Жителям села предлагают «инструмент» с дефектом
Или что не так с Законом о сельскохозяйственной кооперации?Этим летом Президент Украины подписал Закон «О сельскохозяйственной кооперации», который Верховная Рада приняла 21 июля 2020 г. По мнению инициаторов разработки этого закона, внедрение его норм усилит конкурентоспособность малых и средних производителей и ускорит развитие сельских территорий. Президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Николай Стрижак возражает против его положительного влияния на результативность деятельности фермеров по основной причине — нарушен принцип: «один член — один голос» со многими вытекающими отсюда негативными последствиями.
В странах ЕС функционирует 10,5 млн фермерских хозяйств, из них более 95% — семейные. Последние стимулируют местную экономику и при этом обеспечивают население традиционными пищевыми продуктами с одновременной защитой биоразнообразия и устойчивым использованием природных ресурсов. При этом семейные фермы сталкиваются с двумя основными проблемами доступа: к ресурсам (земля и капитал) и на рынки (в основном касательно возможности мелких фермерских хозяйств на конечных этапах в пищевой цепи — участия в распределении добавленной стоимости, которая преимущественно создается на стадиях переработки и торговли). Однако эти проблемы развитые страны мира успешно преодолевают за счет развития фермерских кооперативов по использованию техники, переработки и сбыта продукции при содействии различных профессиональных и межпрофессиональных организаций по согласованию цен и т.п. Напомним, что через кооперативы в ЕС в розничной торговле реализуют до 40-90% различных продуктов питания. Даже 20-40% реализации кооперативами сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки сдерживает бизнес-структуры монопольно повышать цены на продовольственном рынке.
В динамике доля первичного производства в стоимости конечной продукции (потребительской стоимости) имеет тенденцию к сокращению. Например, 50 лет назад она составляла 40—50%, а сегодня до 12%, а в стоимости хлеба и хлебобулочных изделий — менее 8%. То есть 88—92% добавленной стоимости создается на следующих этапах пищевой цепи, а потому эффективность фермерской деятельности в большей степени зависит от участия в кооперации в сфере переработки и сбыта, чем от экономии технологических ресурсов собственно при производстве сельскохозяйственной продукции. Считается, что именно участие фермеров в кооперативных объединениях является практически исключительно единственным путем к возможности интегрироваться в систему «производство — переработка — сбыт» и соответственно получать дополнительные доходы. Выявлено, что численность кооперативов больше в тех продуктовых подкомплексах, где создается преобладающая доля добавленной стоимости (переработка и реализация: молока и молочных продуктов, мяса и мясных продуктов, зерна и мучных изделий, а также оптовая и розничная торговля вышеперечисленными продуктами).
«НАРАДА» / ФОТО СТЕПАНА ДРУЖИНОВИЧА
При глобализации мировой экономики с концентрацией капитала и производственных мощностей в руках мощных корпораций порождается конфликт интересов участников продовольственной цепи — производителей, переработчиков, коммерческих структур и потребителей, что подрывает принципы конкурентной рыночной экономики: растет монополизация рынков, что ограничивает предложение, с соответствующим ростом розничных цен на продукты питания. При таких условиях, как свидетельствуют факты, первичные производители без участия в фермерских кооперативах держатся на плаву до тех пор, пока существует достаточная для них государственная финансовая поддержка в пакете различных программ (социального страхования, льготного кредитования, ценовой политики, прямых субсидий и компенсаций и т.д.). Необходимо учитывать, что в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО), целью которой является разработка системы правовых норм международной торговли и контроль за их соблюдением, прямые субсидии первичным производителям необходимо сокращать, или Украина при огромном избытке земли в расчете на одного жителя (0,93 га против 0,35 га сельскохозяйственных угодий в ЕС) останется без экспортных рынков сбыта продовольствия. Это еще раз показывает, что фермеры в развитых странах мира не полагаются на субсидии и дотации, а перспективу своего успешного развития видят на пути продолжения дальнейшей интеграции в форме кооперации на продовольственном цепи «производство — переработка — хранение — упаковка — транспортировка — торговля», что позволяет фермерам консолидировать капитал для создания совместных акционерных предприятий по переработке продукции и торговле ею или совместно выкупить акции таких же действующих предприятий и быть конкурентными наряду с крупными корпорациями. Это так называемая прямая, или интеграция снизу, когда фермерские акционерные кооперативы подчиняют перерабатывающие и торговые предприятия в противовес обратной, или интеграции сверху, когда крупные перерабатывающие предприятия подчиняют своим интересам первичных производителей и рынки конечной продукции с основным мотивом — устранение конкурентов (мелких или фермерских кооперативов и т.д. ).
При создании перерабатывающих предприятий на кооперативных началах, как общая схема, фермеры делают вступительный взнос и взнос в уставный фонд кооператива с соответствующим получением сертификата члена кооператива и количеством акций согласно лично вложенному инвестиционному капиталу. Главное при этом — каждый член обязан сдавать на кооперативное перерабатывающее предприятие производимую им продукцию по рыночным ценам согласно его производственным возможностям, что делает невозможным конкуренцию с частными корпорациями. При этом фермеры за сданную продукцию (например, молоко, пшеницу, скот, птицу, овощи и т.д.) получают часть деньгами, а другую — в форме привилегированных акций. Именно на привилегированные акции фермеры за сданную продукцию в первую очередь получают свою долю дохода, полученную кооперативом после реализации переработанной продукции. Чем больше лет фермер сдает свою продукцию в кооператив на переработку, тем больше у него накапливается привилегированных акций, а соответственно, он получает все большую и большую долю дохода в общей его сумме по кооперативу.
В Украине в недавно принятом Законе «О сельскохозяйственной кооперации» помимо основного вступительного взноса в уставный капитал сельскохозяйственного кооператива предусмотрен добровольный дополнительный взнос. Если в развитых странах каждый член кооператива имеет один голос, то в Украине может предусматриваться, что при принятии решений члены кооператива имеют дополнительное количество голосов, пропорциональное их участию в его хозяйственной деятельности. Пропорционально этому же участию проводится и распределение доходов — патронажных дивидендов (в развитых странах — на привилегированные акции, полученные за сданную продукцию кооператива для последующей переработки) сельскохозяйственного кооператива, действующего с целью получения прибыли. Что же это за хозяйственная деятельность и как она измеряется? В законе о кооперации это доля каждого члена в обороте с соответствующим кооперативом. Согласно статье 1 Закона «О сельскохозяйственной кооперации», «оборот члена сельскохозяйственного кооператива с сельскохозяйственным кооперативом — общая денежная стоимость приобретенных у сельскохозяйственного кооператива (проданных таким кооперативом) его членом товаров и полученных от сельскохозяйственного кооператива (предоставленных такому кооперативу) его членом услуг в течение отчетного периода». Трудно понять, этот оборот будет накапливаться по годам или каждый год отдельный расчет? Распределяются также дивиденды, как часть финансового состояния кооператива, пропорционально имущественному взносу. В этом же законе, кроме передачи имущества, как дополнительный вклад в уставный капитал, предполагается также «передача права пользования земельным участком в качестве вклада (дополнительного вклада)», что очень удивляет. Есть ли где-то в мире такое, чтобы в кооператив передавались права пользования земельным участком? Что касается этого закона, то задавать вопросы можно продолжать. Становится понятно, что возможности по наращиванию имущественного взноса за счет дополнительного вклада у отдельных членов (конечно, не фермеров) безграничны, так как не предусмотрены ограничения в отношении представителей агрохолдингов в кооперативах. Правда, в законе отмечено, что «общая сумма дивидендов не может превышать 80 процентов финансового результата» кооператива, но не сказано, о каких дивидендах идет речь: начисленных на имущество или с учетом патронажных дивидендов? В какой пропорции будет проводиться распределение прибыли на дивиденды (на имущественный взнос) и патронажные дивиденды (на оборот кооператива, если перевести на простой язык — распределение дохода на объемы сданной продукции на переработку)? Сколько получат фермеры дополнительных доходов от участия в таких кооперативах?
Напомним, что инициаторами разработки этого закона являются олигархи, которые очень «переживают» за фермеров и создают для них кооперативы практически во всех областях Украины, а с принятием закона надеются, что члены кооперативов (они же фермерские и крестьянские хозяйства) спокойно примут и распределят всю добавленную стоимость перерабатывающих предприятий, которую до этого распределяли агрохолдинги. Поэтому организационная основа закона такова, что управлять и распределять доходы будут богатые члены кооператива с помощью их неограниченности в уставном капитале с трудно прогнозируемыми пропорциями распределения доходов между стоимостью имущественного капитала и стоимостью сданной на переработку продукции.
Четко прописанные законы о кооперации дают возможность фермерам стран ЕС достичь высоких результатов в своей деятельности (экспортируют, например, в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий в 7 раз больше, чем в Украине). У них решают другие проблемы — экологического характера, которые в нашем государстве игнорируются. Есть разные комбинации стратегии по структуре развития сельскохозяйственного производства. По данным исследователей ЕС структура посевных площадей, природных пастбищ и плотность скота в расчете на единицу сельскохозяйственных угодий, в том числе — на 1 га пастбищ, влияют на природные ресурсы (почва, вода, воздух), биоразнообразие и экологические процессы (поглощение углерода, качество и количество воды, качество воздуха и т.д.). Поэтому развитые страны, особенно ЕС, находят такую структуру землепользования и плотности животных, которая сдерживает эрозионные процессы и обеспечивает среду обитания многих специализированных видов растений и животных.
Пока уже 30 лет стратегией называют рожденные в правительственных кабинетах бумажные документы, в которых можно прочитать о «Нью Васюках» — производство зерна и семян подсолнечника возрастет до бесконечности. Для этого государство должно выделить огромные суммы государственной поддержки. Судьбе людей и их трудоустройству, нарастанию эродированной земли и уплотнению почвы, растущей потере плодородия земель и многим другим проблемам социального и пространственного развития сельских поселений в таких стратегиях нет места.
Выпуск газеты №:
№184, (2020)Section
Экономика