Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинский экспорт: проблемы и перспективы

С какими барьерами сталкиваются отечественные товаропроизводители при выходе на международный рынок
22 февраля, 15:22
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Украинский экспорт за прошлый год вырос на треть. По информации Государственной службы статистики за январь-ноябрь 2021 года экспорт товаров из Украины составил 61 млн долл., что на 38% больше, чем за аналогичный период 2020г. Импорт товаров в Украину за указанный период составил 64,8 млн долл., на 33,8% больше по сравнению с январем-ноябрем 2020 года. Соответственно, сальдо внешней торговли Украины было отрицательным и составило 3607,3 млн. долл. (за январь-ноябрь 2020 года этот показатель также был отрицательным и составил 4158,0 млн. долл.). Внешнеторговые операции в январе-ноябре 2021 года проводились с партнерами из 235 стран мира. Больше всего товаров Украина экспортировала в Китай, Польшу и Турцию. Самыми популярными товарами на внешнем рынке были черные металлы, зерновые, жиры и растительные масла животного или растительного происхождения. Наибольшую часть импорта занимают энергоносители и продукты с добавленной стоимостью: автомобили, телефоны и сельскохозяйственная техника. Получается, что Украина продолжает продавать товары со спадающим потенциалом, как сырье с малым уровнем для переработки, импортирует вещи с растущим потенциалом, стоимость которых после приобретения сразу снижается.Исправить ситуацию можно было бы двумя путями: поставлять на внешний рынок готовую продукцию под украинскими брендами, это сложнее, но реально, или выходить на новые торговые рынки, в частности Африки и Азии. Об этом говорилось на форуме товаропроизводителей Винничины, который инициировала Украинская ассоциация бизнеса и торговли (UBTA) в сотрудничестве с департаментом международного сотрудничества и регионального развития Винницкой ОГА. Обсуждали не только радужные перспективы развития торговли, продвижение украинских товаров за рубежом или организацию имиджевых кампаний, но и проблемы, с которыми сталкиваются украинские товаропроизводители на внешнем рынке. Пандемия стала серьезным барьером для разработки долгосрочных сделок. А нынешняя угроза полномасштабного вторжения вообще свела на нет переговоры по заключению договоров на поставку товаров. Страны ЕС, Америки и Канады опасаются выходить на прямые торговые связи с украинскими товаропроизводителями, ведь гарантии, что широкомасштабная война не начнется уже завтра, – нет.

ДОРОГАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ, НИЗКАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ И ПОДОРВАННАЯ РЕПУТАЦИЯ

Винницкую область для проведения форума избрали не случайно, а учитывая специализацию региона, где ориентировочно 70% регионального экспорта составляет затребованная за рубежом продукция аграрной и пищевой отраслей. По итогам 2021 года внешнеторговый оборот товаров Винницкой области составил 2,0 млрд долл., в том числе экспорт – 1,3 млрд долл. Во внешней торговле у области более 140 партнеров на разных континентах мира. Лучшая динамика отслеживалась по экспорту холодильного и морозильного оборудования, котлов и машин для сельского хозяйства, кабелей и проводов, древесины и изделий из нее, спирта этилового и алкогольных напитков. Тем временем, эксперты Украинской ассоциации бизнеса и торговли предлагают винницким товаропроизводителям наращивать объемы внешней торговли за счет проработки новых рынков. Для этого не стоит изобретать велосипед, отметила исполнительный директор ассоциации Елена КУДЛЯК, можно воспользоваться наработанными инструментами, в которые входят международные торговые миссии, привлечение иностранных партнеров к работе, отработка экспортно-импортных запросов. И лучшие шансы «прорваться» с собственным товаром на внешний рынок пока имеют локальные производители, которые начинают завоевывать авторитет за рубежом.

