности (ст.13, 14, 41 Конституции Украины), а именно, — на землю и ее природные ресурсы (недра, почву, леса, воздушное пространство, водород и другие ресурсы) как на природные объекты права собственности Украинского народа — основное национальное богатство, которое находится под особой охраной государства и является — главным природным (земельным) капиталом нации; и на землю (земельный участок — межу) как на объект гражданских прав (недвижимость), который находится в собственности граждан, юридических лиц или государства (частная, коммунальная и государственная) и является — земельным капиталом ее владельца.
— А как тогда быть с «рынком земли»?
— Конституционную аксиому как норму прямого действия, особенно на время проведения земельной реформы относительно всех категорий земель, должен знать каждый — «наизусть» и должны трактовать официально и публично все (кроме тех, кто занимается антигосударственной деятельностью), — следующим образом.
В первом значении «земля» как природные объекты права собственности Украинского народа (в пределах границы, включая прибрежную полосу континентального шельфа исключительной (морской) экономической зоны — 3D (X-Y-Z — до центра Земли и в Космос — своеобразная Национальная кладовая) не может быть предметом покупки-продажи и не подлежит отчуждению кем-либо, в интересах кого-либо и в любым способом. В противном случае это ознгачало бы, что в процессе полноценной покупки-продажи (отчуждения) природных объектов допускается не только лишение прав собственности украинского народа на эквивалентную площадь территории государства и соответствующую долю общенационального капитала, но и перечеркивание декларируемых норм «унитарная, целостная и неприкосновенная».
Во втором значении «земля» как земельный участок (межа) является объектом гражданских прав (недвижимостью) и, наоборот, может быть предметом покупки-продажи и подлежит отчуждению. Ведь для осуществления пользования землей и ее природными ресурсами (природными объектами права собственности украинского народа) существует сакральное слово: «межа», — в которой можно осуществлять пользование любой, в том числе чужой, собственностью, а за межой — нет! Замкнутый контур межи олицетворяет участок, который и находится в собственности (частной, коммунальной или государственной) и является объектом гражданских прав, который дает право владеть, пользоваться и распоряжаться (продавать или покупать) только земельным участком как собственной недвижимостью, или сдавать ее в аренду для осуществления в ее пределах соответствующего природопользования.
При таких условиях и на такой основе гарантируется гражданам, юридическим лицам и государству приобретение и реализация права собственности на соответственно сформированные земельные участки (землю) и ведение хозяйствовенной деятельности на них, которые выступают соответствующими объектами не только гражданских прав, но и обязанностей и требований (соблюдение регламентов) относительно природопользования и гарантий социальной направленности экономики. Именно такие субъекты права собственности (частная, коммунальная и государственная) на земельные участки (землю) равны между собой и перед законом и не могут конкурировать с правом собственности украинского народа на природные объекты (землю).
В условиях рыночной экономики отводится ключевая роль формированию новых механизмов взаимодействия этих земельных прав и интересов, которые капитализируются путем получения прибылей (доходов), благодаря появлению реального владельца на конкретный земельный участок, в пределах которого и возникают: «право пользования природными объектами права собственности народа в соответствии с законом» — как того требует ст.13 Конституции Украины и на который (закон) власть пока не удосужилась.
Это ключевое требование как норма, которая для нас является своеобразной аксиомой, — только «пользоваться» природными объектами права как чужим ресурсом и капиталом, создающим добавленную стоимость (особенно в процессе земледелия, лесоводства, садоводства), а не «владеть» и не «распоряжаться» ими, раскрывает полноценное право собственности украинского народа на землю и ее природные ресурсы. Поэтому во всех цивилизованных странах мира платится земельная рента (единый земельный налог) за пользование природными объектами.
В то же время владелец земельного участка как объекта гражданских прав платит налог на недвижимость по месту ее расположения, а арендатор такой недвижимости платит ее владельцу — еще и арендную плату.
— Так та земельная реформа, к которой уже больше 20 лет готовят Украину, теперь нужна?
— Под «земельной реформой» они (те, кто готовят) понимают — «аграрную».
Действительно, в Украине более десяти лет идет полемика о необходимости завершения такой «земельной реформы» путем открытия рынка (продажи) сельхозугодий для поступления «неслыханных инвестиций», якобы в интересах селян. Однако не ведутся никакие разговоры о настоящем владельце земли и ее природных ресурсов (украинском народе), а также о беспрепятственной и прозрачной возможности организовать молодыми работоспособными украинцами собственные селянские (фермерские) хозяйства, в том числе — путем покупки, — ими же самими, целостно сформированных земельных участков как хозяйственных единиц.
Поэтому, хотя бы по этой причине, не уместно ставить вопрос о «завершении» того, что нелогично происходило в постсоветской Украине. Вместо обоснованной и прогнозируемой трансформации земельных отношений и гарантированного обеспечения сбалансированного социально-экономического, экологического, культурного и духовного благоустройства и развития сельских территорий и их поселенческой сети — для пользы человека и общества, псевдореформа в Украине, вопреки здравому смыслу, привела лишь к разделению свыше 27 млн гектаров плодородных земель, путем деления на части их, — почти на семь миллионов условных кусочков-паев без определения их пределов в натуре, вроде бы, для последующего формирования собственных хозяйств самими крестьянами на «добровольной основе».
При этом она не сопровождалась комплексом высокоточных работ по геодезии, картографии и кадастру как основных и неотъемлемых инструментов создания и функционирования достоверных земельно-регистрационной и геоинформационной систем. Не систематизировали сведения о природных и антропогенных факторах, которые бы должны были составлять основу для научно обоснованного государственного землеустройства. К селянским наделам в результате этого попали почти 7 млн гектаров крутых склонов, заболоченных и природоохранных земель, которые должны были быть выведені из интенсивного обращения под залеснение и залужение и другое целевое назначение.
Такой непрогнозируемый абсурд, в том числе путем антиукраинского сопротивления просоветских руководителей на всех уровнях, и из-за отсутствия предпосылок для формирования собственных хозяйств, — хотя бы на основе долгосрочного кредитования как основного элемента финансово-экономического сопровождения декларируемой реформы, превратило подавляющее большинство крестьян-пайщиков у виртуальных арендодателей. Вместо крестьянских или фермерских хозяйств, вроде европейских, — появились непредсказуемые и непрогнозируемые большие по размеру бизнес-структуры на арендной основе, в том числе агрохолдинги, которые свободно осуществляют корпоративные торги, в том числе земельными активами.
По всему государству самочинно состоялись серьезные структурные изменения в землепользовании. Усилилось беззаконие и рейдерство, «разгулялось» теневое обращение земель и разнообразные схемы присвоения чужих прав, в том числе на разделенные на паи угодья.
Как следствие, из-за беспощадной эксплуатации уникальных украинских черноземов, в погоне за наживой, истощаются и поддаются эрозии почвы, бесповоротно снижается их природное плодородие и разрушается водорегуляторная система, загрязняется и деградирует окружающая среда, совсем исчезают природные ландшафты вместе с редкостной растительностью, водными источниками, зверями, птицами, насекомыми и полезной микробиотой.
Губительное влияние на прилегающие территории наносят огромные комплексы по промышленному выращиванию свиней и птицы. Пустеют не только помещения, но и целые поселения, особенно удаленные от мегаполисов.
Все это происходит из-за отсутствия настоящей земельной реформы, в том числе в аграрной сфере.
— Тогда что, по вашему мнению, следует считать «настоящей земельной реформой»?
— Исходя из сегодняшних реалий, руководствуясь конституционными требованиями, а также нашим предположением и утверждением о том, что: «Аграрный сектор экономики, как и другие, не могут развиваться автономно — без комплексной политики государства», нами предложена новая парадигма осуществления земельной реформы во всем пространстве «Национальной земельной кладовой» Украины.
Она построена на комплексных принципах балансирования и разграничения интересов всех граждан, а не только крестьян.
В частности, включает уже упоминавшееся требование относительно адресного применения слова «земля» как нормы и отделения конституционного права собственности Украинского народа на природные объекты как земельный капитал нации — от права собственности на земельные участки как объекты недвижимого имущества, что автоматически олицетворяет соответствующие капиталы как разные интересы.
При таких предпосылках как требованиях, и в таком ракурсе, нами также сформулировано четыре рентосогласовательные мотивационные фактора экономической заинтересованности основных участников природопользования.
В то же время предлагается реформировать действующие государственные институты, образовав новое вневедомственное национальное земельное учреждение Украины (своеобразный Национальный земельный амбар Украины, или Национальный банк земли и природных ресурсов Украины) наподобие Национального банка Украины.
Такое национальное земельное учреждение должно исполнять роль держателя земли и ее природных ресурсов — основного национального богатства, осуществлять государственную регистрацию земельных участков и недвижимого имущества и природных объектов, связанных с ними, и прав собственности на них, а также от имени государства обеспечивать и гарантировать права собственности, вести прозрачные и открытые кадастровые и регистрационные системы и тому подобное. Это учреждение как институт, в отличие от других, будет иметь свой бюджет и составной рентный банк и выполнять многоцелевые функции и задачи, не присущие Национальному банку Украины, государственному бюджету Украины и коммерческим банкам, в частности, будет сопровождать финансовую поддержку осуществления земельной реформы.
Будет действовать национальный регуляторный принцип, согласно которому платят сполна все, кто пользуется природными объектами прав собственности украинского народа (в пределах и за пределами населенных пунктов, в том числе мост), и получают необходимую поддержку (помощь) лишь те, кто является активным участником осуществления земельной реформы. Например, основным фактором на этапе организации и становления хозяйств фермерского типа (владелец-хозяин) в сельской местности является создание беспрепятственных и прозрачных условий получения ими выгодной финансовой помощи на условиях соучастия бюджета предлагаемого учреждения.
— Сельскохозяйственные угодья в настоящее время преимущественно в аренде. Поэтому каким же образом организовать фермерские хозяйства?
— Неотделимыми функциональными составляющими национальной регуляторной политики и основным инструментом свершения земельной реформы должны стать пространственное прогнозирование и моделирование развития территорий как новый целостный землеустроительный процесс. Важно отметить, что предлагаемая регуляция и управление земельными отношениями, особенно до момента завершения реформы (ее составных частей), относительно использования земли и ее природных ресурсов как природных объектов права собственности народа во всех сферах жизнедеятельности, должно быть исключительной прерогативой государства.
В частности, в таком процессе должен функционировать механизм прохождения первых трансакций относительно всех разделенных на паи земель сельскохозяйственного назначения независимо от того, кто ими фактически владеет, пользуется или распоряжается, суть которого заключается в первоочередном праве выкупа (возвращение) разделенных на паи земель к землям запаса. Это обеспечит реальную нивелировку нежелательных последствий деления на части и парцелляции производительных массивов угодий и полная защита права владельцев земельных паев (участков), предоставит возможности для беспрепятственного формирования целостных массивов и предлагаемых фермерских хозяйств семейного типа, будет гарантировать продовольственную безопасность и экологическое равновесие.
Полноценная реализация «Новой парадигмы осуществления земельной реформы в Украине» как обязательное и первоочередное общенациональное действие в интересах нации также откроет возможность построить новую систему сбалансированных эколого-экономических отношений в Украине, включительно с природным земельным капиталом, который олицетворяет объекты права собственности украинского народа, и станет реальной предпосылкой социально-экономического роста, в том числе — в сельской местности.
Выпуск газеты №:
№116, (2018)Section
Экономика