Выживет ли децентрализация в период политической турбулентности
Чем грозят две избирательные кампании подряд одной из самых успешных реформ правительства — взгляд экспертовНа сегодняшний день в Украине уже есть 886 объединенных территориальный громад, в которых проживает почти 70% всего населения и которые занимают 37,6% территории Украины. Наибольшим преимуществом децентрализации за пять лет ее существования все в один голос называют увеличение финансовых полномочий на местах. Доходы местных бюджетов выросли почти в 4 раза, что позволило громадам стать публичными инвесторами своих территорий: это отремонтированные школы, садики, дороги, места общего пользования. Украинские села начали возрождаться, и это замечают украинцы. По результатам исследования центра Разумкова, более 60% жителей Украины поддерживают децентрализацию. Согласно данным социологического опроса, 65% респондентов указали, что именно эта реформа вернула селам и городам шанс на развитие. Но не заставят ли результаты президентских выборов (а затем и парламентских) «отмотать» на нулевой уровень все, чего удалось достичь громадам на местах в ходе реформы? Об этом шла речь на круглом столе «Клуба голов ОТГ», который периодически собирает Винницкий центр развития местного самоуправления.
«ЭТО ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ РЕФОРМА, ЕЕ НЕЛЬЗЯ ТРОГАТЬ»
Еще до объявления результатов президентских выборов на одном из центральных телеканалов премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что при любом «раскладе» будет защищать реформу децентрализации, закрепив ее на уровне Конституции.
«Сейчас уже 70% украинцев имеют доступ к преимуществам децентрализации. Но важно, чтобы все 100% украинцев имели новое качество жизни. Ведь это — новая школа, новая дорога, новая экономическая основа общества, — сказал Владимир Гройсман. — В Конституции нужно закрепить, что это фундаментальная реформа, и ее нельзя трогать. Если этого не сделать, то можно будет обычным законом все отменить. И это опасно. Но я буду защищать реформу. Она одна из ключевых с точки зрения управления и принятия решений».
Он добавил, что сейчас происходит процесс, когда на места приходят новые управленцы, которые готовы эффективно использовать новые возможности и новые ресурсы, — прежде всего финансовые. И только по направлению доходов местных бюджетов их прогнозный объем в этом году будет составлять 270 млрд грн. Именно они пойдут на развитие громад, процесс объединения которых должен завершиться в 2020 году.
«ЕСЛИ НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО БУДЕТ НАСТРОЕНО СОХРАНИТЬ ГОСУДАРСТВО, ТО ОНО ОБЯЗАНО ПРОДОЛЖИТЬ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЮ»
Территориальная организация так или иначе должна быть в государстве и, по большому счету, в полномочиях президента привязки «к территории» нет. Поэтому, по мнению эксперта Центрального офиса реформ при Минрегионе Украины, директора Института развития территорий Юрия ГАНУЩАКА, реформе децентрализации пока ничего не грозит. Он конкретизирует, что она реализуется правительством, и теперь главное до появления нового парламента обеспечить стабильность и правопреемственность в реализации реформ, тогда она «перескочит» этот момент и будет двигаться дальше.
«Я бы не хотел заблаговременно предполагать, каким будет новый парламент. Потому что за полгода изменится много. Во-первых, спадет ажиотаж, который сопровождал президентские выборы, мол, «все плохо» и «все пропало». В действительности по той же децентрализации видно, что в стране идут перемены к лучшему, в экономике — тоже. У нас еще есть полгода, и я думаю, отрезвение наступит. В стране идут реформы, причем позитивы от них уже чувствуются. А потому, если новое правительство будет настроено сохранить государство, то оно обязано продолжить децентрализацию, — убеждает эксперт. — Если мы в 2020 году, не дай Боже, не выйдем на новую пространственную организацию власти, начнется абсолютный хаос. Потому что будут территории, где уже сложилась новая система управления в объединенных громадах, и останутся территории, с которыми не понятно что делать. Поэтому мы должны на местные выборы и в 2020 году идти с полностью сформированной новой пространственной организацией власти. На сегодняшний день имеющееся количество объединенных громад не является еще той критической массой, которая гарантирует необратимость реформы децентрализации. Их недостаточно. Есть много сил, которые опираются этому процессу, причем на разных уровнях. И здесь этот вопрос также нужно регулировать».
«НЫНЕШНИЕ РАЙОНЫ НУЖНЫ ТОЛЬКО ЧИНОВНИКАМ, А ЛЮДЯМ НУЖНЫ КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ»
Едва ли не самое сильное сопротивление головы ОТГ чувствуют на местах именно со стороны районных советов и районных администраций, причем проявляется оно от тихого саботажа до откровенного противостояния. Это происходит прежде всего из-за того, что с формированием дееспособных громад большинство полномочий и ресурсов от районов (то есть райсоветов и РГА) перешли к ОТГ. И именно громады тянут лямку местного экономического развития, заботятся о предоставлении образовательных, медицинских, административных, коммунальных услуг. Другими словами — именно громады заботятся, чтобы их жители жили в достойных условиях.
«Для чего нам нужны эти двойные стандарты? — задает риторический вопрос глава Калиновской ОТГ Анатолий ШАМАЛЮК. — В Калиновском районе сейчас создано 3 ОТГ, за пределами громад осталось всего лишь 5 тысяч людей, о которых заботится райсовет и администрация, где работает не 5 и не 10 сотрудников, а несколько десятков. Им ежемесячно платят зарплату, содержат помещение, оплачивают коммунальные услуги. Кроме того, не определены отдельные вопросы регистрации и перерегистрации предприятий в пределах района, это уже прямые потери по поступлению ПДФО в бюджет ОТГ. То есть имеем пакет вопросов, которые нужно решить на центральном уровне, ведь стоит понимать, что обратного пути децентрализации не будет. Мы должны двигаться вперед. Я был одним из первых, кто начал этот процесс в области. Но сегодняшний день пора определять, кто является эффективным. Следует честно признать, что нынешние районы нужны только чиновникам, а людям нужны качественные услуги и условия для самореализации».
«У ДЕЙСТВУЮЩИХ ДЕПУТАТОВ МОГУТ НЕ ДОЙТИ РУКИ ДО ПРИНЯТИЯ НУЖНЫХ ЗАКОНОВ»
Укротить страсти между новыми громадами и старыми районами призвана новая система административно-территориального устройства, законопроект о которой «покрывается пылью» в Верховной Раде. Теперь, как объяснил эксперт Центрального офиса реформ при Минрегионе Иван ЛУКЕРЯ, происходит базовый уровень реформы — добровольное объединение громад, а со следующего года начнется трансформация районов, иными словами — их укрупнение. Ведь при создании объединенных громад основные полномочия, которые сегодня реализовываются в районах, переходят на уровень объединенных громад. Поэтому существование небольших районов теряет смысл. Но, собственно, этот процесс может стать еще одним вызовом для реформы. И не факт, что парламентариям в предвыборный период (или во время подготовки к нему) хватит смелости сделать такие шаги системного характера.
«Один из ключевых вызовов — тот факт, что мы из одних выборов плавно переходим в другие. И сейчас каждый лидер будет формировать свою политическую силу, а депутат — мажоритарный округ. Один из рисков в том, что у действующих народных депутатов могут не дойти руки до принятия нужных законов, которые актуальны и которых у нас критически нет, — признает Иван Лукеря. — На сегодняшний день в парламенте мы имеем два зарегистрированных законопроекта: первый — о принципах админтерустройства, которое регулирует процедуры, как должны утверждаться территории громад и территории районов. Второй законопроект предоставляет право Кабмину утверждать территории громад. В случае одобрения этого законодательного акта в ближайшее время у правительства появляется возможность начать работу по формированию дееспособных громад по всей территории Украины и, условно говоря, осенью ее утвердить. И это станет предохранителем для нормального функционирования ОТГ. Кроме этого, исходя из той программы, которую подавал еще кандидат, а теперь электорально избранный президент Владимир Зеленский, реформа децентрализации будет продолжена и завершена. То есть четких сигналов от его команды, «что это было плохо» или «мы сделаем лучше» не звучало. А это дает основания говорить о том, что в этой части реформа продолжится».
...Пока политики сражаются и ведут переговоры под ковром, громады готовят к первым выборам. 30 июня ЦИК назначил голосование в 66 объединенных территориальных громадах, во время которых местные жители будут выбирать своих депутатов и глав громад. Самыми массовыми они будут в Николаевской области — в 12 объединенных территориальных громадах. В восьми ОТГ будут голосовать в Луганской области, в шести — в Черниговской. Избирательный процесс также назначен в таких областях: Винницкая (пять ОТГ), Волынская (одна), Житомирская (две), Запорожская (четыре), Ивано-Франковская (одна), Киевская (пять), Кировоградская (одна), Одесская (четыре), Полтавская (одна), Ровенская (три), Сумская (четыре), Харьковская (одна), Херсонская (две), Хмельницкая (одна), Черкасская (три) и Черновицкая (две).
Выпуск газеты №:
№77-78, (2019)Section
Экономика