«Украинский локальный бизнес очень важен для того, чтобы Украина продолжала свое развитие и завоевывала новые позиции на международной арене. Особенно сейчас, в такие турбулентные времена, – говорит Елена Кудляк. – Если говорить о европейском рынке, то легче всего выйти в сегмент пищевых продуктов, поскольку в ЕС прописаны стандарты, которым должна соответствовать продукция. Сложнее в этом плане промышленным производителям, которые сталкиваются с тем, что должны ввести европейские нормы, чтобы быть совместимыми с правилами рынка. А это очень долго и дорого. Поэтому первый барьер, стоящий перед промышленными производителями, это высокая цена сертификации. Если говорить не о европейском рынке, а о неизвестных, в частности рынках Африки, то первое, что мешает выходу, – это неосведомленность: нашим производителям не хватает информации. Очень часто информация о поиске партнеров подается на языке иностранной страны, а украинский бизнес не может понять, о чем идет речь. И не менее значимый момент – это то, что, к сожалению, украинские производители из-за своего не очень корректного поведения испортили репутацию украинскому бизнесу в целом. Мы неоднократно сталкивались с тем, когда договор был подписан, а обязательства украинские производители не выполняли, потому что им была предложена более высокая цена. А это подрывает доверие со стороны западных партнеров.

Но вместе с тем у украинского бизнеса хорошие перспективы для выхода на международный рынок. Лучшие шансы у аграрного бизнеса. Единственное, что сейчас в Украине повысились цены, и мы знаем из-за чего, поэтому конкурировать стало сложнее. На втором месте – все более востребованы IТ-услуги и инжиниринговые компании, особенно их не хватает на рынках Африки, где сейчас особое внимание уделяется изменениям климата и услуги инжиниринговых компаний стоят недешево. Тем более что именно на африканском рынке мы имеем огромный плюс в отличие от западной Европы. Нас там знают, воспринимают как европейскую страну, но не ту Европу, которая колонизировала их или с которой связана негативная история. На третьем месте – фармацевтическая продукция, которая пользуется спросом, и, я уверена, еще заявит о себе в мире».

ЗАКРЫТЫЕ ГРАНИЦЫ, НЕВЫГОДНАЯ ЛОГИСТИКА, СЛОЖНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Если смотреть по конкретным товарным позициям, согласно украинскому классификатору товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД), то самым дорогим экспортным товаром Украины в 2021 году была железная руда. Вторая позиция экспорта по стоимости – это подсолнечное масло. Украина является крупнейшим в мире экспортером этой продукции. Следующие позиции – кукуруза и пшеница. Рекордный урожай позволил за прошлый сезон экспортировать из Украины 29373 тыс. тонн зерновых культур, что на 5276 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого маркетингового года. Однако для овощей и фруктов год оказался не столь удачным. Поскольку львиная доля яблок, капусты и лука экспортировалась в Беларусь, эта страна по очевидным причинам включила «ручной режим» и начала отказывать в выдаче сертификатов для экспорта. Более сметливые и быстрые товаропроизводители переключились на рынок Азии и Индонезии, но из овощной группы в надлежащем состоянии доставлять туда удается только чеснок и лук, рассказывает директор компании по органическому овощеводству «Органик-Д» Вадим КРИЧКОВСКИЙ. Но чтобы не рисковать и не терять деньги, сейчас производителям овощей лучше торговать на внутреннем рынке. Цена на овощи держится на уровне, и спрос среди украинцев на отечественную органическую продукцию постоянно растет.

«Наша специализация – это выращивание овощей борщевого набора. На экспорт мы вышли в 2019 году. В то время наибольшим препятствием было приведение производства к европейским стандартам, что требовало больших капиталовложений в системы выращивания и хранения. Ведь для выполнения экспортных соглашений нужно обеспечивать стабильные поставки и отгрузки, – говорит Вадим Кричковский. – Из-за пандемии (а возможно, и до нее) возникла проблема таможенного оформления: иногда были несовпадения веса партии по факту прибытия с указанной в отправке. А еще простой на границе или порча продукции, что приводило к изменению ее стоимости. К примеру, мы экспортировали в Индонезию только лук, потому что длинный путь по морю, то есть логистика не совсем выгодная. А в польских супермаркетах были представлены в 2019-2020 маркетинговом году. Но закрытые границы срывали поставки и сложно было выполнять обязательства. Поэтому в 2020-2021 годах работали только на украинском рынке и остались довольны, потому что внутренняя цена выше экспортной. Украинцы стали больше употреблять в пищу овощи, мы это чувствуем по заявкам из супермаркетов. Пока что экспорт для компании не актуален, и, несмотря на предложения из Индонезии и Узбекистана, мы видим перспективу в украинском рынке».

КОМПЛЕКСНЫЕ РЕШЕНИЯ, МОДЕЛИ СОТРУДНИЧЕСТВА, СОБСТВЕННЫЕ ЛАЙФХАКИ

Изменение климата, декарбонизация экономики и развитие зеленой энергетики вырисовали новый рыночный сегмент для экспортных возможностей. Новые требования ЕС по производству товаров за счет зеленой энергии, вступающие в силу с 2023 г., могут стать мощным драйвером для строительства промышленными компаниями солнечных электростанций. По оценке IB Centre, к концу 2022 г. в регионе Центральной и Восточной Европы будет построено примерно 4,5 ГВт новых мощностей солнечных электростанций для собственного потребления промышленными компаниями, без использования модели «зеленого тарифа». Следовательно, для украинских товаропроизводителей солнечных панелей, а также предоставителей услуг по установке СЭС это хорошая возможность выйти на внешний рынок. Но сейчас в Украине на уровне государства пока отсутствует стратегическое видение развития.

Следовательно, сами предприниматели вынуждены нарабатывать модели для того, чтобы выйти на международный рынок и наравне конкурировать с иностранными кампаниями.

Так, в контексте обсуждения особенностей украинского экспорта директор по развитию бизнеса компании VOLTAGE Дмитрий НЕЧИПОРЕНКО раскрыл одну из таких важных составляющих экспорта услуг, как работа с иностранными инвестициями внутри страны. Он выделил две модели, по которым инвесторы сегодня хотят работать с предприятиями. Первая из них, когда инвесторы готовы вкладывать деньги в СЭС, например, на крыше предприятия, и продавать ему электроэнергию по рыночной цене. Через 10-12 лет построенная солнечная электростанция передается предприятию в собственность. Предусматривается 3–4 года для окупаемости проекта плюс несколько лет, в течение которого инвестор должен получить прибыль от своей инвестиции. Вторая модель – когда СЭС не оставляют, а инвестор продает электроэнергию с дисконтом, например, в 10% от рыночной цены или фиксирует цену на оговоренный срок. В любом случае предприятие остается в выигрыше как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

«Мы с 2009 года занимаемся проектированием новых и оптимизацией старых сетей на промышленных объектах. Главная цель – уменьшить потребление энергии. То есть фактически мы предоставляем услуги, а не продаем товар, – рассказывает Дмитрий Нечипоренко. – И для выхода на экспорт это была задача двойной сложности. Во-первых, это вопрос доверия, особенно на таких уже устоявшихся рынках. Во-вторых, украинская финансовая система слишком слабо работает на предоставление экспортных кредитов, их практически невозможно получить. И когда мы выходим на международный тендер и «играем» с международными компаниями, то они имеют преимущество, потому что предлагают не только услугу, оборудование, но и предоставляемый банком кредит. Более того, на внешнем рынке, будем откровенны, к украинцам относятся как к бесплатной рабочей силе. Иногда бывало, что нам предлагали выполнить техническую работу, мол, вы крутите провода, а мы сами проект сделаем. Поэтому мы решили, что нужно сделать шаг выше и наработать собственные лайфхаки. Сначала вышли на сотрудничество с производителями металлоконструкций, чтобы совместно проводить анализ рынка и понимать, кому мы можем предлагать комплексный продукт. Затем создали несколько моделей для подачи услуг: можем спроектировать и построить под ключ СЭС за счет заказчика, предложить им кредит от банков, являющихся нашими партнерами, или привлечь инвестора, который установит станцию на предприятии заказчика, а через 10–12 лет передаст ее ему в собственность. Клиент может выбрать любую в соответствии со своим запросом. Комплекс услуг и инвестиционное предложение – это наша фишка, позволившая выйти на внешний рынок. И сейчас мы за счет иностранных частных инвесторов разрабатываем проекты под ключ в Польше, Румынии, Венгрии и других странах.

ДЛИТЕЛЬНЫЕ ЛОКДАУНЫ, ОТСУТСТВИЕ ТРУДОВОГО РЕСУРСА И ВОЙНА

По результатам отчета, который недавно обнародовал Британский Центр экономики и бизнес-исследований, Украина в результате ежегодно теряет 40 млрд долл. или 19,9% ВВП по сравнению с доконфликтным периодом. Постоянное обострение на востоке снижает доверие инвесторов к экономике Украины, что привело к потере 72 млрд долл. инвестиций или 10,3 млрд дол. в год, а постоянное снижение украинского экспорта привело к потерям в 162 млрд долл. в период с 2014 по 2020 год. А нынешнее информационное давление и угроза вторжения со стороны России приводят к тому, что украинская экономика теряет 2–3 млрд долл. ежемесячно, заявил на днях заместитель главы Офиса президента Ростислав Шурма. Это и остановленные инвестиции, и дополнительная инфляция, и потери в туристической сфере, и сокращение авиаперевозок, и сокращение экспорта, потому что, как сообщил на форуме заместитель директора по внешнеэкономической деятельности ООО «Элиос-Трейд» Артем КАЛИНИЧЕНКО, деловые партнеры опасаются, что условия сделок не будут выполнены, а гарантий на возмещение расходов никто дать не может.

«Мы работаем на строительном рынке 15 лет, с 2011 года на внешнем рынке, но такой нестабильной ситуации еще не было, – отмечает Артем Калиниченко. – Война и пандемия внесли свои коррективы. Сначала возникли проблемы с логистикой и поиском партнеров для контейнерной перевозки, потому что, честно говоря, логистические компании не соблюдают те сроки, которые указаны. Возможно, это не зависит от них, но факт есть факт. Мы, к примеру, полтора года ждем оборудования из Китая, которое едет-едет, а приехать не может. Отдельный вопрос – это американский рынок, куда мы экспортируем нашу продукцию. У них катастрофически не хватает трудовых ресурсов, в том числе в портах. Жесткий локдаун и выплаты от государства, в качестве поддержки, повлекли за собой насыщение потребителя валютной массой. И сейчас, если отслеживать ситуацию, у них гиперинфляция и нехватка рабочих. Если еще полтора года назад час работы стоил 15 долларов, то сейчас никто не станет разгружать контейнер даже за 35. И последний момент – это бизнес-доверие. Во вторник, 15 февраля, мы должны были подписать контракт с канадской стороной о поставках нашей продукции для строительства объектов. Полгода вели переговоры, выстраивали точки соприкосновения, и в последний момент они отказались, аргументировав: «Ребята, какой контракт, у вас завтра война». Мы понимаем, что они не хотят рисковать, потому что взяли 100 объектов на застройку, если через три месяца их не сдадут, то попадут под штрафные санкции. Но получилось так, что мы выпустили товар, сложили его в контейнеры, практически вывезли на доставку, а теперь все слетело. Работать в условиях, когда не знаешь, что будет завтра, становится все сложнее».

Сейчас UBTA надеется, что благодаря подписанному Президентом Украины указу о вопросах национальных приоритетов трансформации продовольственных систем в Украине ситуация на внешнем рынке оживится. Ведь документ обязывает Кабмин разработать план, который будет не только обеспечивать интересы нашего государства в сфере продовольственной безопасности, но и поможет утвердить статус страны как мирового лидера в поставках отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров на международный рынок. В плане должны быть определены национальные приоритеты трансформации продовольственных систем в Украине на период до 2030 года, в частности, по таким направлениям, как здоровое питание; дружеское к окружающей среде производство; устойчивость к рыночной нестабильности; доступность пищевых продуктов для всех групп населения. Дорожную карту по трансформации продовольственных систем Украины разрабатывали совместно с участием украинского бизнеса, общественных организаций и правительства.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать