Выгоднее, чем «потоки»
Немцы взялись за модернизацию компрессорной станции на газопроводе «Союз»«Нефтегаз Украины» подписал меморандум о взаимопонимании относительно модернизации компрессорной станции (КС) «Бар» на магистральном газопроводе «Союз». В течение ближайших 19 месяцев немецкая компания Ferrostaal должна продлить срок эксплуатации оборудования КС на следующие 15 лет, снизить объем потребления газа на 28%, а также улучшить КПД станции. На модернизацию компрессорной станции планируют потратить 50 миллионов евро, взятые в кредит в Deutsche Bank.
Как отмечает заместитель председателя правления «Нефтегаз Украины» Вадим Чупрун, модернизация данной КС — это фактически начало модернизации второго магистрального газопровода после «Уренгой-Помара-Ужгород», первый стык которого, напомним, сварили прошлым летом.
Не менее оптимистично настроена и немецкая сторона. «Многие из этих станций были построены при участии немецких компаний, — напоминает историю строительства «Союза» в 1980-х годах управляющий директор компании Ferrostaal Марк Ноймен. — Это облегчает нам работу по их модернизации. Мы очень рады, что имеем такую возможность. И сделаем все на высшем уровне».
Такую «готовность № 1» немецкой компании депутат Бундестага Карл Веллман объясняет в том числе и позицией Германии и ЕС в целом относительно поставок российского газа в Европу. По его словам, Европа хочет импортировать российский газ через модернизированную украинскую ГТС, а не через новые, намного более затратные газопроводы наподобие «Южного потока».
«Проект модернизации украинской ГТС поддерживает и правительство Германии, и Еврокомиссия. Ведь модернизация существующих газопроводов требует всего лишь 10—15% от стоимости построения того же «Южного потока», — констатировал Карл Веллман, чем особенно порадовал украинских членов правительства. В частности — заместителя министра энергетики и углепрома Владимира Макуху. «На сегодняшний день для Еврокомиссии более выгодно рассмотрение тех проектов, которые нуждаются в модернизации действующих газопроводов, а не строительство новых», — добавил чиновник.
Этот тезис перед подписанием немцы хорошо обсудили с премьер-министром Украины Николаем Азаровым. В ходе встречи немецкие специалисты подтвердили убеждение Азарова, что существенная модернизация украинской ГТС, которая оценивается в $ 5,3 млрд, окупится раньше, чем может быть введен в эксплуатацию газопровод «Южный поток».
А Азаров, в свою очередь, обратил внимание немецких гостей на подземные хранилища газа украинской ГТС. В частности, на их способность работать в период аномально низких температур. «Поэтому альтернативы модернизации украинской ГТС нет. Потому ни «Северный поток», ни «Южный поток» не снимают риски, вызванные аномально низкими температурами», — подчеркнул премьер-министр.
В то же время Азаров подтвердил готовность Украины создать консорциум при участии России и Европейского Союза. Но в этом, по его словам, должны быть заинтересованы все три стороны. Зато от «Газпрома» идут пока негативные сигналы. В частности, признание «Нефтегаза» не партнером для «Газпрома», а только покупателем.
Однако, как уверяют украинские члены правительства, сотрудничество с немецкой стороной только будет развиваться, даже несмотря на постоянные замечания «Газпрома». При этом «Нефтегаз Украины», как констатировал Вадим Чупрун, остается на своей позиции — импортировать в этом году не более 27 млрд кубометров газа. И на это решение заявления «Газпрома» тоже не повлияют. Как и обещания российской стороны подать иск в Стокгольм. В «Нефтегазе» уверены, что за них с «Газпромом» договорятся президенты.
«Наша позиция неизменна — 27 млрд кубометров, — говорит Чупрун. — 12 июля будет встреча двух президентов. И там этот вопрос стоит. Я думаю, что они найдут какую-то середину. Чтобы не подавать друг на друга в суд. Не хватало нас еще в этих международных судах».
Напомним, «Газпром» не исключает возможности судебного иска к Украине в случае недобора предусмотренных контрактом 52 млрд кубометров газа. Однако, как заявил председатель «Газпрома» Алексей Миллер, решение об иске в Стокгольмский арбитраж будет приниматься уже по итогам года.
Выпуск газеты №:
№113, (2012)Section
Экономика