Перейти к основному содержанию

Юрий Бойко: Украина имеет рычаги для переговоров и с Евросоюзом, и с Россией

11 апреля, 20:23

Премьер-министр Украины Николай Азаров поручил министру энергетики и угольной промышленности Юрию Бойко проконтролировать максимальное использование нефти собственной добычи для стабилизации цен на рынке светлых нефтепродуктов. «Сегодня это основное задание и персональная ответственность министра энергетики и угольной промышленности Бойко», — считает премьер. «День» с ним в этом полностью согласен и поэтому обратился к министру за интервью.

— Национальная комиссия регулирования электроэнергетики перенесла решение о повышение газовых тарифов для населения и предприятий теплокоммунэнерго. Это случилось из-за несогласованности с профсоюзами? Допускаете ли вы, что профсоюзы и дальше будут упорствовать? Чем это может обернуться для «Нафтогаза», который по итогам 2010 года имел большие убытки?

— Рост тарифов — это объективная необходимость. Украина энергозависимая страна, и за последние несколько лет наша зависимость от импортного газа только возросла. И это стало главной причиной того, что МВФ нас упрекал: вы не развиваете собственную добычу газа из-за из его низкой цены. Я хочу напомнить, что у нас средняя цена реализации газа собственной добычи по стране была 580 гривен за 1000 кубов. При этом россияне, добывающие 600 миллиардов кубометров газа, а не 20 миллиардов, как мы, продавали своему потребителю, своему населению в Белгородской области (это рядом с нами) газ по 870 гривен за тысячу кубометров.

Очень важно, что дополнительные средства от повышения тарифов на газ для населения пойдут на увеличение добычи газа в нашей стране. Примерно 1,2 миллиарда гривен уже в этом году будут направлены на освоение лицензий, принадлежащих государству, — в Азовском и Черном морях. Это Субботинское, Штормовое, Одесское — все месторождения, которые, по нашему мнению, при условии вложения денег дадут дополнительное количество газа и позволят обеспечить нашего потребителя своим газом, а не переплачивать за импортный.

Сегодня НАК «Нафтогаз Украины» закупил самую современную буровую платформу в Сингапуре. Осенью она будет доставлена на Субботинское месторождение в Черном море. Я уверен, что задачу, которую поставил нам Президент — за пять лет максимально снизить закупку импортных энергоносителей, мы выполним, причем в указанный срок. Я вижу перспективу решения этого вопроса.

Готовясь к повышению тарифов на газ для населения, мы разработали четкую и эффективную систему защиты граждан, которые не могут оплачивать возросшие суммы. Анализ ситуации показал, что из-за бюрократизма в системе оформления дотаций многие люди, имевшие на них право, просто не обращались за ними в соответствующие организации. Поэтому существенно упрощен механизм получения дотации. Для этого введено так называемое единое окно. И я уверен: эта система защитит людей.

— Продолжая эту тему, хочу спросить о намерении вывести «Нафтогаз» на IPO и получить таким образом более 5 миллиардов долл. Об этом говорили и вы, и Президент. Но есть ли уже на этот счет согласие кредиторов «Нафтогаза»? Будет ли перед выходом на IPO отменен закон, запрещающий в любой форме отчуждение имущества этой компании, а также проведена реструктуризация НАКа, как того требует Европейская энергетическая хартия, подписанная Украиной, и другие документы ЕС? Означает ли это, что идеи создания международного консорциума и объединения «Нафтогаза» и «Газпрома» в ходе украинско-российских переговоров окончательно похоронены? Или же акционирование и IPO — это просто их облегченный вариант?

— Вопрос выведения НАК «Нафтогаз Украины» на мировой фондовый рынок достаточно непростой. Он требует очень взвешенного подхода.

Выход на IPO — это скорее не цель, а средство, стимул для разрешения тех проблем, которые накопились как в компании, так и в отрасли в целом.

На сегодняшний день с целью максимального повышения эффективности функционирования «Нафтогаза» разрабатываются и анализируются различные варианты его реструктуризации, в частности создание совместных предприятий, заключение договоров о совместной деятельности, обмен активами и привлечение средств путем выхода на IPO и т.д. После проведения всех необходимых расчетов с привлечением ведущих международных экспертов соответствующие выводы будут представлены в Кабинет Министров Украины.

Анализ возможностей выхода компании на IPO — это длительный процесс, и освещение его деталей на данный момент является преждевременным. Но, как вы понимаете, продажа на фондовом рынке не может предполагать какого-то одного покупателя. Я надеюсь, у нас будет много инвесторов, которые хотят приобрести эти акции и готовы платить деньги.

— Вы добились определенных среднесрочных гарантий Москвы на стабильную прокачку газа по украинской ГТС. Но этого, конечно, будет недостаточно, если России все же удастся начать строительство «Южного потока» (кстати, сроки этих гарантий, если я не ошибаюсь, как раз и заканчиваются, когда этот обходной путь может начать работу). Не считаете ли вы, что Россия просто блефует, выжимая из Украины на переговорах все возможные уступки и ожидая, что она сломается, поскольку понимает, что украинский вариант транспортировки газа в Европу, даже с учетом затрат на модернизацию нашей ГТС, намного дешевле, чем строительство «Южного потока»?

— Наша позиция в данном вопросе остается неизменной: украинский маршрут транзита газа и экономически, и исторически, если хотите, более выгоден России, чем строительство любого альтернативного газопровода.

Украинская ГТС является одной из крупнейших в мире и может перекачивать даже при незначительных вложениях на модернизацию до 200-т миллиардов кубометров газа в год. Но ведь Украина пока что ежегодно прокачивает лишь 100 млрд кубометров российского газа (это 80% от общего объема его поставок в ЕС).

Мы хотели бы получить от российских партнеров четкие долгосрочные гарантии объемов транзита российского газа по территории Украины с учетом строительства обходных маршрутов, поскольку существующая на сегодня неопределенность не дает Украине возможность сконцентрировать человеческие ресурсы и промышленный потенциал, обеспечить и нашим компаниям, и нашим партнерам возможность уверенно смотреть в будущее и планировать свою деятельность.

Кроме того, мы напрямую задали вопрос нашим европейским коллегам, что выгоднее для Евросоюза: поддержка проекта «Набукко» или «Южного потока», который является нашим прямым конкурентом. На самом деле это аналогичные проекты, которые выходят на один и тот же рынок Европы. И нам непонятно, почему наши европейские партнеры поддерживают оба проекта, во всяком случае на уровне стран, представляющих Евросоюз.

— Глава «Газпрома» Миллер в кулуарах недавнего круглого стола в Москве говорил о том, что Россия ни за какие украинские коврижки, то есть уступки, не откажется от «Южного потока». Такую возможность он допускал только в том случае, если Украина примет решение о вступлении в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. Есть ли вероятность, что Украине придется согласиться на этот навязываемый нам вариант?

— Украина в вопросах транзита газа имеет рычаги для ведения переговоров и с Евросоюзом, и с Россией. Но в нашем обществе бытует такая неправильная мысль, что только Россия нас обходит. На самом деле «Южный поток» — это совместный проект России и Европы. И мы не можем спокойно стоять в стороне и наблюдать за происходящим на этом направлении, как это делало, к сожалению, предыдущее руководство страны. Когда реализация обходных проектов начиналась, они спокойно на это смотрели. И «досмотрелись» до того, что эти проекты активно претворяются в жизнь. Повторяю, у нас есть соответствующие рычаги для проведения переговоров и с Европейским Союзом, и с Россией. И мы используем их в полной мере.

— События в Японии и реакция на них во многих странах (в Германии, например) поставили Украину, пережившую Чернобыльскую катастрофу, перед новыми вызовами. Не откажемся ли мы от запланированного строительства новых ядерных блоков? Есть еще вариант отказа от продления сроков эксплуатации тех старых блоков, на которых не закончена соответствующая подготовка... К какому решению склоняетесь вы как министр?

— Развитие атомной энергетики в мире неизбежно. После трагедии в Чернобыле этот тезис очень многие активно оспаривали. Но сегодня большинство политиков осознали, что будущее без ядерной энергетики невозможно. Это очень важно для нас, так как наша страна является одним из основных игроков на этом рынке.

С другой стороны, конечно, есть проблема безопасного использования энергоблоков. Для этого существует международная организация, которая оценивает возможности продления сроков службы реакторов и выдает соответствующие разрешения. Разрешение выдается только на три года, хотя потенциально срок службы может быть продлен на 10—12 лет. И каждые три года мы обязаны повторять процедуру и получать разрешение на следующие три года в течение всего срока эксплуатации реактора.

Одновременно ведется работа по развитию возобновляемых источников энергетики. Мы полностью поддерживаем Положение Европейского Союза №2020 по развитию альтернативной энергетики и являемся партнерами в нескольких программах.

— В этом году серьезно лихорадит украинский рынок нефтепродуктов. Вы успокаивали, что цены все же снизятся. Вам, конечно, виднее, но события на Ближнем Востоке и в Японии, как мне кажется, посылают совсем другие сигналы. Вы настаиваете на своем обещании сбить цены на бензин? Как это может быть сделано?

— Стабилизация ситуации на рынке нефтепродуктов может быть достигнута только путем создания равных условий для всех игроков. Предыдущее правительство на протяжении нескольких лет создавало преференции импортерам, в итоге половина рынка оказалась заполнена импортным топливом, цена на которое полностью зависит от мировой конъюнктуры. С другой стороны, отечественные НПЗ снизили объёмы переработки нефти, что привело к тому, что больше миллиарда долларов добавочной стоимости остается за границей, поддерживая зарубежных производителей нефтепродуктов.

Все слова о том, что цены на рынке нефтепродуктов отрегулирует сам рынок, — это неправда. Учитывая чувствительность цен для всех отраслей, для всех сторон жизни людей, правительство и государство всегда будет жестко следить за ценами на нефтепродукты и корректировать их в сторону уменьшения. И, невзирая на всю вакханалию в прессе, которая стала реакцией на действия правительства по снижению цен на нефтепродукты, мы будем продолжать эту политику, потому что у нас перед глазами очень яркий пример наших соседей в Турции, которые, отпустив цены и понадеявшись на рынок, получили сегодня 2 евро за литр 95-го бензина.

С учетом нестабильной ситуации на мировом рынке нефти мы отложили пока вопрос введения пошлины и внесли предложения относительно снижения налоговой нагрузки на нефтетрейдеров. Помимо этого, для поддержки отечественных нефтепереработчиков мы инициируем отмену НДС на ввоз нефти в Украину.

Министерство, совместно с игроками рынка, определило цену на самый ходовой бензин А-95 в размере 9,75 грн/л. Мы рассчитываем, что задействованный комплекс мер в совокупности с нисходящим ценовым трендом на нефть на мировых биржах позволит удержать цены на рынке и в дальнейшей перспективе начать их постепенное снижение.

— В этом году Украина планирует начать долгожданную приватизацию электрогенерации? Уверены ли вы в том, что ее лучшие куски не достанутся лидеру нашей частной энергетики ДТЭКу?

— В этом году будет реализован пилотный проект по приватизации пяти-шести компаний на рынке дистрибуции и двух — на рынке генерации. Этот процесс уже начался. Я надеюсь, что до середины года мы объявим о проведении аукциона по первым компаниям на рынке дистрибуции и первой компании на рынке генерации.

Итоги конкурса сложно спрогнозировать, но позиция министерства состоит в следующем: ключевым вопросом к инвестору, заинтересованному в приобретении компаний, будет сумма, которая может быть направлена на модернизацию для того, чтобы реализовать мероприятия в энергетике, которые Украина обязалась выполнить, вступая в Международное энергетическое сообщество.

— Что вы собираетесь делать с предприятиями теплокоммунэнерго, которые задолжали за газ астрономические суммы?

— Начнем с формальной стороны вопроса. Согласно положениям статьи 13 Закона Украины «О теплоснабжении» ответственность за теплоснабжение возложена на органы местного самоуправления. А положениями Закона Украины от 08.07.2010 № 2467-VI «Об основах функционирования рынка природного газа» и постановления Кабинета Министров Украины от 27.12.2001 г. № 1729 предусмотрено, что импортированный природный газ реализуется в Украине только при условии стопроцентной оплаты потребителями использованного природного газа.

По сути, несмотря на задолженность более 8 млрд грн только за этот отопительный сезон, НАК «Нафтогаз Украины» продолжает поставки газа для ТКЭ для производства тепла и горячей воды. Если бы этого не было, украинские дома уже давно напоминали бы апокалиптические картины из фильма «Послезавтра». И министерство, и «Нафтогаз Украины» неоднократно обращались в Кабинет Министров и правоохранительные органы с просьбами и предложениями по стабилизации ситуации и наведению финансовой дисциплины. К сожалению, пока мы имеем только нарастание задолженности, которая сопоставима с месячным объемом платежа Украины за российский газ.

Правительство планирует ряд мероприятий для реформирования этого сектора отечественного ЖКХ. Прежде всего, это снижение потерь газа и уже произведенного тепла при его транспортировке и, соответственно, снижение себестоимости производства одной гигакалории тепла. И, естественно, восстановление финансовой дисциплины, определение алгоритма погашения задолженности и повышения уровня расчетов тепловиков с НАК «Нафтогаз Украины».

— Не могу не спросить и о закрытии нерентабельных бесперспективных шахт и приватизации остальных. Какими будут принципы и условия этих процессов? Не забудут ли при этом о людях, о социальном и экологическом направлениях? Будут ли и частные шахты, наравне с государственными, получать бюджетные средства?

— С марта 2010 года министерство при поддержке правительства и Президента работает над решением проблем угольной отрасли. Основная задача для нас — решение как конкретных производственных вопросов технического переоснащения, реконструкции угольного хозяйства, увеличения продуктивности труда, так и социальных. Сегодня уровень зарплаты шахтеров отстает от законодательно закрепленного, шахты не в состоянии содержать свою социальную сферу. Все эти вопросы накапливались годами, и решать их было необходимо еще вчера.

Что уже удалось сделать? Мы остановили падение добычи. С мая прошлого года идет ее прирост (по итогам прошлого года на 73,7 тыс. тонн). Добыча угля превысила показатель 2009 года. Более миллиарда гривен было привлечено в отрасль в виде негосударственных инвестиций, что позволило начать техническое переоснащение шахт. Сейчас реализуется более 60-ти проектов реконструкции шахт, есть договоренности с банками о получении долгосрочных кредитных ресурсов для их реализации. По каждому угледобовающему предприятию разработаны инвестиционные проекты (всего на 5,5 млрд грн). Мы возродили государственную программу «Здоровье шахтера» и увеличили фонд заработной платы на 20%. Причем зарплата выплачивается своевременно и в полном объеме. По результатам реализации комплекса технических и инвестиционных проектов в текущем году мы планируем увеличить объемы добычи угля на миллион тонн.

— Верите ли вы в успех двух потенциально перспективных украинских проектов — разведку и добычу сланцевого газа и постройку терминала сжиженного газа? Дадут ли нам россияне ими заниматься? Ведь пока что усиленно отговаривают, особенно по сланцу...

— Украина — независимое государство, и некорректно говорить о том, что та или иная страна может «отговаривать» нас от усиления своей энергобезопасности. На сегодня мы создали высокую конкуренцию на рынке сланцевого газа и шахтного метана. Судите сами, «Газпром», ТНК-ВР, «Шеврон», «Шелл» и многие другие не просто выразили свою готовность участвовать в разработке отечественных месторождений, а уже активно проводят подготовительные мероприятия. Как минимум это даст Украине понимание относительно объема извлекаемых запасов нетрадиционного газа. Но в действительности мы ориентируемся на максимум: Украина получит высококонкурентный рынок добычи газа на своей территории. Как известно, чем выше уровень конкуренции — тем больше дивидендов получает национальный потребитель в виде увеличения объемов собственной добычи газа и, соответственно, снижения цены энергоносителя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать