Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ultima ratio regum*

Эксперты «Дня» оценили предложенные правительством антикремлевские санкции
12 августа, 11:42
СЕГОДНЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК ПРЕДСТАВИТ В РАДЕ ЗАКОНОПРОЕКТ О САНКЦИЯХ И БЮДЖЕТНУЮ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЮ ДЛЯ РЕГИОНОВ / ФОТО РЕЙТЕР

В поданном Кабмином на рассмотрение парламента законопроекте №4453а «О санкциях» предложено предоставить право вводить экономические санкции пяти субъектам: ВРУ, Президенту, КМУ, НБУ, СБУ. В соответствии с текстом документа, вводить  или нет санкции, вносить в них изменения или отменять будет решать СНБО, а вводить в действие ее решения — глава государства соответствующим указом.

Всего же в законопроекте 29 санкций. Среди них такие: блокирование активов, ограничение торговых операций, транзита энергоресурсов, полетов и перевозок, участия в госзакупках; предотвращение выведению капиталов за пределы Украины; аннулирование или приостановка лицензий и других разрешений, в том числе, выданных НБУ (например, на осуществление инвестиций в иностранное государство, размещение валютных ценностей на счетах и вкладах на территории иностранного государства); запрещение участия в приватизации, аренде государственного имущества; ограничение или прекращение деятельности СМИ и других субъектов информационной деятельности (в том числе, в сети интернет); запрещение увеличения размера уставного капитала хозяйственных обществ, предприятий, банков, в которых есть иностранная часть; отказ в предоставлении и отмена виз; прекращение действия международных договоров и другие. По оценкам Яценюка, от всех этих санкций Украина может потерять  $7 миллиардов в год.

«Кабмин также передает Раде фамилии 172 человек — граждан РФ, финансирующих терроризм, поддержавших аннексию Крыма, а также 65 юридических лиц, преимущественно российской собственности и российской резидентуры, поддерживающих и финансирующих терроризм», — прибавил Яценюк. Правда  в конкретику он не вдавался, потому что  «открыть» этот список может только СНБО.

Арсений Яценюк также заявил, что Киев даже готов пойти на полную остановку транзита российского газа в Европу.

Как сообщил «Дню» источник в КМУ, первых претендентов на экономические санкции могут назвать уже после успешного голосования в Раде. Но какой из пакетов ограничений (минимальный или максимальный) в итоге применят, по словам собеседника издания, будет зависеть от поведения  России.

«День» поинтересовался мнением  экспертов, по каким отраслям предложенные правительством санкции ударят в первую очередь? И насколько действенными они могут  быть вообще?

«Традиционно действуем по принципу: долго запрягаем, но быстро едем... Украина опоздала со своими санкциями, но если мы внедрим в полном объеме все 29 пунктов, то фактически перегоним ЕС и США по жесткости ограничений России.  И это логично, потому что именно против нас РФ ведет гибридную войну. Анализ санкций указывает на то, что такой уровень жесткости санкций — это по существу введение военно-экономического положения», — комментирует в разговоре с «Днем» председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. По его мнению, вместе с европейскими и американскими торговыми ограничениями украинские санкции спровоцируют достаточно негативные последствия для российского бизнеса. В частности, убежден эксперт, реакция не задержится на российском фондовом рынке, особенно, это будет заметно на стоимости акций энергетических компаний, которые имеют свои сети АЗС. Новак считает, что после введения санкций, Украина должна предложить подобный уровень санкций другим странам. «Они могут стать ориентиром для США и ЕС», — объясняет он.

«Наиболее эффективное оружие в экономической войне — прекращение транзита энергоносителей через украинскую территорию», — говорит руководитель проектов Лиги финансового развития, экономист Андрей  Блинов. В результате всем участникам  военного конфликта придется определиться, кто и за кого играет, в первую очередь, ЕС, считает он. Остановка транзита газа, по мнению Блинова, — автоматически включает вопрос проведения отапливаемого сезона в еврозоне и работы промышленности, особенно, в Центральной Европе. С другой стороны, по мнению эксперта, сама Россия долго не сможет держать  в своих хранилищах или продать кому-то другому европейские объемы газа. «РФ не будет получать миллиарды долларов от экспорта газа — это и есть прямое финансовое давление... Она будет недополучать до 10% всей валютной выручки  от продажи за границу энергоносителей. Это и является самой эффективной санкцией», — объясняет  руководитель проектов Лиги финансового развития.

«В структуре торговых украино-российских отношений 63% российского импорта — газ и нефть. Это  — бизнес Путина и его окружения. Поэтому точечный удар именно по газу теоретически может остановить агрессию России», —  подтверждает мнение коллеги Андрей Новак.

Давление на транзит — это выход, но только на крайний случай, предостерегает эксперт газового рынка, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил  Гончар. Он  считает, что единственный вариант ограничения транзита газа в ЕС — это прямое вторжение российских вооруженных сил в Украину. По его мнению, не случайно Украина держала «в рукаве» набор санкций и обнародовала их только в пятницу, а Арсений Яценюк предупредил о возможной остановке газового потока через  Украину.

«Именно в пятницу была большая угроза «гуманитарной интервенции» (читай  военного вторжения) из России. Полная остановка транзита газа через  Украину — это «Ultima ratio regum», что  в переводе означает  «Последний аргумент королей», — подытоживает Гончар.

При других сценариях развития ситуации, по мнению эксперта, газовую санкцию трогать нельзя, так как РФ использует этот повод, чтобы  обвинить нас. Мол, вот видите, мы всегда говорили, что Украина использует свое транзитное расположение  как рычаг влияния для достижения своих политических целей.

Если эту угрозу не учтет украинское руководство, то, продолжает эксперт, европейские лоббисты «Газпрома» получат безапелляционное подтверждение, что не будут мерзнуть зимой, Евросоюз должен срочно разблокировать вопрос дачи согласия на выключение газопровода OPAL (ответвление «Северного потока» по территории Германии), запустить на полную  мощность  «Северный поток» и дать согласие на строительство «Южного потока».

Среди  других действенных экономических  рычагов  эксперты называют финансовый сектор. «В нем размещены активы Путина и его окружения», — говорит Новак. «По словам главы НБУ, объем российского капитала в украинской банковской системе — 18,5 миллиарда гривен (32% общего объема зарубежного капитала), активы — это 13% в системе. При таких условиях введение санкций против банковских учреждений может привести к глубинным проблемам в банковской сфере, в первую очередь к оттоку капитала и возможным инфляционным ожиданиям», — добавляет экономист Международного центра перспективных исследований Ангела Бочи. Одним словом, в полной мере мы не сможем применить здесь санкции, потому что пострадают украинские вкладчики. Поэтому Андрей Новак предлагает провести  работу с людьми, чтобы они переводили свои вклады из российских банков в украинские,  а Ангела Бочи — увеличивать контроль за теми банковскими учреждениям, которые способствуют финансированию терроризма.

Не исключено, что в ближайшее время будет  и запрет работы  в Украине определенных серверов, которые транслируют работу российских каналов и сепаратистов о боях в зоне АТО, продолжает называть самые действенные санкций из  правительственного  перечня Блинов.

Кроме того, добавляет руководитель проектов Лиги финансового развития Андрей Блинов, может хорошо «выстрелить» и пункт о запрете участия в приватизации российским компаниям. Ведь Украина анонсировала продажу значительной части имущества в энергетике и химической промышленности, и именно россияне хотели их покупать. Впрочем,  это произойдет только при условии прозрачных сроков. В настоящий момент российские компании начали перерегистрироваться  на другую юрисдикцию (например «Лукойл»), поэтому  не вполне возможно их участие в торгах под видом офшорных компаний.


* Надпись на французских пушках, которые отливали во времена правления Людовика XIV, приблизительно с 1650 года.

Сам термин Ultima ratio впервые был использован во время Тридцатилетней войны, когда кардинал Ришелье приказал отлить на стволах пушек слова Ultima ratio regum. При этом эта сентенция подчеркивала не столько крайне радикальные меры решения проблемы, сколько важность решающего слова короля, которое должно окончательно разрешить конфликт. Эта надпись была запрещена Национальным собранием в 1796 году. В это время Педро Кальдерон де ла Барка в своей драме «В этой жизни все и истина и ложь» писал, что порох и свинец есть ultima razon королей. В 1742 году Фридрих II Великий в Пруссии внедрил собственную версию надписи «ultima ratio regis» (лат. дословно «последний аргумент короля»).

Сегодня используется для определения последнего способа решения проблемы, последнего средства или действия при конфликте интересов, когда все другие, более умеренные или более мудрые с этической точки зрения методы решения были использованы безрезультатно. Часто этой сентенцией обосновываются агрессивные (военные) действия, если все предыдущие попытки решения конфликта не дали результатов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать