Прошлое не исчезает. Героически пролитая кровь не исчезает. Она трансформируется в новую форму духовной энергии, порождает человека, который должен его опеть. Прошлое воскрешается и расцветает в гении.
Евгений Сверстюк, украинский писатель, доктор философии, президент Украинского пен-клуба

Зачем Рада отдает в аренду «трубу»?

Эксперты: В перспективе консорциум по управлению украинской ГТС избавит от газовой зависимости от Кремля
15 августа, 2014 - 12:16
14 АВГУСТА 2014 ГОДА, ВЕРХОВНАЯ РАДА. СВОБОДОВЕЦ ИГОРЬ КРИВЕЦКИЙ (НА ФОТО — СЛЕВА) ОБЩАЕТСЯ С МИНИСТРОМ ЭНЕРГЕТИКИ И УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЮРИЕМ ПРОДАНОМ. ВЧЕРА «СВОБОДА» ЕДИНОГЛАСНО ПОДДЕРЖАЛА ЗАКОНОПРОЕКТ О ГТС, ТОГДА КАК В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ВМЕСТЕ С РЕГИОНАЛАМИ ОТКАЗАЛАСЬ ЗА НЕГО ГОЛОСОВАТЬ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Вчера депутаты пошли на исторический шаг — поддержали во втором чтении с изменениями и дополнениями законопроект о реформировании ГТС Украины. Документ запрещает любую приватизацию «трубы». «Цель закона — иметь ЕС и США в качестве операторов украинской газотранспортной системы, где Украина контролирует компанию и где собственность на украинскую ГТС и украинские газохранилища остаются за украинским государством. Украинская ГТС остается на 100% государственной собственностью», — резюмировал премьер Арсений Яценюк, представляя закон  в Раде. Россия отстраняется от участия в консорциуме по управлению.

В принятых поправках сказано, что газотранспортная система не может передаваться в управление лишь при согласии парламента. Украинское государство объявляет публичный конкурс на привлечение инвесторов по  модернизации и эксплуатации ГТС. Такими инвесторами могут быть лишь компании стран -членов ЕС, которые соответственно сертифицированы, или США. Так называемая операторская компания контролируется исключительно украинским государством. Причем 51% ее принадлежат государству, а 49% — ЕС или США.

Также добавлен пункт о том, что при проведении конкурса компания, которая является  резидентом ЕС или США, обязана раскрыть всю информацию о структурах своей собственности и показать всех бенефициаров, которые являются владельцами этой компании. «Если компания, выигравшая конкурс, принимает решение относительно изменения своей структуры собственности, то такое решение может приниматься лишь в случае, если на это согласие дает украинская сторона. Может случиться так, что выигрывает компания — резидент ЕС, а затем изменится структура собственности и под лейбой ЕС может быть собственность, например, страны-агрессора», — объяснил  Яценюк. Управленческая компания раз в 5 лет должна отчитываться, в том числе в ВР.

Что ж, правки  существенные. Однако даже сам премьер понимает, что очереди из желающих  вкладывать  в нашу «трубу» в настоящий момент нет, потому что страна в войне,  а часть ГТС — под прицельным огнем сепаратистов. «Эти дополнительные требования нагружают проект. Не стоит очередь, чтобы инвестировать в украинскую ГТС. Но мы должны предпринять шаги, чтобы... ЕС был заинтересован в увеличенных транзита газа через Украину и, соответственно, мы зарабатывали больше средств», — убеждает  Яценюк. И напоследок он прибавил, что это также заставит Европу подумать еще раз, строить ли «Южный поток».

На самом ли деле проголосованный Радой законопроект лишит Украину газовой зависимости от РФ и сделает невозможным в будущем давление со стороны Кремля?

По мнению эксперта по энергетическим вопросам Валентина Землянского, документ лишь углубляет газовую зависимость от РФ. «В нынешнем политическом аспекте документ очень хороший, потому что как будто бы сдерживает  проникновение агрессора в энергетическую сферу Украины. Но с точки зрения экономики нет никакого позитива от принятия такого решения. И о лишении зависимости от России  речь не  идет»,       — говорит он. Почему? Во-первых, объясняет Валентин Землянский,  украинская ГТС работает на российском техническом газе. Во-вторых,  хотим  мы того  или нет,  а качает  через  украинскую «трубу» газ,  а следовательно, и дает на ней зарабатывать правительству именно Россия. «И если Россия будет уменьшать объемы перекачки газа в среднесрочной перспективе, то никто из европейцев не будет вкладывать в проект средства, потому что  он не будет приносить прибыли», — объясняет  эксперт. В-третьих, в настоящий момент  Европу устраивает действующая система контрактов поставок газа с «Газпромом». «Кто  вам сказал, что  ЕС хочет что-то  менять. В ее контрактах, в отличие от  украинских, предусмотрено, что  европейские компании имеют право пересматривать  цену газа с «Газпромом». Зачем Европе разрешать проблемы с транзитом  российского газа через Украину?» — резюмирует он.

Европейцы действительно не заинтересованы  в пересмотре действующей схемы  и во вхождении в консорциум по управлению ГТС, говорит «Дню» бывший  представитель президента (Виктора Ющенко) по  международным вопросам  энергетической безопасности Богдан Соколовский. Однако, убежден он,  Украина может это изменить. Для этого,  считает Соколовский, нужно ввести экономическую санкцию против  «Газпрома» в виде запрета транзита газа через свою территорию  в ЕС, и тогда последний будет вынужден принять изменение правил. «Для Европы — это дискомфорт. Но ЕК может дать своим энергетическим компаниям указание переориентироваться на сотрудничество с Украиной в вопросе управления ГТС и таким образом обновить всю схему  поставок энергоносителей. Впрочем,  я понимаю, что сделать  это за 2-3 месяца не удастся.  Но начинать нужно уже сейчас», — считает  Соколовский. В перспективе же, подытоживает  он, принятый закон об  управлении ГТС позволит  ослабить газовую зависимость  от  России.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