Перейти к основному содержанию

«Укрзалізниця» – самая прибыльная в мире инвестиция 2015 года

Заместитель министра инфраструктуры Владимир ОМЕЛЯН прокомментировал «Дню» высокую оценку Bloomberg и рассказал о плане реформ на этот год
20 января, 19:45
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Южная Корея, Германия и Швеция являются наиболее инновационными странами мира по версии всемирного агенства Bloomberg, которое презентовало на днях свежий рейтинг Global Innovation Index. В первую десятку рейтинга также попали Япония, Швейцария, Сингапур, Финляндия, США, Дания и Франция.

Украина в нынешнем рейтинге заняла 41 место среди 50 стран (между Латвией и Болгарией), тогда как в 2015 году ей отвели 33 позицию.

Во время формирования Global Innovation Index в Bloomberg учитывают семь критериев: концентрация высоких технологий, эффективность высшего образования и процент дипломированных специалистов, количество патентов на число миллионов жителей, процент средств ВВП, направляемых государством на научные исследования, производительность, количество хай-тек-компаний и добавленная стоимость производства в процентах от ВВП.

Среди этих критериев наилучший показатель у Украины — традиционно удерживает образование (пятое место). Наихудшая ситуация с производительностью труда — 50 место среди 50 стран.

Кроме того, Bloomberg оценило прибыльность широкого спектра активов в 2015 году, начиная от валют и фондовых индексов и заканчивая сырьевыми товарами и выкидными облигациями. И здесь таки сенсация для Украины. В сегменте junk bonds (высокоприбыльные облигации) определился самый прибыльный актив прошлого года — еврооблигации «Укрзалізниці» с погашением в мае 2018 года. Инвестиции в этот долг могли за год принести практически 90% доходности, превысив даже прибыльность Ямайского фондового индекса, который показал по году +83% (лидера в сегменте акций) и самой прибыльной валюты 2015 года — сомалийского шиллинга (+18% за год).

К сожалению, как отметил руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр, гордиться здесь нечем. Ведь такой результат отражает, скорее, не высоту взлета, а глубину падения стоимости на начало прошлого года, из которой бумагам, отмечает эксперт, удалось возобновиться.

«Во многом за рост стоимости своих облигаций УЗ должна быть «благодарна» макроэкономической стабилизации в стране и выходу Украины из преддефолтного состояния, что отражает и рост прибыльности суверенного долга Украины, который был успешно реструктуризирован, — отмечает Шкляр. — Например, выпуск госбондов с погашением в сентябре 2020-го показал 50% прибыльность, во многом задавая тренд стоимости других квазигосударственных долговых бумаг, наиболее ярким из которых является бонд УЗ».

«День» попросил заместителя министра инфраструктуры Украины Владимира ОМЕЛЯНА прокомментировать инвестиционный «рекорд» УЗ, рассказать о финансовом положении предприятия сегодня и о том, когда все же украинцы будут ездить на частных поездах?

Чем, по вашим оценкам, обусловлена такая высокая доходность еврооблигаций Украины?

— Первопричиной была их сверхнизкая доходность в 2014 году. Когда страна была на грани дефолта, в войне, «Укрзалізниця» не могла выполнять свои обязательства — фактически был технический дефолт. В 2015 году произошел огромный скачок. Это было обусловлено улучшением ситуации: успешно прошла реструктуризация государственных долгов, и так же нормально была проведена командой Министерства инфраструктуры и министра финансов Наталии Яресько лично реструктуризация внешних долгов «Укрзалізниці».

Собственно, вещи, которые проводит УЗ сегодня: создание публичного акционерного общества, повышение прозрачности в сфере государственных закупок — были отображены в оценке Bloomberg и дали такой резкий рост на товарной бирже.

Какое финансово-экономическое положение УЗ сегодня?

— Я надеюсь, что «Укрзалізниця» в этом году сможет стать одним из тех локомотивов, который должен вытянуть украинскую экономику из спада. По меньшей мере, мы готовы направить более 10 миллиардов гривен на украинские заводы на ремонт и модернизацию локомотивов, изготовление вагонов и тому подобное. В плане публичных закупок УЗ предусмотрено порядка 600 миллионов долларов на 2016 год. Это те деньги, которые пойдут в украинскую экономику. Наш приоритет номер один — чтобы эти деньги были потрачены прозрачно, без традиционных «прокладок» лоббистов УЗ, и максимально эффективно. С этой целью мы сегодня разрабатываем ряд мероприятий, в частности хотим предложить правительству возможность привлечения украинских производителей напрямую. Ведь до этого тендерные условия были выписаны настолько сложно, что украинские производители не могли в них принимать участие, потому использовались «прокладки», которые имели соответствующие финансовые ресурсы. В итоге себестоимость продукции и ее закупочная стоимость для государства вырастала в разы, и фактически налогоплательщики теряли огромные средства, а кто-то «нагревал руки».

Кроме того, сейчас мы пересматриваем план закупок путем оценки количественных показателей. Как факт — снижение расходов в связи со временной аннексией Крыма и потерей территорий восточных областей Украины. Очевидно, это отразится и на перевозках УЗ.

На какой стадии сегодня процесс корпоратизации «Укрзалізниці»? Какие перспективы появления в этом году частных поездов?

— Я думаю, что об этом еще преждевременно говорить. Закон еще не принят. Он сейчас на рассмотрении парламента. А во-вторых, частную тягу мы планируем внедрять не на первом этапе, а значительно позже. В первую очередь мы хотим добиться либерализации условий работы УЗ, и я очень надеюсь, что нам удастся, несмотря на сопротивление лоббистов и откровенное давление, установить справедливые прозрачные тарифы и избежать злоупотреблений, когда отдельные компании непонятно каким образом получают безумные скидки на перевозки, в результате чего украинцы дотируют не собственную экономику, а тех олигархов, которые выводят деньги из нее за границу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать